О письме, в котором нынешнего директора Большого театра Анатолия Иксанова предлагается заменить на Николая Цискаридзе, стало известно еще 9 ноября. Информация о существовании такого письма, а также о том, что оно подписано группой известных деятелей российской культуры и адресовано президенту РФ, появилась в блоге представителя президента по международному сотрудничеству, бывшего министра культуры Михаила Швыдкого. Из записи следовало, что среди подписавшихся есть руководители других театров, то есть люди, к Большому театру формального отношения не имеющие. Источник информации автором записи не разглашался – было лишь замечено, что «никто из подписавших не делал из этого письма никакого секрета».
Все это является средствами борьбы артиста, чья карьера заканчивается, за должность генерального директора
Михаил Швыдкой поделился с читателями своим недоумением по поводу этого документа, отметив беспрецедентность сложившейся ситуации, и высказался об участниках данного начинания с явной укоризной, хотя и отметил, что они являются его кумирами. «Вряд ли подписанты не понимают, какую гигантскую работу сделал Иксанов, вытащив Большой театр из руин – в прямом и переносном смысле слова. Вряд ли они не понимают, что Николай Цискаридзе не может руководить таким сложным коллективом, как Большой театр», – написал Швыдкой, предположив далее, что подписанты были движимы какими-то иными мотивами.
Забавный нюанс заключался в том, что эта запись появилась вечером 9 ноября, в то время как еще утром того же дня министр культуры Владимир Мединский сообщил о решении Минкульта продлить контракт с ныне действующим директором Большого театра Анатолием Иксановым.
Отсканированная копия письма, которую выложила в своем блоге Тина Канделаки. Нажмите, чтобы увеличить (Фото: tikandelaki.livejournal.com) |
Сведения, сообщенные Швыдким, подтвердились, когда ситуацию лично прокомментировали некоторые из подписавшихся. Так, Геннадий Хазанов подтвердил в интервью «Известиям», что под обсуждаемым документом стоит и его подпись. Однако, по мнению Хазанова, выпадов против Анатолия Иксанова в письме не было, написано оно было лишь для того, чтобы поддержать кандидатуру Николая Цискаридзе на освобождающееся место генерального директора Большого театра. Другой именитый подписант, художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков в интервью «Новым известиям» обосновал свою поддержку кандидатуры Цискаридзе тем, что последний много говорил о промахах, допущенных при недавней реконструкции Большого, которая была завершена в 2011 году. По мнению Табакова, человек, говорящий о недочетах в хозяйстве, может претендовать на должность директора.
Однако полный список тех, чьи имена стоят под документом, некоторое время оставался неизвестен – точно так же, как не был доступен и текст письма. Как свидетельствует в своем блоге журналист и телеведущая Тина Канделаки, озвучивалась даже версия, что никакого письма не было и что информация о его появлении ложна.
Список тех, кто подписал письмо, адресованное Владимиру Путину. Нажмите, чтобы увеличить (Фото: tikandelaki.livejournal.com) |
Ситуация окончательно прояснилась 21 ноября, когда в том же блоге Тины Канделаки, известной своим неравнодушным отношением к судьбе Большого, был обнародован скан письма с хорошо видным текстом, именами подписавшихся и их собственноручными подписями. Как выяснилось, письмо, помимо Хазанова и Табакова, подписали еще 10 человек: актер Владимир Андреев, тренер Ирина Винер, театральные режиссеры Галина Волчек и Марк Захаров, педагог Большого театра Юрий Владимиров, балетмейстер-репетитор Большого Михаил Лавровский, ректор Московской государственной академии хореографии балерина Марина Леонова, оперная примадонна Елена Образцова, актриса Алиса Фрейндлих и тенор Зураб Соткилава. Источник этого эксклюзива Канделаки не раскрывает, однако явственных причин сомневаться в его подлинности нет.
Оказалось, что реальное содержание документа не совсем соответствует недавним высказываниям подписантов. В тексте ясно читается, что «театру нужны перемены, которые должны начаться уже в конце декабря 2012 года со смены генерального директора А. Г. Иксанова, занимающего эту должность с 2000 года». Вряд ли с учетом этого пассажа можно сказать, что письмо не направлено против нынешнего директора. В то же время в письме полностью отсутствуют соображения Олега Табакова о возможных хозяйственных способностях Николая Цискаридзе – в качестве аргументов в пользу его кандидатуры упоминаются исключительно творческие заслуги артиста, его высокий статус в отечественном балете и тот факт, что он является одним из символов Большого театра 1990–2000-х годов.
После того как был обнародовано письмо, некоторые из подписавшихся отозвали свои подписи, фактически признав, что не были знакомы с подписанным текстом, а также были не в курсе ситуации с ключевыми назначениями в Большом. Марк Захаров и Елена Образцова написали Анатолию Иксанову извинительные письма. Марк Захаров сообщил, что его не проинформировали о содержащемся в письме предложении освободить Иксанова от руководства театром. В свою очередь Елена Образцова тоже объяснила произошедшее как недоразумение: как выяснилось, она не знала о том, что Иксанов продолжит работать в театре. «Мне сказали, что ваш контракт не продлен», – написала она Иксанову в извинительном письме. Вскоре к числу отозвавших свои подписи присоединился также Зураб Соткилава.
