К числу осенних книжных смотров, проводимых в Москве, в этом году добавился еще один – ярмарка независимых книгоиздателей и книготорговцев «Новая площадь», которая пройдет 9 и 10 сентября во дворе Политехнического музея.
С ярмаркой на ВВЦ конкурировать бесполезно – это все равно что конкурировать с КПСС
О том, в чем назначение «Новой площади» и чем она отличается от других книжных мероприятий, газете ВЗГЛЯД рассказал один из ее организаторов – директор издательства «Ад Маргинем» Михаил Котомин.
ВЗГЛЯД: Михаил, что представляет собой книжная ярмарка «Новая площадь», и кто ее организует?
Михаил Котомин: «Новая площадь» – это подросший наследник ярмарок на «Фабрике», устраивавшихся на базе издательства «Ад Маргинем», наших стоковых распродаж. Но теперь у нас появилось несколько союзников: во-первых, Политехнический музей, во-вторых, книжный магазин «Фаланстер» (и вообще культурно-дистрибьюторский проект «Фаланстер» во всех своих проявлениях). Строго говоря, организатора у ярмарки три – магазин «Циолковский», издательство «Ад Маргинем» и лекторий Политехнического – молодежное крыло музея, которое помогло нам обустроить территорию, предоставило оборудование и сцену. Наряду с организаторами есть несколько партнеров. А вообще-то в идеале каждое участвующее издательство должно быть соорганизатором, соратником и рекламным агентом. Мы используем свои наработки, которые уже были опробованы ранее – в частности, опираемся на информационные возможности соцсетей.
ВЗГЛЯД: Эта ярмарка – разовое мероприятие, или планируется сделать его регулярным?
Михаил Котомин хочет создать альтернативу, но не конкурента существующим ярмаркам (фото: admarginem.ru) |
М.К.: Думаю, что продолжение точно будет, другой вопрос, какое именно. Это зависит от того, как все пройдет. Одна из идей – создать какую-то ассоциацию или группу независимых издателей и книготорговцев, которая могла бы делать книжные фестивали и много всего прочего на разных площадках. Второй вариант – это может быть нечто более скромное типа ярмарки выходного дня, которая могла бы устраиваться, скажем, раз в месяц. Наконец, не исключено, что получится организовать мероприятие менее регулярное, но большое, что-то вроде летнего книжного фестиваля, только более массированное и в большей степени ориентированное на практику.
С одной стороны, мы хотим, чтобы у независимых издательств, отрезанных от дистрибуции, была возможность продавать книги. С другой стороны, есть аспект, который для нас важнее, чем продажи, – мы заинтересованы в том, чтобы развивалась коммуникация. Главный капитал – это люди. Нужно бороться за читателя – он исчезает, и это не его вина.
ВЗГЛЯД: А чья?
М.К.: Причин тут много – особенности нынешней издательской политики, то, как структурирована выкладка книг в магазинах и так далее. Как бы то ни было, борьба за читателя – одна из главных наших идей. Кроме всего прочего, я позвал на ярмарку арбатских букинистов – хочется представить какую-то альтернативу всей этой глупой русской теме, завязанной на новинках. Хорошие книги не портятся. Если посмотреть на советское книгоиздание, довольно скудное в силу административных причин, то даже его продукция покажется более интересной и качественной, чем якобы развесистый нынешний ассортимент с большим количеством переводов и всем прочим. Я уж не говорю об изобилии 1990-х, когда вообще все цветы цвели.
ВЗГЛЯД: Сможет ли «Новая площадь» составить конкуренцию другим ярмаркам – Московской международной на ВВЦ, ярмарке non/fiction, недавно появившемуся «Букмаркету»?
М.К.: Конкуренции в полном смысле слова тут нет. Книжных мероприятий очень мало, и если на нескольких разных площадках будет идти речь о книгах, то всем будет только лучше. А с ярмаркой на ВВЦ конкурировать бесполезно – это все равно что конкурировать с КПСС. К тому же, некоторые наши участники, в том числе само «Ад Маргинем», в этом году появятся своим чередом и на ВВЦ. Но участие в Московской международной книжной ярмарке – это только продажи, и ничего больше. «Новая площадь» совпадает по времени проведения с «Букмаркетом», который в этом году будет проходить в ЦПКиО им. Горького, но на самом деле мы тоже не конкуренты, так как «Букмаркет» в значительно большей степени, чем мы, ориентирован на развлечение и отдых. Кино, музыка, рок-фестивали – это другая история. Мы действительно находимся между этими двумя полюсами – коммерческим и развлекательным, но вряд ли можно сказать, что мы конкурируем. Книга – это не коммерция и не развлечение, это друг и источник знаний. Хотя, конечно, и у нас будет интерактивная программа – выступления поэтов, концерты ди-джеев. А кроме того, будет звучать музыка с виниловых пластинок.
ВЗГЛЯД: Почти каждая из московских книжных ярмарок имеет свой концептуальный «ярлык», так или иначе позиционируется в плане контента и аудитории. Скажем, non/fiction представляется местом встречи интеллектуалов, а вышеупомянутый «Букмаркет» – площадкой для хипстерского досуга, чем-то вроде фестиваля модной альтернативной культуры. Есть ли какие-то подобные смысловые ассоциации в случае «Новой площади»?
М.К.: Есть, и связаны они прежде всего, так сказать, с технологией производства события. Культивируемый нами принцип самоорганизации – это принцип в основе своей очень демократичный. Не случайно у нас имеет место прайс-контроль, концепция ограничения цен. Мы хотим понизить цены на книги, и основания для этого очевидны: ведь если издатели не платят за стенд и за участие, то они могут продать хотя бы десять экземпляров из тиража очень дешево. Соответственно, «Новая площадь» – безусловно, ярмарка левого толка. И в этом, я думаю, нас будут обвинять, хотя ассортимент у нас широкий, книги какие угодно, а среди участвующих издательских проектов есть и идейно либеральные, скажем, «Новое издательство» и Институт Гайдара.
ВЗГЛЯД: Планируете ли вы уделить внимание новейшим практикам в сфере книжной дистрибуции, в частности, электронным книгам?
М.К.: Приоритетной темой это в любом случае не станет. Вообще говоря, электронные книги – это преимущественно американская история, они пока не стали серьезным рынком даже в Европе. А в России это пиар-ловушка, дымовая завеса, за которой происходит монополизация и дележ оставшегося рынка. Люди все равно читают книги на бумаге.