Экономика

25 января 2006, 13:20

США готовы вооружиться советскими самолетами

Фото: airforce.ru

Корпорация Boeing хочет предложить Министерству обороны США в качестве платформы перспективного легкого военно-транспортного самолета российско-украинский Ан-72. Модель, разработанная еще в советское время, превосходит по всем параметрам своих итальянских, испанских и американских конкурентов. Конкурс на поставку «перспективного транспортного самолета» должен состояться в течение двух ближайших месяцев.

Собственно, конкурс «Перспективный транспортный самолет» (Future Cargo Aircraft – FCA) проводится в интересах Транспортного командования ВВС США (U.S. Transportation Command – Transcom), которому требуется самолет меньшей вместимости, чем стоящие сейчас на вооружении тяжелые военно-транспортные самолеты Boeing C-130 Hercules и C-17 Globemaster.

Аппетит «Геркулеса»

Новый самолет должен обладать еще и некоторыми «вертолетными» характеристиками – укороченным взлетом и посадкой

Boeing C-130 Hercules и C-17 Globemaster хороши для переброски войск и грузов между театрами военных действий, но для перевозок непосредственно на театре военных действий – избыточны, так как очень дороги в обслуживании, требуют наличия хорошо подготовленных взлетно-посадочных полос, а главное – они очень «прожорливы» в плане горючего.

Последние два обстоятельства и вынудили американцев начать поиск подходящего решения. Действительно, глупо сжигать по 10-12 тонн топлива ради переброски на 200-300 км всего лишь одной роты солдат, десятка раненых или пары «джипов».

Обычно с такими задачами неплохо справляются вертолеты, но им присущ врожденный недостаток, с которым очень трудно бороться. Максимальная скорость вертолетов не превышает 250 – 300 км/ч, но иногда требуется доставить груз (тех же раненых) гораздо быстрее.

Между прочим, новый самолет должен обладать еще и некоторыми «вертолетными» характеристиками – укороченным взлетом и посадкой (УВП или STOL по западной терминологии). На беду американских военных, авиафирмы США военных летательных аппаратов такого класса серийно не выпускают и более того – даже не проектируют.

Тому есть несколько причин, и главная – потребность армии в таких самолетах относительно невелика (около 100 штук), тем более что в большинстве случаев, как уже было сказано, с такими задачами справляются вертолеты.

Крупным концернам просто невыгодно проектировать с чистого листа относительно малосерийную конструкцию, которая вряд ли найдет потом применение в гражданской сфере, учитывая, что финансовые условия выдвинуты довольно жесткие.

Подкомиссия по тактической транспортной авиации комитета по вооруженным силам Конгресса США, возглавляемая республиканцем Куртом Велдоном, ассигновала в 2006 финансовом году не более 4,6 млн. долларов на закупку прототипа. Полная сумма контракта, по словам Джима Хвизда (Hvizd), старшего менеджера концерна Raytheon, оценивается суммой 1 млрд. долларов в течение пяти лет, включая затраты на эксплуатацию.

Перспективная машина

Beech C-12 Huron (фото:shanaberger.com)
До сих пор американские военные как-то обходились, закупая небольшое количество гражданских машин, ограниченно годных к выполнению специфических военных задач. В Корее и Вьетнаме это были, как правило, легкие самолеты фирм Cessna и Beechcraft, сейчас это стареющие английские Short C-23 Sherpa и Beech C-12 Huron.

Теперь оборонное ведомство решило положить конец этому безобразию и выбрать стандартный легкий ВТС, сертифицировав его по единым требованиям. Согласно условиям конкурса Министерству обороны США требуется машина, уже доведенная и освоенная в серийном производстве, базирующаяся на освоенных технологиях и не требующая дополнительных вложений и новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Подобная техника есть только в Европе. Действительно, учитывая ограниченные размеры западно-европейского театра военных действий, в Старом свете такие военно-транспортные самолеты оказались наиболее востребованы, и там накоплен немалый опыт по их проектированию. И европейские концерны живо отреагировали на возможность продвинуть свои товары на североамериканском рынке.

