Культура

Катрин Беккер

«Запад утрачивает интерес к русскому искусству»

13 июля 2012, 08:30

Фото: с личной страницы facebook.com

ВЗГЛЯД: Катрин, вы уже давно имеете дело с русским современным искусством. Существуют ли, по-вашему, определенные характерные черты, которые отличали бы творчество российских молодых художников? Или их погруженность в интернациональный контекст лишает данный вопрос смысла?

Не стоит ожидать, что Россия вдруг окажется центральной темой работ, выполненных художниками со всего мира

Катрин Беккер: Мне кажется, что русские молодые художники, участвующие в биеннале, пользуются примерно тем же языком, что их коллеги во всем мире. Это некий интернациональный код, который делает их работы понятными для мировой аудитории. Отсюда, однако, вовсе не следует, что молодые художники больше не могут касаться специфических вопросов, напрямую относящихся к тем или иным русским темам.

ВЗГЛЯД: Что вы цените в произведениях современного искусства прежде всего и чем руководствовались при отборе работ для биеннале?

К.Б.: Ответ как будто бы напрашивается сам собой: решающая роль принадлежит тому, что называется художественным качеством. Однако это на самом деле категория несколько сомнительная, если учесть, что искусство зависит от контекста, в котором оно существует. В сущности, отбор работ производился так, чтобы в результате возникало некое повествование, чтобы получался рассказ о положении вещей в мире с точки зрения той или иной специфической группы людей. В этой связи я иногда думаю об элементах драматургического сюжета, где бывают «восходящие» и «нисходящие» повороты действия, тесно переплетающиеся друг с другом.

ВЗГЛЯД: В какой степени биеннале может способствовать продвижению молодых художников, влиять на их карьеру?

К.Б.: Биеннале может выполнять эту задачу в том случае, если она убедительно демонстрирует потенциал молодого поколения художников. Мы попытались вывести биеннале на новый уровень, сделать ее, если хотите, взрослее, а кроме того, представительнее. Мы специально пригласили молодых художников, достигших международной известности, участвовать в открытом просмотре работ, чтобы за счет их присутствия достичь большего мирового резонанса. Мы использовали нашу информационную сеть, постарались сделать так, чтобы о нашем проекте стало известно за пределами Москвы и России. Поэтому биеннале может принести очень много пользы ее участникам. В том числе русским молодым художникам, которым сейчас гораздо труднее встраиваться в систему международных контактов, чем раньше.

ВЗГЛЯД: В последнее время молодое искусство в России становится все более политизированным. Проявляется ли эта тенденция в рамках биеннале?

К.Б.: Стоит обратить внимание на проект Арсения Жиляева – это один из примеров того, как ходы, характерные для акционистского искусства, могут быть адаптированы к условиям упорядоченного мероприятия. Есть еще, скажем, работа Анастасии Хорошиловой, посвященная такой политически актуальной проблеме, как отсутствие у многих людей прав на пребывание в России.

ВЗГЛЯД: Можете ли вы уже сейчас разглядеть в ком-то из участников биеннале будущих звезд и супердорогих художников?

К.Б.: Как я уже сказала, в биеннале участвуют художники, которые уже сейчас обладают широкой известностью в международном масштабе. Среди них – Питер Хьюго, Aids 3D, Йоринда Фойгт, Райан МакНамара, Катрин Зонтаг, Эва Котяткова и другие.

ВЗГЛЯД: В одном из интервью вы сказали, что среди работ иностранных участников биеннале оказалось мало таких, в которых просматривалась бы тематическая связь с Россией, в то время как вообще в подобных случаях художники нередко стараются сделать проект, как-то связанный с принимающей страной. По-вашему, говорит ли это о равнодушном или нелестном отношении к России, причину которого можно было усмотреть в ее недостаточно высоком мировом престиже?

К.Б.: Произведения, связанные с Россией, на биеннале есть. Например, работа Лукаса Хофера «Дом на проспекте», где видна полемика с советской архитектурой, или инсталляция Фрэнсиса Хангера «Толпа», тема которой –  наследие Дзиги Вертова и феномен массового движения в кино. Вообще же у биеннале нет ресурсов для того, чтобы заказывать кому-то те или иные работы. Так что, наверное, не стоит ожидать, что Россия вдруг окажется центральной темой работ, выполненных художниками со всего мира. Особенно если учесть, что наряду с европейцами и жителями США в нашем смотре участвуют художники из Южной Америки, Африки и азиатских стран.

ВЗГЛЯД: Специалисты считают, что современное русское искусство недостаточно известно и мало востребовано в мире, даже несмотря на то, что отдельные российские художники имеют аудиторию в Европе и США. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию?

К.Б.: Прежде всего нужно поддержать молодое искусство. На мой взгляд, проблема отчасти состоит в том, что в России мало заботятся о подрастающем поколении. Похоже, что спекулятивные идеи, влияющие на финансирование искусства, имеют следствием ситуацию, при которой олигархи не оказывают поддержки молодым художникам. Это большая проблема, если учесть, что в государственных структурах денег не хватает. Но Запад утрачивает интерес к нынешнему русскому искусству еще и по другой причине: извне довольно трудно обнаружить то интересное, что есть в творчестве молодых. Надо выстраивать контакты, давать людям пространство для действий. Этим мы и занимаемся, и в этом смысле биеннале представляет собой шаг в верном направлении.

ВЗГЛЯД: Может ли современное искусство продолжать национальные традиции, или же их место окончательно заняли глобальные темы и международный художественный язык?

К.Б.: В биеннале, несомненно, участвуют художники, опирающиеся на определенные традиции. Например, петербургское объединение под названием «Лаборатория поэтического акционизма», чей проект мы показываем в Парке Горького. Их работа, которая называется «Много буков», основана на стихотворении Всеволода Некрасова, которого я, кстати, очень люблю. В ней как раз продолжаются старые традиции: традиция литературоцентричности, характерная для русского искусства, и традиция визуальной поэзии. Но при этом используется современный язык, используется практика художественного вторжения в публичное пространство. Я вижу в этом удачный симбиоз местных традиций и глобальных выразительных средств. Хотелось бы, чтобы такого было больше.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

В Белоруссии определили районы боевого дежурства комплекса «Орешник»
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов