Культура

Василий Бархатов

«Чернобыль и Фукусима – это исключение»

29 марта 2012, 21:33

Фото: ИТАР-ТАСС

В прокат вышла лирическая комедия  «Атомный Иван» – кинодебют 28-летнего режиссера Василия Бархатова, известного чрезвычайно успешными оперными и драматическими постановками, в числе которых опера Александра Смелкова «Братья Карамазовы» в Мариинском театре, оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в Большом театре и  «Разбойники» Фридриха Шиллера в Московском драматическом театре им. Пушкина. Действие «Атомного Ивана», в центре которого оказывается история любви бездельника-мечтателя и образцовой аспирантки, происходит в городке ядерщиков. Кинопроект, где в качестве натуры использовались настоящие атомные станции, осуществлен по заказу и при поддержке корпорации «Росатом». Газета ВЗГЛЯД расспросила Василия Бархатова о специфике работы над  «тематическим» кино.

Чернобыль и Фукусима – это скорее исключение из правил, нечто примерно такое же, как падение самолетов

ВЗГЛЯД: Среди главных героев «Атомного Ивана» – ученые-ядерщики, атомная энергетика – фон и ключевая тема сюжета. Может быть, героями массовой культуры вновь должны стать ученые и люди труда, а не авантюристы и звезды шоу-бизнеса?

Василий Бархатов: Не знаю, я не то чтобы фанат производственной драмы или производственной комедии советского образца. Мне кажется, все это было и есть, не надо специально ничего педалировать. Все, что становится в этой стране национальной идеей, в итоге превращается в какой-то фарс. Мне бы не хотелось, чтобы все теперь бросились снимать фильмы про ученых, чиновников и милиционеров. Всегда существовало разное кино – и про тружеников, и про провинцию, и про красивую жизнь. Вовсе ни к чему выбирать одну идею и как-то специально ее продвигать, это неправильно. Каждый снимает то, что он хочет.

ВЗГЛЯД: Как вам работалось с Екатериной Васильевой, которая играет бабушку главного героя?

В. Б.: Я очень хотел, просто мечтал, чтобы она согласилась сыграть эту роль. Не знаю, связано ли это с особенностями поколения или дело в актерской школе, но актеры из этой плеяды уникальны в своем профессионализме, в мощи, в энергетике. Они работают удивительно четко и тонко. Васильева часто надо мной подтрунивала, поскольку все мои режиссерские задачи она понимала за полчаса до того, как я их озвучивал. Работать с ней было сплошным удовольствием.

#{smallinfographicleft=279183}ВЗГЛЯД: История с заезжим театральным режиссером Маркушиным, который ставит спектакль по заказу атомной станции и намеренно выбирает отнюдь не идиллический сюжет, – это, видимо, способ спародировать вашу собственную ситуацию, отрефлексировать участие в проекте Росатома?

В. Б.: Да, так и есть, вы поняли абсолютно правильно. Речь тут о системе отношений художника и заказчика, а также о характерной установке художника, которая заключается в том, что он всегда должен быть против. Я иронизирую не столько над заказчиком, сколько над самим собой. Режиссер Маркушин работает по заказу атомной станции, но при этом ставит спектакль про постъядерный апокалипсис, потому что он так видит.

ВЗГЛЯД: Многие ли зрители воспримут эту иронию?

#{interviewcult}В. Б.: Мне кажется, она вполне ясна, это одна из тех вещей, которые лежат на поверхности. В фильме есть и другие попытки поговорить о нынешней культурной реальности и о том, какова функция современного искусства. О том, приносит ли это искусство какую-то пользу человечеству или же это просто набор каких-то странностей, которые каждый вечер демонстрируются зрителям на театральной сцене, в кино и так далее.

ВЗГЛЯД: И все же – вы готовы к тому, что отдельные шутки и специфический стеб в адрес современного театра поймут только продвинутые, понимающие люди, но не широкая аудитория?

В. Б.: Я не делал кино для каких-то определенных целевых групп, а просто делился наблюдениями, важными для меня. Рассказал, как смог. Поймут – хорошо, не поймут – не страшно. У всех разный кругозор и интересы, кто-то говорит по-английски, кто-то нет, что ж тут поделаешь? Я не пытаюсь быть сверхдоступным, но также и не выстраиваю специальных преград между собой и зрителем. Конечно, мы со сценаристом Максимом Курочкиным как-то сублимировали наш собственный опыт, пытались свести счеты с некоторыми явлениями из области театральной практики, которые нам кажутся довольно комичными.

ВЗГЛЯД: Сценарий появился после того, как вы получили предложение от Росатома?

В. Б.: Да, после, но написан он был довольно свободным языком, без особых форматных ограничений, так что это не было похоже на агитку или рекламу. В основе лежит заказ, но по сути это просто некая совместная акция, в рамках которой никто никого не ограничивает в правах.

ВЗГЛЯД: Опасно ли проводить съемки на атомных станциях?

В. Б.: Вовсе нет, ведь там нет никакого излучения. Уровень радиации вокруг атомной станции меньше, чем на Тверской улице. Если врываться в реактор и хвататься за топливные стержни, тогда, конечно, риск облучиться есть. А так съемки в этих городах – совершенно безопасное производство. Ведь там живут люди, растят детей, все живы и здоровы.

ВЗГЛЯД: Как вы относитесь к атомной энергетике, считаете ли вы, что риск, связанный с ней, оправдан?

