Сценарий триллера «Камень», который выходит в российский прокат 19 января, основан на книге Юрия Бригадира «Не жить». Главных героев двое. Один – успешный бизнесмен, женатый на красивой блондинке и воспитывающий маленького сына, второй – таинственный человек в черном пальто, который похищает мальчика и вместо выкупа требует от бизнесмена покончить с собой. О том, как связаны между собой эти брутальные мужчины, зрители узнают только ближе к финалу.
Если неизвестному актеру для того, чтобы завоевать зрителя и заставить его поверить в себя, надо начать с нуля, то я начинаю с минуса
Роль похитителя – человека с трудным детством и замашками маньяка – сыграл актер Сергей Светлаков, бывший КВНщик, соведущий программы «Прожекторперисхилтон», участник сериала «Наша Russia» и вообще одно из главных лиц российского юмора. Это, кстати, только начало его серьезной карьеры в большом кино: 10 февраля в прокат выйдет драма Игоря Волошина «Бедуин», в которой Светлаков исполнил роль детского онколога, пытающегося спасти умирающую от лейкемии девочку. Газета ВЗГЛЯД расспросила актера о том, зачем ему все это нужно.
ВЗГЛЯД: Наблюдения за людьми в зале показывают, что первая реакция на ваше появление на экране – это широченная улыбка. Вы готовы к тому, что вас не сразу будут воспринимать в серьезной роли?
Сергей Светлаков: Да. С этим ничего не поделать, и я прекрасно понимаю, какой это для меня эксперимент и какой с коммерческой точки зрения неправильный ход – разрушать образ, создававшийся годами. Я знаю, как на меня реагируют: входишь в салон самолета, в поезд или магазин – и люди расплываются в улыбке. Поэтому если неизвестному актеру для того, чтобы завоевать зрителя и заставить его поверить в себя, надо начать с нуля, то я начинаю с минуса. Мне в это «состояние нуля» надо еще прийти, завоевать доверие. И первые 10–15 минут фильма «Камень» как раз идет этом слом, которого избежать невозможно. Но потом зритель уже втягивается, и все работает.
ВЗГЛЯД: Когда у вас впервые появилась мысль сменить амплуа?
С.С.: Я жил с этой мыслью много лет. Не могу сказать, что мне до этого ничего подобного не предлагали, наоборот: до «Камня» были десятки предложений с идеей творческой революции и смены амплуа. Но каждый раз меня не устраивал либо сценарий, либо люди, которые собирались это кино снимать. А тут все сошлось. Мне и моему другу, режиссеру Вячеславу Каминскому, очень понравился роман Юрия Бригадира «Не жить». И мы совместно за него взялись, работали над сценарием, продюсировали. Это наше детище, которому мы отдали полтора года жизни.
ВЗГЛЯД: Но вы же и так очень востребованный артист, а полтора года – большой срок. От многого пришлось отказываться ради работы над фильмом?
С.С.: Конечно. Но я в этом плане счастливый человек – я могу себе это позволить. Если брать те предложения, которые идут из сферы кино, то я говорю «нет» в 95 процентах случаев и еще ни разу ни об одном своем отказе не пожалел. Я потом видел результаты, то, что выходило на экраны: каждый раз я угадывал, что это будет не очень хорошо.
#{interviewcult}ВЗГЛЯД: Почему фильм снимали в Екатеринбурге? Главные герои – очень обеспеченные люди, почти олигархи, логичнее было бы сделать их «средой обитания» Москву.
С.С.: Такие люди, слава богу, сейчас есть везде. Изначально мы вообще собирались снимать в Ростове, но не смогли найти там дом олигарха. Такие особняки там есть, конечно, но сценарий накладывал свои ограничения: дом должен быть на берегу водоема, должен выглядеть определенным образом... В моем родном Екатеринбурге мы все это нашли за один день.
ВЗГЛЯД: Вы несколько месяцев вместе с режиссером ездили по стране и лично представляли фильм обычным зрителям. Это редкое явление, сейчас мало кто из кинодеятелей снисходит до общения с простой публикой. Чья это была идея?
