Зампред правления Газпрома сообщил, что проекты по соединению газотранспортных систем России и Норвегии рассматривались в ходе переговоров с норвежскими компаниями Statoil и Hydro.
Поставки газа по трубопроводу могут быть более выгодными, чем транспортировка сжиженного природного газа
Норвежская сторона согласилась реализовать этот проект в рамках второго этапа разработки Штокмановского месторождения. Александр Рязанов пояснил, что через 7-8 лет часть газотранспортной системы Норвегии освободится, поэтому Газпром считает экономически целесообразным использовать эти мощности для транспортировки природного газа со Штокмановского газоконденсатного месторождения в Европу, а не вкладывать средства в строительство новых трубопроводов.
Он подчеркнул, что поставки газа по трубопроводу могут быть более выгодными, чем транспортировка сжиженного природного газа (СПГ). «Мы считаем этот вариант экономически целесообразным», – подчеркнул Александр Рязанов.
В начале мая Александр Рязанов заявлял, что Газпром в ближайшее время определится с партнерами по месторождению. Объем инвестиций в первую очередь Штокмановского месторождения составит 12-14 млрд. долларов, а первый газ со Штокмановского месторождения пойдет уже в 2011 году.
Предварительный список (short-list) претендентов на участие в проекте освоения месторождения и организации на его базе производства, транспортировки и продаж сжиженного природного газа Газпром объявил в сентябре прошлого года. В него вошли пять компаний: американские Chevron, ConocoPhillips, норвежские Hydro, Statoil и французская Total. Запасы природного газа Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря составляют около 3,2 триллиона кубометров.
Однако аналитики довольно осторожно отнеслись к идее Александра Рязанова. «Хотя теоретически проект может быть реализован, газотранспортные системы могут быть соединены на суше, у России с Норвегией есть сухопутная граница, добыча в Норвегии сейчас находится на пике, и необходимо ждать лет десять, то есть до 2016 года, для того чтобы освободились мощности», – рассказал газете ВЗГЛЯД аналитик инвестиционной компании (ИК) «Атон» Дмитрий Лукашов.
«К тому же пока толком никто не посчитал Штокман, поэтому о конкретных параметрах проекта говорить трудно, – отметил эксперт. – Также необходимо учитывать, что Россия в случае реализации проекта получит «посредника» в лице Норвегии, то есть если газ пойдет через Норвегию, ей придется платить за транспортировку».
Но аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев считает, что трубопроводный транспорт априори выгоднее танкерного. Аналитик МДМ-Банка Андрей Громадин менее категоричен. С его точки зрения, «все будет зависеть от конкретной просчитанной конечной цены» «В итоге возможно, что газ будет поступать в Норвегию в сжиженном виде, а оттуда в Европу по трубам», – предположил Андрей Громадин.
Специалистами Газпрома подготовлено технико-экономическое обоснование прединвестиционной стадии проекта по производству сжиженного природного газа (СПГ) на базе месторождения. В настоящее время рассматривается идея строительства завода по производству СПГ на суше, а также непосредственно на морской платформе. Расчеты Газпрома показали, что газ с месторождения в сжиженном виде может поставляться даже в США по конкурентоспособным ценам.
Старший вице-президент Statoil Хенрик Карлсен в начале года заявлял, что на первом этапе разработки Штокмана будет производиться СПГ, на втором этапе – газ будут транспортировать по трубопроводу в Санкт-Петербург и оттуда через Северо-Европейский газопровод в Европу. На третьем этапе предполагалось сочетать производство СПГ и транспортировку газа по трубопроводу.
В случае подписания соглашения между Газпромом и норвежскими Statoil и Hydro появится третий вариант транспортировки.