Меньше всего претензий у экспертов к работе экономического блока правительства. Позитивные перемены в этом направлении отмечают большинство специалистов.
Реформы стоят. Определенное движение есть только в рамках национальных проектов, но для страны этого мало
«В этом году правительство сделало ряд конкретных шагов. В качестве самых важных можно назвать либерализацию потоков капитала и меры по улучшению инвестиционного климата в стране», – считает главный экономист инвестиционного банка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик.
По мнению эксперта, действия правительства стали стимулом для роста прямых инвестиций. «Более того, чтобы дать оценку работе правительства, достаточно посмотреть на этот показатель – объем прямых инвестиций в первом квартале 2006 года удвоился по отношению к аналогичному периоду прошлого года», – напоминает господин Лисоволик.
Главный экономист инвестиционного банка HSBC Александр Морозов согласен с тем, что «положительные инициативы у правительства есть», но они вызваны внешними обстоятельствами. «Показательна ситуация с энергетикой – нехватка производственных мощностей и угроза возникновения серьезных аварий вынудили правительство принять ряд решений, которые вызовут приток средств в эту область», – привел пример господин Морозов.
А руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что в вопросах инвестиционного климата в России остается «много неясностей».
«Мне не нравится направленность политики на государственные инвестиции вместо радикального улучшения инвестиционного климата. Это оказывает сильное давление на бизнес, ухудшает инвестиционный климат и существенно сказывается на экономике», – сокрушается экономист.
Достижением правительства можно считать постепенное снижение роста инфляции. Более того, большинство экспертов уже не так скептично настроены по отношению к правительственным экономическим прогнозам на конец текущего года.
Но относить ускоряющийся экономический рост на счет правительства Александр Морозов считает преждевременным. «Более важную роль сыграла динамика цен на нефть. Именно рост цен способствует экономическому росту в России», – считает главный экономист HSBC.
В вопросах административной работы недовольства правительством гораздо больше. «Реформы стоят. Определенное движение есть только в рамках национальных проектов, но для страны этого мало», – недоволен Евгений Ясин.
Негативные впечатления, связанные с ходом административной реформы, есть и у Александра Морозова. «Она фактически откатилась назад», – отметил главный экономист HSBC.
«Есть ощущение, что все может вернуться к исходной точке. Например, сейчас число заместителей министра равно четырем. Таким образом, министерство из центра, который координирует ежедневную работу отрасли, превращается в политический центр», – рассуждает господин Морозов.
С точки зрения эффективности работы правительства и бизнеса увеличение числа сотрудников министерства, структур, которые ему подотчетны, – это шаг в сторону усложнения совместной работы.
Беспокойство Александра Морозова вызывает ситуация в таможенной службе. «В вопросе с таможней путем резкой атаки была решена проблема, устранение которой требует времени. Это может привести к параличу таможенной активности», – переживает эксперт.
На фоне недовольства слухи о смене премьер-министра и отставке ведущих чиновников выглядят вполне логично, но их не стоит переоценивать.
Заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев напоминает, что слухи об отставке министров возникают регулярно. «Если в прошлом году наиболее часто упоминаемым кандидатом на отставку был Михаил Фрадков, то в этом году стали возникать другие фамилии. В частности, после сложностей или неудач в реализации проектов в масштабе страны», – говорит эксперт.
После монетизации в разное время прочили отставку главе Минздравсоцразвития Михаилу Зурабову, потом министру образования Андрею Фурсенко, министру экономики Герману Грефу и министру регионального развития Владимиру Яковлеву. «Другими словами, всем тем, кто был или остается ответственным за крупные национальные проекты. Это те люди, которые участвуют в решении острых проблем и конфликтов», – рассуждает Юрий Симачев.
Но признаком нестабильности появление таких слухов считать нельзя, уверен специалист Межведомственного аналитического центра. «Более вероятно, что существование такой информации свидетельствует о возможности высказывать разные точки зрения, а потом принимать компромиссные решения, – говорит господин Симачев. – Но не всегда хорошо, когда обсуждения выносятся на публику, особенно если они касаются личных амбиций и обид».
По мнению Юрия Симачева, несмотря на наличие разных слухов и не всегда удачных решений, правительство демонстрирует стойкость. «Президент проявляет лояльность к правительству и не собирается его менять», – считает специалист.