С.С.: Мы с режиссером сами приняли такое решение. Нас никто не уговаривал. Мы объездили больше 20 городов. Лично для меня это было очень важно и как для продюсера, и как для артиста, впервые сыгравшего главную роль в серьезном фильме. Важно было приехать, показать картину, а потом выслушать мнения людей и по поводу собственной игры, и по поводу фильма, и по поводу нашего российского кино вообще. На мой взгляд, отечественный кинематограф должен двигаться в сторону жанрового кино – как раз такого, как «Камень». Это, кстати, первый случай, когда российский триллер выходит так широко. Если говорить о цифрах, то у нас больше 800 копий. Профессионалы меня поймут: таким количеством копий в России в основном выходят голливудские блокбастеры. А еще фильм был представлен на кинорынке в Лос-Анджелесе, и наша самая большая на данный момент гордость – то, что он скоро выйдет в прокат в США.
ВЗГЛЯД: Вы производите впечатление очень серьезного человека. На вас в обычной жизни ваш экранный образ не давит?
С.С.: Нет, на меня он абсолютно не давит, он давит, скорее, на зрителя. Для меня и появление в сериале «Наша Russia», и появление в «Камне» и «Бедуине» – это все в равной степени мое, все пережито мной лично. Я же нормальный человек, у меня внутри есть и юмор, и грусть. И депрессия такая бывает, что не хочешь и не можешь ничего делать, и творческие кризисы случаются – все как у людей. Никогда не поверю во что-то идеальное. Это касается и творчества, и семьи. И когда я читаю интервью, в которых люди говорят, что, мол, мы живем душа в душу 20 лет и никогда не ссоримся... Я в это не верю. Благодаря съемкам в фильме «Камень» из меня вышли какие-то эмоции, которые не могли выйти из-за того, что я много лет занимаюсь только юмором. Что-то такое во мне копилось на другой, «темной» стороне. И чтобы не стать таким классическим юмористом – веселым на сцене, а в жизни страшным занудой и снобом – надо делать такие вещи. Тогда в жизни будет гармония.
ВЗГЛЯД: Дальше планируете заниматься продюсированием?
С.С.: Все зависит от того, как пройдет в прокате «Камень», но я, со своей стороны, уверен, что он пройдет хорошо. Сюжет там не избитый, ниоткуда не стыренный, голливудских штампов нет. Поэтому я собираюсь этим заниматься и дальше, но не уверен, что каждый раз сам буду появляться на экране. Ну и юмор я не брошу, в этом году у меня запланированы три большие работы. В феврале и марте мы с Верой Брежневой будем сниматься на необитаемом острове в Индийском океане. По жанру этот фильм – тоже своего рода эксперимент для меня. Это будет приключенческий экшн, мелодрама, комедия – все вместе, с подводными съемками, индейцами, прыжками со скалы.
ВЗГЛЯД: Судя по описанию, это будет такой российский «Индиана Джонс»?
С.С.: Да, именно. Там еще драки будут, выяснения отношений в супружеской паре. В голливудском стиле кино. Режиссер – Александр Войтинский, который снимал «Черную молнию». А продюсирует фильм один из самых известных продюсеров в стране – Сергей Сельянов. Обычно он занимается артхаусным кино, это будет его первая картина с таким большим бюджетом.
Еще я сейчас новую программу на канале ТНТ продюсирую. Это мой проект с командой КВН «Федор Двинятин», скетчком с рабочим названием «Страна в shope'e». Действие происходит в большом магазине, мегамолле, где все занимаются шопингом. Герои скетчей – покупатели, продавцы, охранники. Режиссером будет Максим Пежемский, который снимал первые два сезона сериала «Наша Russia».
ВЗГЛЯД: А третий проект какой?
С.С.: Мы с режиссером Игорем Волошиным пишем сценарий фильма, это будет комедия. Но снимать, правда, будет не Игорь.
ВЗГЛЯД: Как вы успеваете столько дел одновременно делать?
С.С.: У меня все по минутам расписано. Просто я пытаюсь, пока у меня есть силы, работать по максимуму. Потому что я чувствую, что творческая лень уже на подходе. Боюсь, через какое-то время на съемки на острове я вряд ли соглашусь. Я не знаю, что со мной будет, скажем, через два года.
ВЗГЛЯД: А чего конкретно вы боитесь? Что такого может случиться через два года?
С.С.: Ничего конкретного я не жду, просто накапливается усталость. Все это катится, как снежный ком, и я, честно говоря, уже и за свое здоровье немного боюсь, так как понимаю, что остановиться не могу, а ритм, в котором я живу, не мой. Я готов несколько месяцев без выходных поработать, а потом месяц отдохнуть, но сейчас у меня этого месяца на отдых нет. К сожалению, в нашей стране все так устроено: чтобы получилось три дела, надо заниматься пятнадцатью одновременно.