Экономика

25 января 2006, 13:20

США готовы вооружиться советскими самолетами

Фото: airforce.ru

Корпорация Boeing хочет предложить Министерству обороны США в качестве платформы перспективного легкого военно-транспортного самолета российско-украинский Ан-72. Модель, разработанная еще в советское время, превосходит по всем параметрам своих итальянских, испанских и американских конкурентов. Конкурс на поставку «перспективного транспортного самолета» должен состояться в течение двух ближайших месяцев.

Собственно, конкурс «Перспективный транспортный самолет» (Future Cargo Aircraft – FCA) проводится в интересах Транспортного командования ВВС США (U.S. Transportation Command – Transcom), которому требуется самолет меньшей вместимости, чем стоящие сейчас на вооружении тяжелые военно-транспортные самолеты Boeing C-130 Hercules и C-17 Globemaster.

Аппетит «Геркулеса»

Новый самолет должен обладать еще и некоторыми «вертолетными» характеристиками – укороченным взлетом и посадкой

Boeing C-130 Hercules и C-17 Globemaster хороши для переброски войск и грузов между театрами военных действий, но для перевозок непосредственно на театре военных действий – избыточны, так как очень дороги в обслуживании, требуют наличия хорошо подготовленных взлетно-посадочных полос, а главное – они очень «прожорливы» в плане горючего.

Последние два обстоятельства и вынудили американцев начать поиск подходящего решения. Действительно, глупо сжигать по 10-12 тонн топлива ради переброски на 200-300 км всего лишь одной роты солдат, десятка раненых или пары «джипов».

Обычно с такими задачами неплохо справляются вертолеты, но им присущ врожденный недостаток, с которым очень трудно бороться. Максимальная скорость вертолетов не превышает 250 – 300 км/ч, но иногда требуется доставить груз (тех же раненых) гораздо быстрее.

Между прочим, новый самолет должен обладать еще и некоторыми «вертолетными» характеристиками – укороченным взлетом и посадкой (УВП или STOL по западной терминологии). На беду американских военных, авиафирмы США военных летательных аппаратов такого класса серийно не выпускают и более того – даже не проектируют.

Тому есть несколько причин, и главная – потребность армии в таких самолетах относительно невелика (около 100 штук), тем более что в большинстве случаев, как уже было сказано, с такими задачами справляются вертолеты.

Крупным концернам просто невыгодно проектировать с чистого листа относительно малосерийную конструкцию, которая вряд ли найдет потом применение в гражданской сфере, учитывая, что финансовые условия выдвинуты довольно жесткие.

Подкомиссия по тактической транспортной авиации комитета по вооруженным силам Конгресса США, возглавляемая республиканцем Куртом Велдоном, ассигновала в 2006 финансовом году не более 4,6 млн. долларов на закупку прототипа. Полная сумма контракта, по словам Джима Хвизда (Hvizd), старшего менеджера концерна Raytheon, оценивается суммой 1 млрд. долларов в течение пяти лет, включая затраты на эксплуатацию.

Перспективная машина

Beech C-12 Huron (фото:shanaberger.com)
До сих пор американские военные как-то обходились, закупая небольшое количество гражданских машин, ограниченно годных к выполнению специфических военных задач. В Корее и Вьетнаме это были, как правило, легкие самолеты фирм Cessna и Beechcraft, сейчас это стареющие английские Short C-23 Sherpa и Beech C-12 Huron.

Теперь оборонное ведомство решило положить конец этому безобразию и выбрать стандартный легкий ВТС, сертифицировав его по единым требованиям. Согласно условиям конкурса Министерству обороны США требуется машина, уже доведенная и освоенная в серийном производстве, базирующаяся на освоенных технологиях и не требующая дополнительных вложений и новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Подобная техника есть только в Европе. Действительно, учитывая ограниченные размеры западно-европейского театра военных действий, в Старом свете такие военно-транспортные самолеты оказались наиболее востребованы, и там накоплен немалый опыт по их проектированию. И европейские концерны живо отреагировали на возможность продвинуть свои товары на североамериканском рынке.

