Уникальный архив кинорежиссера Андрея Тарковского 28 ноября был продан на аукционе Sothbey's в Лондоне за 1,3 млн фунтов, или почти 2 млн долларов. При этом начальная цена лота составляла 100 тыс. фунтов. Лот включал в себя письма кинорежиссера, принадлежащие ему записные книжки, печатные версии сценариев к фильмам, 32 аудиозаписи и 13 записей на дисках, где Тарковский рассказывает о своих картинах.
Ларс фон Триер – большой почитатель творчества Тарковского, и, безусловно, он хотел что-то почерпнуть для себя, для своих работ, для своего творчества в этих документах
Новость о распродаже неизвестного архива личных документов Тарковского появилась в этом месяце и стала полной неожиданностью в том числе для семьи Тарковских. Эти документы оказались в руках бывшей помощницы Тарковского Ольги Сурковой, проживающей в Голландии. Она и решила их продать с аукциона.
В итоге архив был приобретен официальным представителем Ивановской области. Губернатор региона Михаил Мень в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал, как Россия боролась за архив Тарковского, где область взяла почти 2 млн долларов и увидит ли знаменитый архив Ларс фон Триер, который также принял участие в торгах.
ВЗГЛЯД: Михаил Александрович, расскажите, как проходили торги? Сколько было претендентов?
М. М.: Мало кто ожидал, что бороться за этот лот будут целых 22 участника. На финишную прямую вышли в итоге три участника – это представитель Ивановской области, известный датский режиссер Ларс фон Триер, а также один предприниматель и коллекционер из Латвии. Если бы мы проиграли, то допустили бы возможность того, что архив мог так и не вернуться в Россию. Поэтому у нас не было другого выбора, как идти до конца. И мы поздравляем прогрессивную творческую общественность с этим.
Михаил Мень, губернатор Ивановской области (фото: ИТАР-ТАСС) |
ВЗГЛЯД: Цена архива возросла в 15 раз от первоначальной именно потому, что разгорелась борьба между тремя участниками, которые очень хотели получить архив?
М. М.: Все были очень серьезно настроены на победу. Ларс фон Триер – большой почитатель творчества Тарковского, и, безусловно, он хотел что-то почерпнуть для себя, для своих работ, для своего творчества в этих документах. Мы уже шутим здесь, что после этого поражения на аукционе он новую «Меланхолию» снимет. Мы очень уважаем этого режиссера и обязательно пригласим его в Юрьевец на кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Мы пригласим его не только познакомиться с этим архивом, но дадим возможность работать с документами столько, сколько ему будет угодно. Потому что мы понимаем, что он боролся на аукционе совершенно искренне и хотел получить этот архив уж точно не из коммерческих целей.
ВЗГЛЯД: Откуда Ивановская область взяла деньги на покупку архива Тарковского? Удалось найти спонсоров? Кто это?
М. М.: Мы пока не может озвучить фамилии спонсоров, потому что кто-то из меценатов хочет раскрыть свое имя, а кто-то нет. Однако в ближайшее время мы обязательно поставим общественность в известность, кто стал главными меценатами в решении этого главного для страны вопроса.
ВЗГЛЯД: Спонсоры готовы заплатить полностью 1,3 млн фунтов за архив, или придется вложить и бюджетные средства?
М. М.: О бюджетных средствах даже речи не могло быть. Только спонсорские и меценатские деньги будут задействованы на покупку этого архива. У нас в стране есть неравнодушные люди.
ВЗГЛЯД: Куда отправится архив Тарковского?
М. М.: Надеюсь, что уже в ближайшее время этот архив появится у нас в музее Андрея Тарковского в городе Юрьевце Ивановской области. Специалисты Министерства культуры посмотрели и оценили актив перед продажей: он действительно очень важен. Там много личных вещей, фотоархивов, сценариев, правленных непосредственно рукой Андрея Арсеньевича, знаменитое письмо к Брежневу, в котором Тарковский просит, чтобы в Советском Союзе было показано кино «Андрей Рублев».
Я и с прагматичной точки зрения смотрю на приобретение этого архива. Юрьевец – город со слабо развитой экономикой. В советские годы там были предприятия, но они давно уже не работают. Поэтому туристическая привлекательность может стать базой для дальнейшего развития этого исторического и красивого города. И, конечно, приобретение этого архива многократно усилит позиции музея в городе. Мы благодарны Минкультуры за поддержку в решении этого вопроса и будем еще обращаться в министерство, чтобы нам помогли вывести и грамотно архивировать эти ценности. А потом можно будет подумать уже и о другом статусе этого музея.
ВЗГЛЯД: Минкультуры выяснило, какой самый ценный документ в этом архиве?
М. М.: Самый ценный экспертами пока не назывался. Надо получить архив и более детально в нем разобраться, а уже после этого делать какие-то выводы. Но это 36 кг – большой объем для архива. Я уверен, что он изменит наш музей кардинально.
ВЗГЛЯД: В архиве есть аудио- и видеозаписи. В музее можно будет их прослушать и просмотреть?
М. М.: У нас рядом с музеем расположен культурный центр имени Андрея Тарковского, в котором есть все технические средства. Мы, безусловно, задействуем его для того, чтобы у всех желающих была возможность ознакомиться хотя бы с копиями этого архива, в том числе и с аудиовизуальными документами.
ВЗГЛЯД: Какие-то подробности узнавали о владелице архива, бывшей помощнице Тарковского Ольге Сурковой?
М. М.: Мы получили достаточно информации от семьи Тарковских. Она действительно работала в команде Андрея Тарковского. Но я бы не хотел осуждать, обвинять людей в чем-то. Я думаю, каждый принимает решение самостоятельно и в силу каких-то своих убеждений.
ВЗГЛЯД: Речи о том, чтобы просто передать этот архив России, а не продавать, не было?
М. М.: Нет.
ВЗГЛЯД: Минкультуры оценивало стоимость архива? Много переплатили?
М. М.: Попыток сделать оценки никто не предпринимал. Это уникальный архив, и трудно сказать, сколько он стоит. Я считаю, что в России наследие Тарковского недооценено. Но если мы посмотрим на мировую школу кино, то за рубежом, по сути, знают двух режиссеров из нашей страны, по которым все учатся, – это Эйзенштейн и Тарковский. Больше не знают никого. Я очень рад, что мы сейчас всколыхнули волну памяти в России. У нас находится дом-музей кинорежиссера, теперь проходит кинофестиваль «Зеркало» его имени. Когда в одном из СМИ прозвучало, что за настоящим кино теперь надо ездить в Ивановскую область, то понимаешь, что только ради этого уже стоит работать.