Речь идет прежде всего о консорциуме Global Military Aircraft Systems, который готов предложить США итальянский ВТС Alenia C-27J Spartan («Спартанец»). Эта машина стандартизирована в рамках НАТО и строилась с оглядкой на американские С-130 (за основу были взяты «уполовиненные» тактико-технические данные «Геркулеса»).

Соответственно, и «аппетит» по топливу у него меньше. В результате «Спартанец» стал двухмоторным, примерно вдвое легче и много дешевле заокеанского прототипа. Этот очень удачный самолет рассматривается сейчас как основной фаворит на еще необъявленном конкурсе. Однако эта модель довольно старая.

В свою очередь консорциум, образованный корпорациями Raytheon и EADS, готовится предложить испанские самолеты CASA C-295, CN-235 или оба, в зависимости от окончательных требований армии. Надо сказать, обе машины также далеко не новы.

Вероятно, последним обстоятельством и объясняется интерес Boeing к Ан-72. Этот самолет создан по аналогичным требованиям, но для бывшей Советской армии. И если итальянцы и испанцы разрабатывали свои самолеты в конце 60-х, то антоновская машина соответствует требования конца XX века, и лишь ее можно по праву назвать перспективной машиной.

Самолет без двигателей

Boeing C-130 Hercules (фото: geocities.com)
Главной изюминкой советской конструкции является необычная аэродинамическая схема. Два его реактивных двигателя лежат сверху на крыле – из-за чего самолет получил в войсках прозвище «Чебурашка». Реактивная струя, омывающая верхнюю поверхность крыла, создает дополнительную подъемную силу (эффект Коанда), что позволяет Ан-72 действительно взлетать с очень маленьких площадок, даже с палубы авианосца (в СССР разрабатывался соответствующий вариант, летали с палубы тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов»).

Ни один из западных образцов такими уникальными свойствами не обладает и не может обладать – они оснащены турбовинтовыми моторами. Реактивные двигатели сообщают Ан-72 скорость 705 км/ч, что на 200-300 км/ч выше, чем у конкурентов.

Еще один плюс – традиционно высокая тяговооруженность «Антонова»: свойство, позволяющее совершать безопасные взлеты и посадки на высокогорных аэродромах и в условиях жаркого климата, когда воздух разрежен. Это позволяет пустому самолету совершать в воздухе несвойственные транспортнику эволюции: петли, бочки и прочие истребительные фигуры пилотажа.

Высокие пилотажные характеристики позволяют пилоту активнее маневрировать при выходе из-под обстрела, особенно при взлете и посадке. Статистика Вьетнама и Афганистана свидетельствует, что 80% потерь военно-транспортная авиация несет вблизи аэродромов базирования.

До сих пор ни одной авиафирме мира не удалось создать ничего подобного: единственная подобная машина, строящаяся в серии Mitsubishi C-1, эффект Коанда почти не использует, а двигатели «задраны» на крыло во избежание попадания в них мелких предметов с импровизированной взлетно-посадочной полосы.

Очевидно, что при создании летательного аппарата наиболее затратная часть – это его планер (собственно сам самолет без двигателей и оборудования). Предполагается, что в случае успеха сборка планеров будет осуществляться в США (это жесткое требование конкурса) из комплектующих российского и украинского производства.

Двигатели и электроника, скорее всего, тоже будут американскими – отечественные моторы, увы, обладают недостаточным (по меркам Пентагона) ресурсом. Как сообщил 20 января в Вашингтоне Джордж Мюлльнер, вице-президент Boeing по отделению Air Force Systems, «оценочная группа Boeing уже посетила руководство «Антонова» в Киеве, и обе компании продолжают активные обсуждения».

Однако Мюлльнер говорит, что планы Boeing не будут определены до тех пор, пока армия не обнародует окончательные требования к «Перспективному транспортному самолету».

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Банк России снял ограничения на переводы валюты за рубеж
Темы дня

Санкционные удары сделали МС-21 неуязвимым

Спустя семь лет после первых санкций против МС-21 проект выходит на финишную прямую. Летные испытания идут на максимуме. Уже через год лайнер начнет принимать первых пассажиров. И вряд ли западные конкуренты смогут придумать что-то еще, чтобы погубить проект. Теперь Boeing и Airbus придется смириться с появлением впервые в постсоветской истории их прямого конкурента.