В пресс-службе Большого театра, куда газета ВЗГЛЯД обратилась за комментариями к этим событиям, отреагировали вполне однозначно. «Конечно, мы в подобной ситуации не можем комментировать действия людей, подписавших это письмо, – объяснила корреспонденту газеты ВЗГЛЯД глава пресс-службы Екатерина Новикова. – Сейчас уже и Соткилава говорит, что его ввели в заблуждение. Очевидно, что само это письмо, как и новая волна возмущений против руководства БТ, поднятая текстами Тины Канделаки, – все это является следствием борьбы артиста, чья карьера заканчивается, за должность генерального директора».
Текст письма я не читал, потому что Коле верю. Я только спросил его: это не против дирекции? Он говорит – нет
Начальник отдела перспективного творческого планирования Большого театра Михаил Фихтенгольц не склонен придавать этой истории слишком большое значение. «Проблема абсолютно надуманная, и вся ситуация, честно говоря, изначально абсурдная, – заметил он в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД. – Сам театр и его руководство не имеют ко всему этому ни малейшего отношения». По его мнению, самое правильное – не давать никаких комментариев и быть выше той непонятной борьбы за власть, которая разыгрывалась в последние дни.
От людей, подписавших письмо, комментарии поступают самые разные.
Из слов балетмейстера-репетитора Большого театра Михаила Лавровского следует, что сбор подписей был личной инициативой Николая Цискаридзе. «Мы очень довольны Иксановым, – объяснил Лавровский газете ВЗГЛЯД. – Но до нас дошли слухи, что руководство театра будет меняться, что после Нового года все уйдут. А ведь мы часто видим, как на руководящие должности в театрах назначают людей, к искусству вообще никакого отношения не имеющих. Поэтому, когда Коля нам сказал, что выставляет свою кандидатуру на конкурсной основе, и спросил, поддержим ли мы его, мы согласились. А почему нет? Он замечательный артист. Если он сможет на таком же уровне руководить – пожалуйста. Идея исходила от него. Я подписал письмо, поскольку уважаю Колю. Текст письма я не читал, потому что Коле верю. Я только спросил его: это не против дирекции? Он говорит – нет. Ну, говорю, если просто чтобы тебе помочь, тогда пожалуйста. А теперь выходит, что это подстава».
#{image=568290}Однако Лавровский отчасти согласен с критическими высказываниями Николая Цискаридзе на предмет результатов реконструкции Большого театра. По словам балетмейстера, для него Большой после этой реконструкции – уже совсем другой театр, не тот, к которому он привык и в котором проработал многие годы.
«Не было никакого намерения снять Иксанова, упаси Боже. Это все выдумки Швыдкого, вероятнее всего, – так прокомментировала газете ВЗГЛЯД действия Олега Табакова сотрудница пресс-службы возглавляемого им МХТ им. Чехова Алла Шполянская. – Ему предложили, и он подписал – точно так же, как Захаров, Образцова и Соткилава. Цискаридзе – молодой человек, энергичный, но ему все-таки скоро 40 лет, так почему бы ему не возглавить театр? Олег Павлович говорит, что ни от чего не отказывается и ни от кого не прячется. Он несколько раз повторил, что уже все сказал и не скажет на эту тему ничего нового».
Один из подписантов, обратившихся к Анатолию Иксанову с извинениями, худрук театра «Ленком» Марк Захаров признал в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что в момент сбора подписей поступил спонтанно и не совсем взвешенно.
«Думаю, что не надо обращаться каждый раз за помощью к первому лицу. Это какая-то излишняя демонстрация нашей немощи и неумения ориентироваться в правовых нормах нашего государства, – сказал Захаров газете ВЗГЛЯД. – В моем случае было какое-то эмоциональное давление, связанное с фамилиями. Начали перечислять фамилии весьма уважаемых и умных людей, таких как Табаков... И я согласился, поскольку я ничего плохого не предлагал, кроме хорошего. Речь шла о том, что можно рассмотреть кандидатуру такого-то человека на такую-то должность. А что касается части, связанной с Иксановым, то меня о ней не предупредили. Вообще говоря, ввязываться в такие вещи по телефону – это не очень хорошее дело. Я сожалею, что так получилось».
Однако справедливости ради нужно отметить, что не все оказались в такой ситуации, как Михаил Лавровский и Марк Захаров.
Заслуженный тренер России Ирина Винер, также поставившая свою подпись под документом, сообщила газете ВЗГЛЯД, что читала текст. «Как бы я могла поставить подпись, не видя текста? Я же не сумасшедшая», – ответила она на соответствующий вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД. Она также подтвердила, что действительно считает Николая Цискаридзе подходящим кандидатом на пост директора театра.
Что касается самого Николая Цискаридзе, то он от комментариев отказался.
Как было отмечено выше, в свое время Цискаридзе подверг резкой критике реконструкцию Большого, длившуюся с 2005-го по 2011 год. Он нашел существенные недостатки как в сфере переустройства закулисного и репетиционного пространства, сочтя соответствующие решения затрудняющими работу артистов, так и в эстетике нового интерьера, указав, в частности, что в театре не осталось ни одного бронзового канделябра. В медийном пространстве резонансно прозвучала фраза Цискаридзе, сказанная в интервью «Интерфаксу»: «Все, что сделали с Большим театром, – это вандализм». Вскоре после этого у противника вандализма начался конфликт с руководством Большого (продолжавшийся приблизительно с конца октября 2011 года до середины января 2012 года). Контракт артиста с театром оказался под угрозой досрочного расторжения, но в результате согласно решению руководства Цискаридзе остался в Большом в качестве педагога-репетитора.