На совещании в Томске Путин выслушал доклад главы Транснефти Семена Вайнштока, который заверил собравшихся в экологической безопасности трубопровода нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), и вице-президента РАН Николая Лаверова, который предложил перенести трубу севернее – за пределы водозаборной и сейсмической зоны.
«Я сказал севернее»
Если Вы заколебались, то такая возможность есть, потому что если бы ее не было, Вы бы так сразу и сказали
Путин также выслушал доклад губернатора Иркутской области Александра Тишанина, который сообщил, что самая главная озабоченность общественности относительно трубопровода заключается в том, что он пройдет по сейсмически опасной зоне на севере Байкала.
Эти опасения и были учтены в докладе Лаверова, который и предложил провести трубу севернее этого района, давая пояснения по карте. Кроме того, при таком удалении и особенностях местного рельефа даже при гипотетической аварии нефть будет разливаться севернее, то есть не в сторону Байкала, отметил академик.
«Надо немедленно начинать строить, это решаемая задача, но в процессе строительства рассмотреть возможность инженерно-геологических изысканий, чтобы вывести трубу за пределы сейсмической 10-балльной зоны», – сказал академик. По его словам, она составляет примерно 40 км.
Президент России попросил уточнить, означает ли это, что в случае если что-то произойдет, загрязнение пойдет не в Байкал, а на север. Лаверов подтвердил, что президент рассуждает правильно. «Есть техническая возможность уйти на север?» – спросил Путин у Вайнштока. Глава Транснефти глубоко задумался и не стал спешить с ответом. «Вы меня поставили в тупик», – наконец честно признался Вайншток.
«Если Вы заколебались, то такая возможность есть, потому что если бы ее не было, Вы бы так сразу и сказали, – сказал президент России. – Давайте договоримся работу начинать с двух сторон, а к тому моменту, когда вы подойдете к этим точкам, откуда нужно будет начинать обход Байкала, нужно разработать всю документацию, провести все необходимые изыскательные исследования», – продолжив, распорядился Владимир Путин.
Трасса должна пройти севернее той зоны, которую обозначил Лаверов, поставил точку глава России. Вайншток согласился с этим подходом. «Действительно, потребуется максимальная концентрация многих сил и научной мысли и технологической для решения технологических проблем, – сказал он. – Скорее всего, нам придется идти намного севернее». «Я же сказал – севернее, а где севернее – это принципиального значения не имеет», – подвел итог дискуссии Путин.
Еще в начале обсуждения в своем докладе Вайншток сообщил, что проект проработан в соответствии с самыми строгими экологическими стандартами безопасности. По словам Вайнштока, система позволит исключить аварийный разлив нефти. По длине трубопровода будут установлены более тысячи сейсмодатчиков, которые позволят в случае опасности остановить прокачку. Таким образом, сказал глава Транснефти, технология позволяет «полностью предотвратить попадание нефти в Байкал».
Вайншток сообщил, что его компания моделировала возможность аварии на трубопроводе. «Возможность составляет 10 в минус второй степени для железной дороги и 10 в минус седьмой степени для трубопроводного транспорта, то есть в 100 тысяч раз меньше», – сказал он.
По словам Вайнштока, на первом этапе строительство нефтепровода обойдется в 6 млрд. 650 млн. долларов. Этот этап строительства должен быть завершен к концу 2008 года. Президент интересовался, на каком расстоянии от берега Байкала будет проходить нефтепровод по большей части, кроме севера Байкала. «Водоохранная зона – 500 метров, а мы отодвинулись на максимально еще возможные 300 метров, то есть всего – 800», – сказал Вайншток.
Путин попросил уточнить, на каком расстоянии от берега проходит железная дорога, по которой также перевозятся цистерны с нефтью. Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин сказал, что «это расстояние десятикратно меньше» от берега, чем те места, по которым пройдет труба. «По этой дороге перевозятся 8,7 млн. тонн на Китай и примерно столько же на Дальний Восток», – добавил он. «То есть практически по самому берегу, – отметил Путин. – Значит, при осуществлении проекта трубопровода мы в значительной степени минимизируем экологические риски».
«Шикарное решение»
Глава «Транснефти» Семен Вайншток |
Вайншток предположил, что экспертиза завершится в ближайшие два месяца. При этом он гарантировал, что удлинение маршрута будет меньше чем на 900 км. «Мы раньше говорили – правда, о другом маршруте, – что не будет экономически выгоден маршрут, который длиннее существующего на 900 км», – пояснил он.
Однако Вайншток заверил, что изменение маршрута трубопровода не скажется на сроках строительства. «В пятницу начнем строительство. Сковородино (пункт первого этапа нефтепровода) готово к строительству», – подчеркнул Вайншток. «Принятое решение в корне меняет экономику проекта», – подчеркнул глава Транснефти.
По словам Вайнштока, «труба подойдет вплотную к месторождениям, что позволит уменьшить затраты нефтяников по сооружению трубопровода и несколько увеличить тарифы, которые обеспечат экономическую целесообразность маршрута». Вместе с тем глава Транснефти признался, что и предлагая первый вариант маршрута, «мы были совершенно убеждены, что маршрут, который мы предлагаем и который намного короче, абсолютно безопасен».
В российском «Гринписе», который критиковал планы по ВСТО, решение о переносе маршрута строительства участка нефтепровода ВСТО за пределы водозаборной зоны озера Байкал называют экологически грамотным. «Решение о переносе маршрута нефтепровода за пределы водосборного бассейна озера Байкал – это шикарное и экологически грамотное решение. Хочется приветствовать данное решение», – заявил в интервью «Интерфаксу» в среду исполнительный директор «Гринпис России» Сергей Цыпленков.
Цыпленков подчеркнул, что в данном случае важен не «километраж», а именно решение о проведении нефтепровода за пределами водосборного бассейна Байкала, так как «озеро – это не простая геометрическая фигура». «Таким образом убирается потенциальная угроза загрязнения Байкала при возможной аварии нефтепровода», – заявил Цыпленков.
Глава российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин также позитивно отреагировал на решение перенести маршрут ВСТО за пределы водозаборной зоны Байкала. «Безусловно, это решение проблемы. Я рад, что в итоге победил здравый смысл. Поздравить можно всех», – заявил Честин «Интерфаксу» в среду.
«Экологические риски, безусловно, остаются, но они намного ниже, чем те, которые были бы при прохождении трубопровода в непосредственной близости от озера. При новом варианте уже возможны технические решения, которые можно воплотить в жизнь и обеспечить безопасность Байкала», – сказал Честин. Председатель партии «Зеленая Россия» член-корреспондент РАН Алексей Яблоков высказал мнение, что изменение проекта строительства трубопровода является «победой общественного мнения».
При этом он считает, что трубопровод следует строить не в 40 км от Байкала, а гораздо дальше. «Ученые, географы, экономисты говорят о том, что его нужно строить гораздо дальше, чтобы якутские нефтяные месторождения получили возможность выхода на эту трубу», – сказал Яблоков в эфире радиостанции «Эхо Москвы».