Почему Бельгия встала стеной на защиту денег России

Бельгия стала самым яростным противником идеи о конфискации замороженных в Европе российских активов. Почему бельгийское руководство потрясено подобными планами, какие именно угрозы оно видит в случае воровства принадлежащих России денег и как еврочиновники надеются тем не менее заставить Бельгию подчиниться?

Политолог: Пышный прием Путина в Индии – это сигнал Вашингтону

Мерц собрался убедить Бельгию украсть активы России

Долина объяснила молчание по ситуации с квартирой

Новости

Суд отменил указ Балицкого об отставке главы запорожского облизбиркома

Мелитопольский межрайонный суд признал незаконным отстранение Галины Катющенко от должности главы запорожского облизбиркома и отменил указ губернатора Евгения Балицкого.

По месту перестрелки между ГУР и ВСУ в Киеве ударили «Геранями»

По месту дислокации украинских боевиков в санатории в Конча-Заспе в Киеве, где ранее произошла перестрелка между ГУР и ВСУ, нанесен удар тремя реактивными «Геранями», сообщили военкоры.

Умер сыгравший Шан Цзуна в Mortal Kombat актер

Актер Кэри-Хироюки Тагава, прославившийся ролью Шан Цзуна в серии Mortal Kombat, скончался на 76-м году жизни в Калифорнии после инсульта.

Бельгия назвала условия возможного изъятия российских активов

Заявление премьера Бельгии Барта де Вевера о критериях использования замороженных российских активов получило одобрение парламента, где депутаты встретили его аплодисментами, сообщает VRT.

Экс-премьер Британии Лиз Трасс объявила о запуске политического шоу

Бывший премьер-министр Великобритании Лиз Трасс анонсировала еженедельное политическое шоу и пригрозила «разоблачить людей, которые свергли» ее.

ВСУ атаковали комплекс «Грозный-Сити» в Чечне

Комплекс «Грозный-Сити» в Чечне подвергся атаке беспилотников Вооруженных сил Украины, сообщили СМИ.

Долина не заплатила налог за спорную квартиру

Певица Лариса Долина более полугода не выплачивала налог на имущество физлиц за спорную квартиру, сообщили адвокаты покупательницы Полины Лурье.

Четыре страны ЕС отказались участвовать в «Евровидении»

Нидерланды, Ирландия, Испания и Словения объявили об отказе участвовать в музыкальном конкурсе «Евровидение» из-за допуска Израиля, сообщают европейские СМИ.

Европейские лидеры предостерегли Зеленского от уступок России

Киев получает настойчивые рекомендации от европейских лидеров не идти на уступки России без четких гарантий безопасности со стороны Вашингтона, чтобы не оказаться в уязвимой позиции, пишет The Wall Street Journal.

Путин и Моди начали переговоры в Нью-Дели

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди встретились в Хайдарабадском дворце, одной из главных резиденций правительства в Нью-Дели.

Генерал НАТО оценил влияние отвода войск США на обороноспособность Европы

Сокращение численности американских войск в Европе не ослабит оборону континента, заявил верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе генерал Алексус Гринкевич.

Дмитриев: Мерц дискредитировал себя саботажем мира

Канцлер ФРГ Фридрих Мерца дискредитировал себя разжиганием войны, самоубийством западной цивилизации, миграцией и упрямой глупостью, заявил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.
Мнения

Дмитрий Губин: Украинская пропаганда описывает не Россию, а Украину

Наиболее живучей и в политической среде Украины, и среди экспертов является маниакальная убежденность в скором распаде России. Она присутствует там с 1992 года, более тридцати лет не сбывается, но ее повторяют вновь и вновь. Тогда как сама Украина давно распалась.

Геворг Мирзаян: Украинский кризис движется в тоннеле

Поведение всех четырех ключевых игроков дипломатического процесса (Украины, Европы, США и России) настолько предсказуемо, что возникает эффект тоннельного движения, когда сплетение четырех позиций ведет переговорный процесс к абсолютно закономерному финалу.

Юрий Мавашев: Индия становится долгосрочным приоритетом внешней политики России

Выстраивая тесные связи с Индией, наше руководство учитывает важное обстоятельство. Даже на коллективном Западе, не всегда лояльном к Индии, признают фантастический совокупный потенциал этой страны.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов