Страховщики заговорили о европейском протоколе, и с тех самых пор, как в стране ввели обязательное автострахование. Система расчетов по программе европейского протокола дает право потерпевшему в аварии обратиться за возмещением к своему страховщику. Кроме того, участники мелких ДТП, не дожидаясь приезда сотрудников ГАИ, при условии обоюдного согласия с обстоятельствами происшествия могут покинуть место аварии. В Европе эта система работает уже десять лет. Наши – только опомнились.
Срыв царапинки
Но эксперимент не удался – РОСНО перестаралось с рекламной акцией «реформы автогражданки
Прямое урегулирование убытков так до сих пор не вступило в силу. Этому мешали многие обстоятельства: то страховщики вдруг сами почему-то оказывались не готовы к этой системе, то необходима была оценка правительства. В итоге в декабре прошлого года семь крупных российских страховых компаний («АльфаСтрахование», «РЕСО-Гарантия», «Согласие», «Русский мир», «РОСНО», «Ингосстрах», «Россгострах») в порядке эксперимента создали пул по взаимному урегулированию убытков.
Но эксперимент не удался – РОСНО перестаралось с рекламной акцией «реформы автогражданки». Теперь, если все пройдет удачно, в мае поправки в закон об ОСАГО внесет правительство. Однако к столь скорому изменению привычных процедур в автостраховании не готовы ни сами страховщики, ни автовладельцы, ни даже сотрудники ГАИ.
Классическая схема получения выплат по ОСАГО в России выглядит так. Случилось ДТП. Жертв и пострадавших нет. Вызывают сотрудников ГАИ, которые определяют виновных, составляют протокол. С этими бумажками необходимо отправиться в свою страховую компанию, потом в компанию виновника ДТП, которая должна осмотреть машины с помощью независимой экспертизы.
Только после того как страховая компания виновника признает своего клиента виновным в ДТП, она принимает все документы и оформляет выплату. Вся эта процедура только на бумаге выглядит коротко, в нескольких предложениях.
На самом деле она отнимает у страхователя (владельца авто) не менее двух недель. Закон требует от страховщика выплатить возмещение ущерба автовладельцу в пятнадцатидневный срок, или компания должна предоставить к этому сроку мотивированный отказ. Но статистика рынка показывает, что в среднем процедура получения выплаты занимает 21 день.
После же внесения поправок в закон об ОСАГО, если в ДТП никто не пострадал, то оно не будет регистрироваться в Госавтоинспекции. (Следует отметить, что такой же порядок был до введения автогражданки).
Это значит, что водителям не придется стоять в очередях в отделениях ГАИ, а самим гаишникам – выезжать на место происшествия. Тем более что они постоянно жалуются на то, что из-за «каждой царапинки приходится срываться на место происшествия».
Кроме того, кардинально поменяется система выплат. Потерпевший будет обращаться за выплатой в свою компанию. Она возместит ущерб пострадавшему, а ей, в свою очередь, заплатит страховая компания виновника.
Облегчение мошенникам
Для вступления европейского протокола в действие «недостаточно только поправок в закон об ОСАГО» |
До сих пор введению европротокола мешало российское законодательство. Теперь закон об ОСАГО будет перестроен именно под «протокольную» систему выплат. Но, судя по всему, даже это не поможет российскому страховому рынку быстро перестроится на новую систему.
Для вступления европейского протокола в действие «недостаточно только поправок в закон об ОСАГО», сообщил газете член правления страховой группы «КапиталЪ» Дмитрий Боткин.
«Стоит усовершенствовать Кодекс об административных правонарушениях и Правила дорожного движения, – поясняет он. – Необходимо еще добавить и работу по созданию единых стандартов расчета ущерба, выпустить справочники с ценами на запчасти и ремонтные работы с учетом региональных особенностей и единый реестр экспертов-техников».
Все дело в том, что, по словам руководителя проектов ОСАГО группы «АльфаСтрахование» Дениса Макарова, введя систему прямого урегулирования убытков, страховщики столкнутся с множеством проблем. Главная из них – взаимодействие страховых компаний: сейчас нет механизма гарантий возмещения ущерба. «Эту проблему можно как раз решить, например, путем создания единого гарантийного депозита», – считает Макаров.
И даже глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев считает, что хоть введение европейского протокола – хорошее дело, торопиться и здесь не стоит. «Страховой рынок не сможет, да и не должен так быстро перестроиться на новую систему, – подчеркнул глава страхового ведомства. – Прошлым летом звучала цифра 2-3 года, в течение которых нужно было как следует подготовиться к европейскому протоколу».
За этот период, по его словам, как раз и будут созданы единые стандарты оценки имущественного ущерба и вреда здоровью, единый клиринговый центр для расчета между автостраховщиками.
«И самое важное – рынок должен устояться, – подчеркивает Ломакин-Румянцев. – Для этого мы и собирались предъявлять новые требования к резервам и собственным средствам страховщиков, чтобы на рынке не оставалось финансово неустойчивых компаний. Переход же на совершенно новую систему работы без подготовки приведет к обратному и обесценит саму идею европейского протокола».
Страховщики опасаются мошеннических действий. «Введение европейского протокола облегчит жизнь не только водителям, но и мошенникам», – пояснил Денис Макаров.