Госдума одобрила в первом чтении Закон «Об экспорте газа», закрепляющий за Газпромом исключительное право на экспорт российского газа. В пятницу за принятие этого законопроекта проголосовало 386 депутатов, шесть были против, восемь воздержались. Второе и третье окончательное чтение законопроекта состоится 28 июня.
Узаконенная монополия
Мы считаем принципиально важным признать природный газ стратегически важным сырьем, по аналогии с вооружениями и некоторыми технологиями
Газпром контролирует почти 90% добычи газа в РФ и всю газотранспортную систему, в том числе экспортные газопроводы. Независимые производители газа не могут экспортировать свой газ. Многие из них продают свой газ Газпрому на скважине или на входе в магистральный газопровод. Законопроект закрепляет status quo и предоставляет исключительное право на экспорт газа Газпрому или его стопроцентной дочерней структуре «Газэкспорт».
Авторы законопроекта утверждают, что назначение единого оператора «обеспечит эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности с учетом интересов как государства, так и производителей газа». Исключение Госдума делает для экспортеров газа, произведенного в рамках проектов, реализуемых на условиях соглашения о разделе
«Мы считаем принципиально важным признать природный газ стратегически важным сырьем, по аналогии с вооружениями и некоторыми технологиями, – отмечает один из авторов документа председатель комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. – Газ должен экспортироваться под пристальным контролем государства и по четким правилам. Кроме того, регулирование экспорта природного газа путем назначения единого эффективного оператора исключит конкуренцию российских поставщиков за рубежом, которая может привести к снижению экспортных цен на газ». По мнению господина Язева, законопроект должен обеспечить «предотвращение исчерпания невосполнимых природных ресурсов России, оптимальную защиту фискальных интересов и интересов энергетической безопасности государства».
«Сегодня в законодательстве не закреплен принцип единого канала экспорта газа, что дает теоретическую возможность оказывать давление на Газпром с целью получения доступа к бизнесу по экспорту газа, – пояснил газете ВЗГЛЯД юрист Коллегии адвокатов «Юков, Хренов и Партнеры» Александр Задорожный. – Законопроект призван лишь формализовать существующее положение вещей. С его принятием на законодательном уровне будет закреплено исключительное право газового монополиста осуществлять экспорт газа».
Вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин связывает принятие закона с темой энергетической безопасности. «Обеспечение глобальной энергетической безопасности в мире на сегодняшний день – приоритетный вопрос. Без сомнения, все мировое сообщество заинтересовано в стабильности поставок энергоресурсов для обеспечения достойного качества жизни населения. Россия занимает первое место в мире по объемам международной торговли природным газом. По оценкам экспертов добыча газа в России к 2015 году может достигнуть 740 млрд. куб, а экспорт – 290 млрд. кубометров», – сказал господин Пехтин газете ВЗГЛЯД.
«Мы уверены, что экспорт газа должен осуществляться, учитывая экономические интересы России и международные обязательства в области энергетической безопасности. Регулирование экспорта газа придаст импульс и развитию экономического потенциала страны, позволит более эффективно осуществлять внешнеэкономическую деятельность», – добавляет вице-спикер.
Владимир Пехтин напоминает, что ранее исполнительный директор Международного энергетического агентства Клод Мандиль обратил внимание на необходимость усиления притока капиталовложений в российский газовый сектор. «Единая Россия» поддержит принятие законопроекта «Об экспорте газа» в первом чтении и в целом, исключая процедуры второго и третьего чтений», – подводит итог господин Пехтин.
Отказ от Хартии
Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер (фото ИТАР-ТАСС) |
Причины появления проекта закона «Об экспорте газа» лежат как в экономической, так и в политической плоскости. Обсуждение законопроекта идет в условиях горячей дискуссии относительно глобального энергетического устройства, приближающегося саммита G8 в Санкт-Петербурге.
Принятие закона будет означать отказ России от ратификации Энергетической хартии в том виде, в котором она действует сейчас. Российские власти выступают против ратификации транзитного договора к Энергетической хартии, которая открывает доступ к газотранспортной системе третьим сторонам. В то же время европейские концерны хотят получить доступ к российским трубопроводам, ликвидировав монополию отечественных компаний на транзит газа по территории России. Недавно председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер заявил, что считает хартию «несостоятельным и устаревшим документом».
«Есть опасения, что в ходе вступления России в ВТО нас заставят ратифицировать европейскую Энергетическую хартию, – добавляет Валерий Язев. – Совершенно очевидно усиление давления на Россию со стороны западных стран, желающих получить доступ к нашим энергоресурсам и газораспределительной системе, чтобы обрушить цены на газ». Этими опасениями господин Язев объясняет срочность принятия закона.
Но законодательное закрепление монополии Газпрома полностью исключает подписание Энергетической хартии, считают аналитики. «Законопроект «Об экспорте газа» и хартия противоречат друг другу. Согласно транзитному договору к Энергетической хартии, доступ третьим сторонам открывается, только если есть свободные мощности в газотранспортной системе, а Россия могла всегда говорить, что таких мощностей нет, и формально присоединиться к хартии. Законодательное закрепление монополии госконцерна на экспорт газа, на мой взгляд, вызвано опасениями, что иностранные компании через территорию России будут поставлять в Европу среднеазиатский газ, и Европа получит альтернативу Газпрому», – сказал газете ВЗГЛЯД аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев.
Теперь потребители будут иметь дело только с государством. «Это еще раз подтверждает, что Газпром – инструмент внешней политики, – сказал газете ВЗГЛЯД начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – С другой стороны, и потребителям в определенной мере удобнее наладить взаимодействие с одним игроком, чем со многими. Вообще, по неофициальным данным, Газпром в перспективе превратится в экспортную компанию и отдаст внутренний рынок другим производителям».