22 июня 2006 года Федеральная служба по финансовым рынкам выдала «Копейке» разрешение на обращение акций за рубежом. Максимальный пакет, который мог быть размещен, составил 1,1 млрд. ценных бумаг – до 40% уставного капитала. Торговый дом планировал разместиться на Лондонской фондовой бирже (LSE). Предполагалось, что компания разместит 70% от объема IPO на LSE, а 30% в РТС. Оценка акций была запланирована на начало июля.
Собственникам «Копейки» придется либо смириться с установившейся ситуацией на рынке и выйти на него по средней цене, либо нарастить показатели и отложить IPO
ФК «Уралсиб» (владеет 50% + 1 акция «Копейки») по итогам IPO «Копейки» должен был сохранить контрольный пакет акций компании. У основателей розничной сети Александра Самонова (30%), Сергея Ломакина (10%) и Артема Хачатряна (10%) остался бы блокпакет акций. Такого соотношения долей в капитале компании акционеры собирались достичь в ходе выкупа акций «Копейки» ее основными владельцами после IPO.
Но падение котировок на фондовом рынке внесло коррективы в планы совладельцев торговой сети. Компания решила отложить IPO до лучших времен. Организаторы IPO «Копейки» – HSBC, «Ренессанс Капитал» и ФК «Уралсиб» – оценивали капитализацию компании от 840 млн. долларов (HSBC) до 1,391 млрд. долларов («Уралсиб»).
Теперь, как отмечают аналитики Financial Bridge, инвесторы оценивают компанию ниже, чем собственники, – в 750–800 млн. долларов. «Так как снижение оценки компании и перенос размещения связан со снижением активности инвесторов на рынке и сохранением неопределенности касательно дальнейшего движения рынка, а не ухудшением показателей деятельности «Копейки», то с улучшением внешних условий, мы полагаем, акционеры смогут разместиться удачнее», – считают эксперты.
Чистая прибыль «Копейки» в 2005 году сократилась в 1,6 раза – до 9,3 млн. долларов. Суммарная выручка в прошлом году увеличилась до 574,83 млн. с 365,827 млн. долларов. Объем продаж ТД «Копейка» в первом квартале 2006 года составил 208,5 млн. долларов, что на 52% превышает показатель аналогичного периода 2005 года – 136,9 млн. долларов.
Аналитики Банка Москвы полагают, что в текущем году доходы «Копейки» достигнут 940 млн. долларов при показателе EBITDA на уровне 75 млн. долларов. «Учитывая сумму чистого долга ретейлера на конец 2005 года на уровне 110 млн. долларов, а также высокие темпы роста бизнеса (в текущем году выручка «Копейки» должна увеличиться более чем в 1,5 раза), мы оцениваем стоимость компании на уровне 0,9–1 млрд. долларов», – говорят в банке.
Аналитик ИК «Метрополь» Михаил Красноперов, напротив, считает, что оценка компании инвесторами в 750–800 млн. долларов вполне адекватна. «Цена, получившаяся в результате переоценки компании, оказалась соответствующей финансовым показателям «Копейки». Кроме того, она вписывается в спектр цен компаний данного сектора. А вот оценки собственников компании оказались завышенными, поскольку были ориентированы на уровень цен до коррекции на рынке. «Копейка» рассчитывала выйти на биржу на волне дорогих размещений – «Магнита», «Седьмого континента», однако, судя по всему, эра таких IPO подошла к концу».
Эксперт опасается, что осенью «Копейке» также не удастся разместиться «сверхдорого». «Собственникам «Копейки» придется либо смириться с установившейся ситуацией на рынке и выйти на него по средней цене, либо нарастить показатели и отложить IPO до тех пор, пока оценка компании не будет их удовлетворять», – сказал Михаил Красноперов газете ВЗГЛЯД