С воскресенья вступает в силу постановление правительства, ограничивающее вес ввозимых без уплаты пошлины товаров. Оно также меняет периодичность пересечения границы с беспошлинно ввозимым багажом. Теперь физические лица смогут ввозить в Россию лишь 35 кг товара, и не чаще чем 1 раз в месяц. Ранее пошлиной не облагался багаж весом до 50 кг, ввозимый не чаще чем 1 раз в неделю.
Закрыть все дыры
Подорожание коснется не только товаров экономкласса, но и некоторых видов продукции премиум-класса, например, дорогих дубленок и шуб
Введение данного ограничения приведет к росту цен на беспошлинные товары на 30%, – считает директор Департамента госрегулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
По мнению аналитиков, речь идет об общем подорожании товаров, объемы челночных завозов по которым в Россию значительны. «Понятно, что вслед за повышением стоимости конкурентной импортной продукции, отечественные производители также получат возможность поднять цены», – отметил в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
«Причем подорожание коснется не только товаров экономкласса, но и некоторых видов продукции премиум-класса, например, дорогих дубленок и шуб», – уверен он. Правда, рост цен на 30%, обещанный Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ), маловероятен, заявляют эксперты, опрошенные газетой ВЗГЛЯД.
Дело в том, что данная оценка базируется на предположении, что с помощью введенного ограничения удастся фактически прекратить беспошлинный ввоз товаров в Россию с целью последующей их реализации. Но челноков это не остановит, заверяют аналитики. «Официальный импорт беспошлинной продукции частично будет замещен серыми схемами и контрабандой», – считает Дмитрий Янин.
«Для того чтобы введенная мера принесла ожидаемый эффект, необходимо значительно усилить контроль на границе, – пояснил он. – Но в одночасье «закрыть все дыры» невозможно». Аналитики инвестиционного холдинга (ИХ) «Финам» ожидают повышения цен на уровне 15-20%, да и то только на рынках и в небольших магазинах, где обычно реализуются товары, завезенные челноками.
«В более организованном сегменте ритейла роста цен не произойдет, так как спрос здесь достаточно эластичен, и компании не захотят терять клиентов», – сообщил газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь инвестхолдинга «Финам» Владислав Кочетков.
Аналитик инвестиционной компании «Файненшл Бридж» Игорь Васильев вообще уверен, что введенное ограничение не окажет сильного влияния на рынок. «Прошло то время, когда значительная часть реализуемой продукции завозилась челноками», – считает он.
«Исключение, правда, может составить Дальневосточный регион», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД. То, что наиболее значительное влияние введенная мера окажет на рынки регионов, соседствующих с Китаем – страной, где производится более 60% продукции, производимой челноками, – отмечают все эксперты.
Трудоустройство челноков
60-80% всего импорта на Дальнем Востоке завозится челноками (фото: ИТАР-ТАСС) |
Дело в том, что доля челночной продукции в этих районах весьма высока. Например, по данным, приведенным Галиной Баландиной, 60-80% всего импорта на Дальнем Востоке завозится челноками. Роста цен здесь стоит ожидать на все группы товаров, за исключением продуктов питания, считают специалисты.
В европейской части России челночная продукция представлена в значительно меньшей степени. Ее доля в импорте составляет всего лишь 20-30%, сообщила представитель МЭРТ. Поэтому цены в результате введения ограничения здесь вырастут в значительно меньшей степени, и подорожание коснется в основном одежды и обуви, считают эксперты. Это основные группы товаров в структуре челночного импорта.
По экспертным оценкам инвестиционного холдинга «Финам», примерно 45% ввозимой таким образом продукции приходится на одежду, доля обуви составляет 25%, 15% челночного импорта приходится на игрушки, остальное – на бытовую технику и различные аксессуары.
По мнению МЭРТ, введенное ограничение должно поддержать отечественного производителя, продукция которого находится сейчас в неравных конкурентных условиях с товарами, завезенными челночниками без уплаты НДС и таможенных пошлин. Но эксперты с ними не соглашаются – с их точки зрения, сама по себе данная мера вряд ли сильно поможет российским производителям.
Маловероятно, что они смогут увеличить свою долю на рынке более чем на 3-5%. «Нужно понимать, что значительная часть наиболее конкурентоспособных товаров, предлагаемых отечественными компаниями легкой промышленности, производится на аутсорсинге в Китае», – отметил Владислав Кочетков.
«Здесь, скорее всего, речь идет о декларировании единых правил игры для импортеров», – пояснил введение запрета Дмитрий Янин. Он также подчеркнул, что с его введением перед государством встает проблема трудоустройства челноков. «Понятно, что в случае отсутствия у них возможности найти нормальную работу данная мера приведет к увеличению социальной напряженности», – заявил он.
Но, видимо, у чиновников для этой проблемы есть какое-то тайное решение, поскольку они настроены весьма решительно на дальнейшую борьбу с челночниками. Так с 1 января 2007 года МЭРТ хочет запретить беспошлинно ввозить товар, по сумме реализации превышающий 15 тыс. рублей. Сейчас эта норма составляет 65 тыс. рублей.
По словам Галины Баландиной, министерство уже подготовило соответствующие поправки в Налоговый кодекс, и сейчас документы находятся на межведомственном согласовании. Эти поправки, скорее всего, будут рассмотрены Госдумой в осеннюю сессию, отметила она. Беспошлинные товары будут ввозиться в Россию исключительно для личного пользования, подчеркнула Галины Баландина.