«Этот вопрос, конечно, непростой, но он решаемый, и решаемый в гораздо более короткие сроки», – заявил в понедельник президент.
Когда прекратим практику, согласно которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе
Исполнителями поручений Владимира Путина назначены Михаил Фрадков и глава МЭРТ Герман Греф. Чиновникам предстоит срочно переоборудовать пункты пропуска на границах, чтобы там, по словам Путина, «не было бизнес-структур».
«На границе очень много разных организаций, и мы неоднократно говорили об этом», – напомнил президент. – Давайте договоримся: в следующий понедельник мы зафиксируем, что эта работа закончена». Михаил Фрадков согласился, а Герман Греф возразил, что на наведение порядка потребуется два года, а не неделя.
Президент на ответ Германа Грефа отреагировал нервно. «Когда мы, наконец, на границе наведем порядок? Когда прекратим практику, согласно которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе на подавляющем большинстве пунктов перехода?» – вопрошал глава государства.
Герман Греф попробовал было объяснить, что решение связано с «реализацией комплекса мер, который сейчас разрабатывается, и утверждением таможенного администрирования» и с тем, что сейчас важную роль играет человеческий фактор. Но Владимир Путин счел его аргументы неубедительными.
«Таможня представляет собой сложный механизм, и чтобы его наладить, предстоит решить еще много других вопросов, кроме автоматизации», – не понимает спешки Владимира Путина эксперт Центра развития Сергей Пухов.
Несмотря на то, что четверть всего импорта сейчас не декларируется, то есть проходит по заниженным ценам и с измененной структурой товара, меры, которых требует президент, направлены не на увеличение платежей. «Необходимо повысить открытость и предсказуемость процесса, – отмечает эксперт. – Но в дальнейшем придется менять работников таможни – увольнять коррумпированный состав, а оставшимся существенно поднимать зарплату».
Премьер-министр Михаил Фрадков (фото: ИТАР-ТАСС) |
В прошлом году таможенникам уже поднимали зарплату в рамках реформы всей системы. И наряду с этим были введены жесткие правила: работникам таможни нельзя появляться на досмотре с мобильным телефоном, проводить проверку нужно строго по одному, а иметь в кармане таможеннику можно не более 20 долларов. В итоге, несмотря на снижение пошлин, собираемость платежей возросла почти в три раза. «Из чего было сделано предположение, что коррумпированность чиновников снизилась», – рассказал газете ВЗГЛЯД главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик.
Очередное преобразование, скорее всего, займет определенное время, уверен Ярослав Лисоволик. «Президент просто сигнализирует о том, что решать вопрос нужно скорее», – говорит экономист Deutsche UFG.
Для того чтобы при перевалке грузов через границу не использовались возможности упомянутых президентом «бизнес-структур», нужно выделять таможне средства на переоборудование пропускных пунктов.
Переоборудовать только часть пунктов, оставив другие «на потом», по словам Германа Грефа, нельзя. «Практика показала, что как только появляется современная техника на каком-то одном пункте пропуска, сразу контрабандные потоки мигрируют на другие пункты пропуска, необорудованные», – пояснил глава МЭРТ.
Для оборудования одного досмотрового комплекса, который позволяет проверять железнодорожные вагоны или корабли в морских портах, нужно 50-70 млн. долларов. Герман Греф планирует модернизировать все пропускные пункты в России за три года, «а за это время ввести такую практику, которая действует в ряде стран, что пункт пропуска открыть невозможно, пока он не будет полностью оборудован программно-техническим и инспекционным оборудованием».
Президент возражал, аргументируя недовольство тем, что халатность на таможне приносит колоссальные убытки стране. В конечном итоге Герман Греф сдался, признав, что все необходимые для реформы таможни решения уже приняты правительством. «В завершающей стадии находится согласование проекта закона и проекта постановления правительства, которые вводят новый порядок администрирования на границе, где будут находиться только два органа, остальные – сейчас их семь – будут выведены», – пояснил глава МЭРТ. На совещании с президентом также выяснилось, что пакет документов уже согласован. Михаил Фрадков рассказал, что на завершение процедуры «в жесткой форме дали несколько дней с оргвыводами».
Но вопрос не только в организации таможенной службы, считает Сергей Пухов. Быстро переоборудовать терминалы, скорее всего, не получится, прежде всего по финансовым соображениям. «Реорганизация таможенных пунктов – это статья госрасходов, которые не предусмотрены бюджетом на 2006 год, – недоумевает эксперт. – Анонсировать идею недостаточно, ее нужно выполнять, а это подчас сложно».