О результатах налоговой политики государства в пятницу рассказал глава Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Александр Иванеев на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Высокая нагрузка
В настоящее время рассматривается вопрос об установлении более высокой ставки акциза на нефтепродукты при более низком качестве бензина
По его словам, в среднем в период с 2001 по 2005 год налоговое бремя ежегодно снижалось более чем на 1% ВВП. А количество налогов сократилось с 54 до 19. Самая высокая налоговая нагрузка, как сообщил глава департамента, сейчас установлена в секторе добычи полезных ископаемых (52%), самая низкая – в сельском хозяйстве (около 4%), в обрабатывающих отраслях она составляет в среднем около 19%.
Россию уже можно отнести к странам с наиболее низким уровнем налогообложения, делает вывод чиновник. Минфин намерен продолжить снижение некоторых налогов и впредь. Среди мер по снижению налогового бремени Иванеев называет введение для физических лиц упрощенного декларирования доходов, а также увеличение с 2007 года социальных налоговых вычетов для граждан с 38 до 50 тыс. рублей. Для организаций также предлагается возможность не включать в доходы вписанные по условиям реструктуризации пени и штрафы.
Также Минфин предлагает в 2007-2008 годах не увеличивать ставки акциза на нефтепродукты. Предлагается установить и нулевую ставку НДПИ для новых месторождений на срок до 10 лет с момента регистрации лицензии, а также внести понижающий коэффициент налога для месторождений с выработкой свыше 80%. До 2008 года финансисты предлагают «изучить возможность снижения НДПИ для черных и цветных металлов». По словам Иванеева, в 2006 году чиновники собираются усовершенствовать налоговое администрирование. Предполагается упорядочить проведение камеральных проверок, выездных налоговых проверок и сократить число оснований для повторных проверок налоговыми органами.
Помимо этого, Минфин подготовил законопроекты, которые предусматривают возмещение НДС при капстроительстве и ускоренное возмещение НДС экспортерам 2007 года. Кроме того, с 2007 года предусматривается возможность для организаций уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году, а также отнесение затрат на НИОКР. По словам Иванеева, с 2007 года также предлагается отказаться от зачетной схемы уплаты акцизов на нефтепродукты и вернуться к порядку их уплаты предприятиями-производителями.
Трогать налог преждевременно
Премьер-министр Михаил Фрадков (фото ИТАР-ТАСС) |
Однако есть налоги, которые Минфин снижать категорически не желает. В частности, несмотря требование премьер-министра Михаила Фрадкова снизить в ближайшее время налог на добавленную стоимость, Минфин предлагает рассмотреть целесообразность такого шага не ранее 2008 года.
Также предлагается в ближайшие год-два не менять режим применения единого социального налога (ЕСН). «Минфин считает, что тема ЕСН очень подробно была обсуждена более года назад и сейчас трогать налог, вносить в него какие-то изменения преждевременно», – сказал Иванеев.
Стратегия Минфина предполагает повышение некоторых налогов. В настоящее время рассматривается вопрос об установлении более высокой ставки акциза на нефтепродукты при более низком качестве бензина. Но, по мнению Иванеева, данная мера может быть реализована не ранее 2008 года в связи с тем, что пока четко не определен порядок установления критериев качества бензина. Также предлагается в 2007 году сохранить комбинированную ставку акциза на табачные изделия. Вместе с тем, по словам Иванеева, с 2007 года следует исчислять процентную ставку акциза не от оптовой, а от розничной цены на сигареты.
Налоговое бремя уменьшается, но предприниматели напоминают, что помимо основных налоговых ставок существует множество дополнительных параметров, из-за которых реальный налог вырастает.
«Можно начать с «экологических» налоговых коэффициентов, лишающих предприятия в некоторых регионах возможности инвестировать в новые, более чистые технологии, а закончить устаревшим, фискальным и не выгодным никому, кроме губернаторов на местах, механизмом сбора платы за вред окружающей среде», – заявил член бюро правления РСПП Николай Танков на XV съезде РСПП.
По мнению главного экономиста банка HSBC Александра Морозова, две основные проблемы налогообложения в России – это широкая налогооблагаемая база и сложное налоговое администрирование. «Учитывая издержки на содержание дополнительного штата сотрудников для ведения налоговой отчетности, споров с налоговыми органами при вольной интерпретации налогового законодательства, можно сказать, что налоги в России вообще в целом выше, чем других странах, – объяснил газете ВЗГЛЯД Александр Морозов. – При этом базовые налоговые ставки действительно сопоставимы с таковыми же в развитых странах, а подчас даже ниже».
По мнению Александра Морозова, снижать базовые налоговые ставки в России действительно не стоит. «В ближайшее время следует озаботиться сокращением налогооблагаемой базы и приведением ее к европейским стандартам и сокращением требований по налоговой отчетности, – подчеркнул Морозов. – Если реальная налоговая ставка в ближайшие год-два хотя бы приблизится к базовой, то можно будет говорить о том, что налоги снижаются, и без законодательных инициатив».