Культура

Василий Сигарев
драматург, сценарист, кинорежиссер

«Мы никогда не станем Европой»

28 августа 2012, 21:08

Фото: vsigarev.ru

На днях в российский прокат выходит фильм «Жить», ставший второй киноработой известного драматурга Василия Сигарева (первым был «Волчок», получивший множество наград). «Жить» – картина о смерти, роковым образом изменяющей существование тех, кто пока еще жив. В трех сюжетах, не связанных друг с другом и развивающихся параллельно, мрачное заснеженное пространство русской провинции становится юдолью скорби, преодоление которой выглядит поистине титанической задачей. Газета ВЗГЛЯД расспросила Василия Сигарева, не только поставившего, но и написавшего эти невеселые истории, о смысле и задачах экстремального кино.

Вообще-то подобные вещи происходят в мире каждые семь секунд

ВЗГЛЯД: Фильм «Жить» – про Россию, или правильнее считать, что он вообще про человеческое бытие, про то, что касается всех независимо от места жительства?

Василий Сигарев: Фильм не про Россию. Когда ты берешь такую тему, не хочется мельчить и пытаться решать какие-то социальные вопросы. Это кино экзистенциальное.

ВЗГЛЯД: Тем не менее, действие происходит в русской провинции.

В.С.: Дело в том, что я очень хорошо знаю таких людей, как те, что показаны в фильме. Даже в Москве мне было бы сложнее снимать – здесь люди немного другие. Кроме того, мы, те, кто живет в России, более скорбны, чем европейцы. В Европе это было бы несколько другое кино, даже если взять ровно ту же тему. А если бы кто-то попытался снять на европейском материале все то же самое один в один, то оно бы просто не сработало.

ВЗГЛЯД: Похожая депрессивная фактура, кажется, есть в северных странах, несмотря на их постоянно упоминаемое благополучие.

В.С.: Дело не в фактуре. Дело в нашем отношении к смерти, в нашем неумении «отпускать» своих покойников. В Европе к этому как-то легче относятся, у них даже кладбища другие. Там нет этой, как бы сказать, энергии скорби.

ВЗГЛЯД: Что же такое, по-вашему, эта русская «скорбность»? Черта национальной культуры, национального сознания?

В.С.: Наверное, да. Так переживать смерть могут только у нас. Может быть, есть еще какие-то народы, у которых это возможно, я не знаю.

ВЗГЛЯД: Понятно. Но тогда получается, что фильм все-таки про Россию.

В.С.: Я имел в виду, что фильм не про Россию сегодняшнюю. Наверное, он про Россию во всей ее временной протяженности.

ВЗГЛЯД: Про русский космос?

В.С.: Да.

ВЗГЛЯД: Предположим, ваше суждение о России верно. Тогда как, по-вашему, следует относиться к тому, что вы описали? Принимать это как данность или считать, что необходимы коренные перемены, оптимизация и модернизация?

В.С.: Мы никогда не станем Европой. Изменить это невозможно.

ВЗГЛЯД: Вы сожалеете об этом?

В.С.: Знаете, когда я наблюдаю современных московских ребят, в которых уже есть что-то европейское, мне почему-то сразу становится неинтересно.

ВЗГЛЯД: Для российского зрительского сообщества характерен следующий ход мысли: Европа хочет видеть Россию в мрачном свете, ждет от нас «чернухи», и новые режиссеры дают Европе «чернуху», работают на экспорт, подстраиваются под антироссийский формат. Сколько можно? Долой режиссеров-вредителей! Что вы на это скажете?

В.С.: Вообще-то Европа, честно говоря, ничего от нас не ждет. В Европе тоже снимаются не самые светлые фильмы, которые потом показывают у нас, вспомним того же фон Триера. С другой стороны, в Европе показывают всевозможный азиатский экстрим, корейский, скажем... Просто европейцам это интересно. Нельзя сказать, что у них есть какое-то специальное желание видеть «черную» Россию. Если уж на то пошло, я считаю, что фильм «Жить» в Европе не очень хорошо понимают. Потому что они не способны проживать те же эмоции.

Жить» в Европе не очень хорошо понимают. Потому что они не способны проживать те же эмоции

ВЗГЛЯД: Так или иначе, если вы скажете обвинительно настроенному зрителю, что не хотели показать Россию в мрачном свете, то он спросит: а почему же у вас тогда все узнаваемо российское связано с убийствами и смертью? Если есть река на фоне бескрайних зимних просторов, то герой в ней утопится. Если есть непрезентабельная провинциальная электричка, то другого героя в ней обязательно убьют характерного вида подонки. Что за очернительство?

В.С.: А что, разве в Америке не убивают? Убивают, и еще больше, и никто этого не скрывает.