Речь идет прежде всего о консорциуме Global Military Aircraft Systems, который готов предложить США итальянский ВТС Alenia C-27J Spartan («Спартанец»). Эта машина стандартизирована в рамках НАТО и строилась с оглядкой на американские С-130 (за основу были взяты «уполовиненные» тактико-технические данные «Геркулеса»).

Соответственно, и «аппетит» по топливу у него меньше. В результате «Спартанец» стал двухмоторным, примерно вдвое легче и много дешевле заокеанского прототипа. Этот очень удачный самолет рассматривается сейчас как основной фаворит на еще необъявленном конкурсе. Однако эта модель довольно старая.

В свою очередь консорциум, образованный корпорациями Raytheon и EADS, готовится предложить испанские самолеты CASA C-295, CN-235 или оба, в зависимости от окончательных требований армии. Надо сказать, обе машины также далеко не новы.

Вероятно, последним обстоятельством и объясняется интерес Boeing к Ан-72. Этот самолет создан по аналогичным требованиям, но для бывшей Советской армии. И если итальянцы и испанцы разрабатывали свои самолеты в конце 60-х, то антоновская машина соответствует требования конца XX века, и лишь ее можно по праву назвать перспективной машиной.

Самолет без двигателей

Boeing C-130 Hercules (фото: geocities.com)
Главной изюминкой советской конструкции является необычная аэродинамическая схема. Два его реактивных двигателя лежат сверху на крыле – из-за чего самолет получил в войсках прозвище «Чебурашка». Реактивная струя, омывающая верхнюю поверхность крыла, создает дополнительную подъемную силу (эффект Коанда), что позволяет Ан-72 действительно взлетать с очень маленьких площадок, даже с палубы авианосца (в СССР разрабатывался соответствующий вариант, летали с палубы тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов»).

Ни один из западных образцов такими уникальными свойствами не обладает и не может обладать – они оснащены турбовинтовыми моторами. Реактивные двигатели сообщают Ан-72 скорость 705 км/ч, что на 200-300 км/ч выше, чем у конкурентов.

Еще один плюс – традиционно высокая тяговооруженность «Антонова»: свойство, позволяющее совершать безопасные взлеты и посадки на высокогорных аэродромах и в условиях жаркого климата, когда воздух разрежен. Это позволяет пустому самолету совершать в воздухе несвойственные транспортнику эволюции: петли, бочки и прочие истребительные фигуры пилотажа.

Высокие пилотажные характеристики позволяют пилоту активнее маневрировать при выходе из-под обстрела, особенно при взлете и посадке. Статистика Вьетнама и Афганистана свидетельствует, что 80% потерь военно-транспортная авиация несет вблизи аэродромов базирования.

До сих пор ни одной авиафирме мира не удалось создать ничего подобного: единственная подобная машина, строящаяся в серии Mitsubishi C-1, эффект Коанда почти не использует, а двигатели «задраны» на крыло во избежание попадания в них мелких предметов с импровизированной взлетно-посадочной полосы.

Очевидно, что при создании летательного аппарата наиболее затратная часть – это его планер (собственно сам самолет без двигателей и оборудования). Предполагается, что в случае успеха сборка планеров будет осуществляться в США (это жесткое требование конкурса) из комплектующих российского и украинского производства.

Двигатели и электроника, скорее всего, тоже будут американскими – отечественные моторы, увы, обладают недостаточным (по меркам Пентагона) ресурсом. Как сообщил 20 января в Вашингтоне Джордж Мюлльнер, вице-президент Boeing по отделению Air Force Systems, «оценочная группа Boeing уже посетила руководство «Антонова» в Киеве, и обе компании продолжают активные обсуждения».

Однако Мюлльнер говорит, что планы Boeing не будут определены до тех пор, пока армия не обнародует окончательные требования к «Перспективному транспортному самолету».

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?