Financial Times опубликовала в четверг фрагменты письма, которое, по утверждению газеты, Ферс направила Путину с просьбой изменить ситуацию. В этом письме гендиректор Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange, LSE) предупреждает, что решение не впускать в Россию главу инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера может «нанести репутации России значительный ущерб».
Лишения рынка
Браудер заявил, что ему неизвестны причины депортации, но согласился с предположениями, что всему виной его критика корпоративного управления российских компаний
Браудер был депортирован из России в прошлом году без объяснения причин, после чего ему отказали во въездной визе. Браудер был известен своей громкой критикой методов корпоративного управления, применяемых российскими компаниями, и неоднократно обращался в суд с исками, как он выражался, против полного пренебрежения правами акционеров, пишет газета.
В частности, представители Hermitage Capital Management неоднократно выступали с критикой корпоративного управления Сургутнефтегаза. Как сообщили ранее газете ВЗГЛЯД в Hermitage, запрет на приезд в Россию главы HCM Уильяма Браудера был связан с «критикой одной из российских компаний».
«Браудера пока нет в стране, – сообщал ранее газете ВЗГЛЯД инвестконсультант, пожелавший сохранить анонимность. – Но этот вопрос решится в ближайшее время. Никто не выигрывает от того, что его не пускают в Россию», – уверен источник газеты ВЗГЛЯД. Hermitage Capital Management управляет крупнейшим инвестиционным фондом России с активами в размере 4 млрд. долларов, при этом фонд Hermitage зарегистрирован на острове Гернси и занимается инвестициями в Россию с 1996 года.
В понедельник Браудер заявил, что ему неизвестны причины депортации, но согласился с предположениями, что всему виной его критика корпоративного управления российских компаний. Российская сторона от комментариев воздержалась. При этом, по словам главы Hermitage Capital, даже несмотря на попытку высокопоставленных чиновников Великобритании и ЕС разрешить эту ситуацию, его по-прежнему не пускают в Россию, более того – до сих пор отказывают в официальных разъяснениях.
«Многие чиновники российского правительства в частных беседах выражают недоумение в связи с запретом на мой въезд в Россию и высказывают уверенность в том, что ситуация вскоре будет улажена, – отметил он. – Однако никаких официальных шагов не было предпринято». В ответ Клара Ферс пишет, что «это может негативно повлиять на имидж России как страны, привлекающей иностранные инвестиции, а также на возможность российских компаний привлекать капитал за пределами России».
«Если крупнейший на российском рынке инвестор может быть без объяснений лишен возможности приехать в страну, это послужит очень негативным сигналом для других сторон, планирующих инвестировать деньги в российские компании», – говорится в письме.
Официальное объяснение
Клара Ферс |
Судя по всему, министр и банкир подняли вопрос о визе для Браудера на достаточно высоком уровне, делает вывод газета. Следует отметить, что на долю России в 2005 году пришлось наибольшее количество первичных размещений акций на LSE. Семь российских компаний привлекли за IPO на LSE 5,1 млрд. долларов, или 14% общего объема новых капиталов, привлеченных за этот период на LSE.
Таким образом, Лондон укрепил собственную репутацию одного из центров международных рыночных операций, чем, возможно, и объясняется решение столь высокой политической фигуры, как Джек Стро, выступить на стороне Браудера, хотя тот и является уроженцем США, пишет Financial Times.
По словам высокопоставленных сотрудников Уайтхолла, для такого вопроса уровень контактов действительно необычно высок. Однако в беседах с корреспондентами они отмечали, что Браудер в России – «заметный и влиятельный инвестор». Свое обращение к Путину относительно Браудера написала и Ассоциация по защите прав инвесторов, крупнейшее в России объединение институциональных инвесторов.
Отказ Браудеру во въезде на территорию России тем более удивителен, что он всегда громко высказывался в поддержку экономической политики Путина, несмотря даже на то, что в это же время против России поднималась волна критики со стороны представителей властей и бизнеса западных стран, что также было указано в письме Клары Ферс.
Как отмечает британская газета, обращение главы Лондонской биржи происходит незадолго до IPO российского государственного нефтегазового гиганта «Роснефть». Предполагается, что это предложение может побить абсолютный рекорд по IPO: на нем Роснефть может заработать до 20 млрд. долларов. Между тем в среду против IPO Роснефти жестко высказался Джордж Сорос, миллиардер напугал Европу непрозрачностью госкомпании и потерей Европой энергобезопасности.
При этом сам Браудер в понедельник заявил, что Роснефть готова провести IPO в июле текущего года, и встретился с президентом Роснефти Сергеем Богданчиковым. О вопросах, которые обсуждались на этой встрече, он сообщить отказался, сославшись на то, что это была частная беседа.
В итоге представитель России в «Большой восьмерке» Игорь Шувалов заявил на Лондонском форуме, что по крайней мере необходимо дать официальное объяснение выдворения Браудера из России. При этом официально Лондонская биржа отказывается подтверждать факт направления письма Путину от Клары Ферс. Представитель биржи заявил Financial Times, что «если бы LSE написала что-либо президенту Российской Федерации, это было бы частное дело».