ВЗГЛЯД: Но у вас-то про Россию.

В.С.: Ну да, действие происходит в России. А что, у нас не убивают? Я-то как раз такие вещи стараюсь не показывать, сцена убийства в фильме – это две секунды.

ВЗГЛЯД: Но эти две секунды очень страшные. Вы готовы к тому, что половина зала после просмотра выйдет с мыслью: ну вот, еще один режиссер решил нам напомнить, что Россия – это ад?

В.С.: Наверное, такие мысли все-таки появляются не от большого ума. Если бы у меня была возможность снимать где-нибудь в Финляндии, я бы снял это там. Убить человека могут в любой стране, даже в самой благополучной. Скинхеды какие-нибудь, да мало ли кто. Для меня все эти события, и в частности появление тех, кто убивает, – это рок. То есть это даже не зло. Это именно рок, который в какой-то момент запускает определенные механизмы, и их уже не остановить.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: То есть для разговоров о конъюнктуре, которые неизбежно начнутся в отношении вашего фильма, нет никаких оснований?

В.С.: Не знаю, в чем тут конъюнктура. Конъюнктура – это когда ты снимаешь с каким-то четким расчетом. А здесь мы и денег не заработаем, и на фестивалях-то особо ничего не получаем. Сейчас мне важнее всего выпустить фильм в прокат, я уже хочу наконец начать писать новые сценарии.

ВЗГЛЯД: То, что показано в вашем фильме, – это, по-вашему, нечто характерное для повседневной жизни, некая чудовищная обыденность, или все-таки подборка явлений, встречающихся редко? Другими словами, это патология, или это такая страшная норма? 

В.С.: Вообще-то подобные вещи происходят в мире каждые семь секунд. Семь секунд – это информация начала 2000-х годов. Сейчас, наверное, такое бывает даже чаще – в связи с тем, что численность населения выросла. То есть проходит несколько секунд, и запускается механизм горя. А если ты снимаешь фильм, то у тебя есть тема, и ты должен ее раскрыть за полтора-два часа. Это концентрат, ты не можешь его разжижать.

ВЗГЛЯД: Однако вам, вероятно, хорошо знакома негативная зрительская реакция на такой «концентрат». Как быть со зрителем, который не считает общечеловеческой историю о женщине, выкапывающей своих похороненных детей, и воспринимает это как нарочитый макабр?

В.С.: Я согласен, что это не общечеловеческая история. Мне хотелось показать разные состояния, и в том числе совсем «пограничное», когда человек сходит с ума. У меня тетка выкопала своего брата, она тоже не верила, что он умер. Сейчас она в психушке лежит. Разумеется, то, что происходит с героями, происходит не с каждым. Просто мне интересней работать с пограничными состояниями.

ВЗГЛЯД: Можете ли вы сказать, в чем смысл такой работы? Вероятно, результатом должно быть то, что называется катарсисом, но можем ли мы быть уверены, что он гарантированно достигается за счет радикального отхода от нормы?

В.С.: Понимаете, история Медеи – она ведь тоже достаточно «пограничная». Жанр трагедии вообще строится на пограничных состояниях. Если стремишься к тому, чтобы катарсис был по-настоящему очистительным, нельзя иметь дело с какими-то полумерами. Возьмем того же Шекспира – у него, по сути, все совершается в пограничных состояниях. Это вообще свойство драматургии. Даже у Чехова есть такие состояния, несмотря на то, что его драматургия более сухая, европейская.

ВЗГЛЯД: Воскресшие мертвецы в фильме «Жить» – исключительно плод травмированного сознания живых, или здесь возможно мистическое толкование?

В.С.: Я бы сказал, не мистическое, а божественное. Это два разных понятия. Убитый молодой человек, который приходит к своей девушке, – для меня не молодой человек, а Бог. Бог приходит к ней и говорит: живи.

ВЗГЛЯД: Художественный язык таких фильмов, как ваш, должен остаться на территории артхауса, или, может быть, нужно стремиться к его популяризации, пытаться сделать его приемлемым для мейнстрима? И есть ли надежда на то, что это получится?

В.С.: Надежда есть, потому что процент зрителей, которые смотрят подобное кино, растет. Но мне кажется, что кино должно быть разным, чтобы любой человек мог найти фильмы на свой вкус. Я бы не стал настаивать на том, что такое кино, как «Жить», должно заполнить все экраны.

ВЗГЛЯД: Многие считают, что в России у зрителя плохой вкус, что он разучился воспринимать мало-мальски сложные фильмы. По-вашему, его нужно воспитывать?

В.С.: Его можно воспитывать, снимая хорошее кино.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Россия объявила в розыск бывшего главу МВД Украины Арсена Авакова
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?