Экономика

15 июня 2006, 14:03

Инвестфонд разделили на четверых

Фото: ИТАР-ТАСС

Правительство выделит на их реализацию 104,5 млрд. рублей. На государственные деньги смогут рассчитывать РУСАЛ, Татнефть и инфраструктурные проекты – строительство дорог Москва – Санкт-Петербург и «Западный скоростной диаметр». У этих проектов были сильные лоббисты, подозревают экономисты.

7 июня Инвестиционная комиссия рассмотрела материалы по 46 заявкам на деньги из Инвестфонда. В итоге Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами признало допущенными до конкурса 12 заявок, так как 34 из 46 не содержали полного комплекта документов. 14 июня из этих 12 заявок было отобрано четыре победителя, имена которых чиновники огласили на X Петербургском экономическом форуме.

5 рублей инвестиций на один бюджетный рубль

Одним из проектов РЖД – строительством новых путей к месторождениям Сибири – очень интересовался Владимир Путин

В число инвестпроектов, достойных государственных денег, вошел проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» – создание Богучанского энергометаллургического объединения, которое включает в себя достройку Богучанской ГЭС и алюминиевого завода. Общая стоимость проекта составляет 358,71 млрд. рублей. Богучанский комплекс оценивается в 179 млрд. рублей. Из Инвестфонда будут выделены 34,22 млрд. на участок железной дороги длиной 55 км, автодорогу, мост и ЛЭП.

Вторым проектом, на который Инвестиционная комиссия решила выделить средства, стало предложение Татнефти «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске». По словам заместителя министра экономического развития Кирилла Андросова, общая стоимость Нижнекамского нефтехимического комплекса составляет 130,2 млрд. рублей, на строительство нефтеперерабатывающего завода требуется 96,2 млрд. рублей. Инвестиционная комиссия постановила выделить16,5 млрд. рублей. Деньги пойдут на строительство нефтепровода, нефтепродуктопровода и железную дорогу без участия в акционерном капитале.

Также комиссия профинансирует проект строительства платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) в Санкт-Петербурге, по которому предполагается строительство дороги через Финский залив для вывоза грузов из порта Санкт-Петербурга. Эта дорога должна связать между собой трассы Киевского и Московского направлений и трассу «Скандинавия». Скоростная трасса должна разгрузить центр города от грузовых автомобилей. Общая стоимость проекта оценивается в 82,689 млрд. рублей, из которых доля Инвестфонда составит 28 млрд. рублей.

Кроме того, Инвестиционная комиссия решила поддержать строительство скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург общей стоимостью 54 млрд. рублей. Деньги из Инвестфонда в сумме 25,8 млрд. рулей будут выделены для строительства участка с 15-го по 58-й км трассы. Однако это решение еще не окончательное. «По результатам работы нашего инвестиционного консультанта потребуются уточнения по стоимости с учетом окупаемости», – уточнил господин Андросов.

Положение об Инвестфонде было утверждено правительством 23 ноября 2005 года. Основными требованиями для инвестиционных проектов, на которые государство решило выделить деньги, стали их «общегосударственное значение» и осуществление на основе «государственно-частного партнерства». Доля частного капитала в проекте должна была быть не меньше 25%.

Представленные инвестпроекты должны были быть как минимум безубыточными. Но в среднем, по планам Минэкономразвития, в 2006 году бюджетная доходность каждого проекта должна составить не менее 4%. Как ранее заявлял Кирилл Андросов, «на каждый рубль бюджетных денег, вложенный в проекты Инвестфонда, планируется привлечь 5-6 рублей новых инвестиций».

Изначально планировалось выделить из Инвестфонда лишь 69,7 млрд. рублей. Но итоговый размер фонда превысил запланированный на 36,2 млрд. рублей. По мнению аналитиков, произошло это из-за того, что цены на нефть продолжили рост. «К тому же предполагалось выделить не какую-то конкретную сумму, а долю средств, поступивших от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты», – пояснил газете ВЗГЛЯД начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Совлинк» Ариф Зейналов.

Сильный лоббизм

Не прошел проект РАО «ЕЭС» по модернизации отрасли (фото ИТАР-ТАСС)

Среди тех 42 проектов, которые по тем или иным причинам не прошли по конкурсу, самый большой запрос подготовили «Российские железные дороги». Железнодорожники подали четыре заявки на общую сумму 94,4 млрд. рублей. Одним из проектов РЖД – строительством новых путей к месторождениям Сибири – очень интересовался Владимир Путин. Однако этот проект не прошел отбор.

По мнению главного управляющего директора компании «Альфа-Капитал» Валерия Петрова, это произошло из-за того, что «РЖД» – государственная компания. «В таком случае получилось бы, что государство сотрудничает не с частной компанией, а с самим собой, – отметил Валерий Петров. – По этой же причине не прошли проекты РАО «ЕЭС» по модернизации отрасли и Газпрома по газификации Иркутской области».

«Проект газификации Иркутской области был отложен еще и потому, что до сих пор не решен вопрос о развитии Ковыктинского месторождения, – отмечает Ариф Зейналов. – Если этот вопрос будет решен положительно, то газификация за счет средств государства вообще не понадобится». При этом экономист считает, что проект РЖД с очень большой долей вероятности пройдет конкурс в следующем году.

«Тем более что сначала нужно было дать денег на более важный с политической точки зрения проект – проект строительства автомобильных дорог, – рассказал газете ВЗГЛЯД Валерий Петров. – За счет строительства скоростных трасс Москва – Санкт-Петербург и ЗСД Россия получает статус участника транспортных коридоров, что повышает ее международное экономическое значение». Между тем проект строительства ЗСД был наиболее затратным из всех представленных 46 проектов.

Количество проектов по развитию транспортной инфраструктуры было очень большим. Больше всего средств из Инвестфонда – 52,24 млрд. рублей – просило ЗАО «Енисейская промышленная компания» (дочерняя структура Межпромбанка). Эти деньги предполагалось направить на прокладку железной дороги в Туву.

Норникель попросил 44,52 млрд. рублей на строительство 350 км железной дороги на юго-востоке Читинской области – участок от Забайкальской железной дороги до Лугокана – для освоения Березовского месторождения медного концентрата. Дорога должна была пройти недалеко от Краснокаменска и границы с Китаем, что было бы удобно для экспорта меди. На деньги Инвестфонда также предполагалось развить инфраструктуру портов в Усть-Луге и на Кубани.

Если компании проиграли, это не значит, что у них проекты были хуже. У них не было таких сильных лоббистов, как у четырех проектов, оказавшихся победителями, уверен Ариф Зейналов. А Валерий Петров считает, что есть объективные критерии для определения победителей. Одним из решающих факторов в этом вопросе стала забота о сокращении инфляции. «Для реализации всех проектов-победителей потребуется зарубежное оборудование, – пояснил он. – Это самая значимая статья расходов, и эти деньги уйдут из российской экономики, то есть не будут давить на рост инфляции».

Текст: Дмитрий Скворцов

Вам может быть интересно

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?