В. Б.: Я изучал этот вопрос, читал литературу и во время съемок провел не один месяц на действующих объектах. Это, безусловно, энергия будущего, недаром того же мнения придерживаются множество ученых, а также писателей-фантастов. Это очевидная вещь. Другое дело, что штука это непростая, она требует грамотной, осторожной и вдумчивой эксплуатации. Все возможные уровни безопасности в этой сфере человечеством уже достигнуты. Две трагедии на атомных станциях, которые имели место в истории человечества: Чернобыль и Фукусима – это скорее исключение из правил, нечто примерно такое же, как падение самолетов. Время от времени несчастья случаются, они происходят по разным причинам, из-за человеческого фактора или природных катаклизмов. Никому ведь не приходит в голову прекратить пользоваться авиацией. Конечно, это немного циничное и неправильное сравнение, поскольку разрушенная атомная станция приносит больше горя и смертей, чем один упавший самолет, но, тем не менее, аналогия есть. И то, и другое нужно эксплуатировать с особой осторожностью. Бояться рисков, связанных с атомом, естественно для человека. Но думаю, что в будущем при грамотном подходе тревожиться по этому поводу будут не более, чем по поводу излучения от мобильных телефонов.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Над Россией за ночь нейтрализовали 108 украинских дронов
Темы дня

Культ личности породил конфликт между США и Польшей

Кадровая политика президента США Дональда Трампа довела до немыслимого – до дипломатического конфликта с поляками, которые всегда были рады услужить американцам. Но иначе и быть не могло, если доверять дипломатию специалистам по телешоу и наступать Трампу на больное место. А поляки наступили.

ЕС решил подбодрить Украину перспективой бесправного члена

Евросоюз разрабатывает план, который может предоставить Украине частичное членство в блоке уже в следующем году. Как выяснили СМИ, инициатива получила неофициальное название «обратное расширение»: страна сначала становится формальным членом ЕС, а затем ей постепенно предоставляют права и обязанности. Как эта инициатива отразится на облике Евросоюза и почему она является «морковкой» для Киева.

Захарова: Пока не будем рассказывать, что сделаем со списком требований Каллас

В Норвегии прошли успешные испытания европейской гиперзвуковой ракеты

В «файлах Эпштейна» нашли упоминание бойфренда Макрона

Новости

СК возбудил дело после подрыва автомобиля во Фрязине

В результате взрыва неизвестного устройства в автомобиле на железнодорожном переезде во Фрязине мужчина получил осколочное ранение голени и был госпитализирован.

Российские пловцы завоевали 54 медали на чемпионате Европы в Италии

Российские пловцы завоевали 54 медали на чемпионате Европы по плаванию в ледяной воде в Италии, установив несколько новых мировых и европейских рекордов.

Песков выразил сожаление из-за отказа Telegram соблюдать законы

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал заявление Роскомнадзора о замедлении работы мессенджера Telegram.

Юрист предупредил об уголовных рисках сжигания чучела на Масленицу

Нарушение правил сжигания чучел на Масленицу может привести к уголовной ответственности, предупредил юрист в сфере энергетики и жилищного права, научный сотрудник отдела права ИФИП УрО РАН Виктор Балакаев.

Брюссель решил занять средства на внешних рынках на помощь Украине

Экстренное голосование Европарламента по корректировке бюджета позволит Брюсселю занять средства на внешних рынках для предоставления кредита Киеву.

Сын экс-главы ВФЛА Балахничева задержан по подозрению в убийстве отца

Сын бывшего руководителя Всероссийской федерации легкой атлетики оказался под стражей по подозрению в убийстве Валентина Балахничева.

Пашинян сообщил о планах подписать мирный договор с Азербайджаном до выборов

Премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил о планах подписать мирный договор с Азербайджаном до парламентских выборов, которые назначены на 7 июня.

Каллас пообещала «выдвинуть русским» условия ЕС по урегулированию на Украине

Глава дипломатии ЕС Кая Каллас заявила о намерении в ближайшие дни представить странам ЕС перечень условий для России, связанных с урегулированием конфликта на Украине, сообщает Reuters.

Лавров: Россия вернет исконно русские земли

Российская сторона намерена вернуть себе исконно русские земли, как того желают русские люди на Украине, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

В Европе предложили запретить все криптовалютные операции с Россией

Европейская комиссия намерена полностью запретить криптовалютные транзакции с Россией, чтобы пресечь обход санкций через альтернативные финансовые механизмы, пишет The Financial Times (FT).

На Олимпиаде объявили Гуменника чемпионом России вопреки запрету

Ведущий ледовой арены на Олимпийских играх в Милане несмотря на запрет представил российского фигуриста Петра Гуменника как действующего чемпиона России.

Эксперт: Конфликт Ирана с Израилем способен перекинуться на Катар и ОАЭ

Растущая напряженность между Ираном и Израилем с вовлечением США угрожает перекинуться на другие страны Персидского залива, заявил руководитель Группы изучения общих проблем региона Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николай Сурков в ходе прошедшей в Москве XV Ближневосточной конференции клуба «Валдай».
Мнения

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?

Сергей Худиев: Как свобода абортов может привести к несвободе нации

Дети, абортированные 20-30 лет назад, уже были бы работниками и налогоплательщиками. Но их нет – и значит, надо повышать пенсионный возраст и импортировать работников из других стран. К чему приведет этот процесс, нетрудно догадаться.

Сергей Миркин: Как русофобия породила Холокост

У Варшавы в 1939 году была «золотая акция»: во многом от ее позиции зависело, будет ли подписан оборонительный договор между СССР, Британией и Францией. Поляки сделали всё, чтобы этого не произошло.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов