Культура

9 августа 2011, 15:25

Ли Тамахори: Правды в кино в принципе не существует

Фото: Reuters

«Конечно, если бы «Двойник дьявола» показали жителям Ирака, они наверняка потом долго возмущались бы и говорили, что ничего похожего на их страну в кадре нет. И были бы правы. Но весь остальной мир в наш Ирак поверит», – раскрыл в интервью газете ВЗГЛЯД главный секрет фильма режиссер Ли Тамахори.

В основе сценария «Двойника дьявола» – автобиографическая книга Латифа Яхьи «Я был сыном Саддама», вышедшая еще в конце 1990-х и ставшая бестселлером годы спустя, когда американская армия вторглась в Ирак.

В герое нет ничего оригинального: это такая восточная версия Сонни Корлеоне, старшего сына из «Крестного отца

Фильм не буквально следует книге, но общая сюжетная канва сохранена. Действие происходит в конце 1980-х. Саддам – один из самых могущественных правителей Ближнего Востока, страна купается в нефтяных деньгах. В целях безопасности охрана Удея Хусейна, старшего сына диктатора, похищает простого иракского парня Латифа и с помощью нескольких пластических операций превращает его в двойника избалованного и испорченного наследника. Дальше начинается беготня по роскошным багдадским дворцам, стрельба из золотых пистолетов и борьба за внимание любимой наложницы.

В Удея и Латифа поочередно гениально перевоплощается англичанин Доминик Купер (Говард Старк из недавнего «Первого мстителя»). В роли возлюбленной обоих героев – француженка Людивин Санье. Поставил фильм новозеландский режиссер Ли Тамахори, автор «Пророка» с Николасом Кейджем и «Умри, но не сейчас» – последней серии «бондианы» с Пирсом Броснаном. 11 августа картина выходит в российский прокат.

Накануне премьеры газета ВЗГЛЯД расспросила режиссера о том, как ему удалось воссоздать Багдад эпохи «золотого века» Хусейна, и узнала, верит ли он сам в историю про «двойника дьявола».

ВЗГЛЯД: Почему страна – производитель фильма – Бельгия, а не США, например? Неужели американцы потеряли интерес к иракской теме?

Ли Тамахори: Ни одна из американских студий не захотела финансировать этот фильм. Их волнует только то, что касается непосредственно Соединенных Штатов. Картина спродюсирована в Бельгии потому, что там нашелся единственный в мире человек, который поверил в проект и захотел вложить в него деньги.

ВЗГЛЯД: Вы нашли этого человека, или он вас?

Л.Т.: Нет-нет, у фильма было много продюсеров. Сначала они нашли источник финансирования, а уже потом пригласили меня. Я к моменту начала съемок даже книжку, по которой был написан сценарий, не успел дочитать.

ВЗГЛЯД: Как вы воссоздавали Багдад эпохи 1980–1990-х?

Л.Т.: Я знал, что съемки на территории Ирака будут невозможны, и с самого начала решил, что буду создавать вымышленный Багдад. Я даже не стал утруждать себя поездками по Ближнему Востоку, хотя теоретически, например, мог поехать в Иорданию и снимать там. Но я остался в Европе. Разумеется, мы проводили исследования и старались найти территорию, которая была бы похожа на Ирак. Но это было не так легко, и если мы не могли найти ничего подходящего (а это случалось довольно часто), мы просто включали воображение и ни в чем себя не ограничивали. Конечно, если бы «Двойник дьявола» показали жителям Ирака, они наверняка потом долго возмущались бы и говорили, что ничего похожего на их страну и их столицу в кадре нет. И были бы правы. Но весь остальной мир в наш Ирак поверит. Мы ведь не можем воссоздать дворцы Саддама, они были разрушены. Все, что у нас остается, – это фантазии и иллюзии. И меня это устраивает. Если быть до конца откровенным, я вообще предпочитаю красивые иллюзии реальной жизни.

ВЗГЛЯД: На встрече с автором книги Латифом Яхьей вы пытались выяснить у него какие-то дополнительные детали? Вполне возможно, он о многом умолчал, когда писал свою книгу.

Л.Т.: Нет, не пытался. Я и встречаться-то с ним не хотел. Я для себя поставил цель создать художественное произведение, основанное на его книге, но никак не дотошную экранизацию и не документальное исследование. Знаю, что многое в его рассказах показалось специалистам по Ближнему Востоку неправдоподобным, и мне совершенно не хотелось, чтобы меня потом обвинили в искажении каких-то исторических фактов или, наоборот, в том, что я способствовал распространению чужой лжи. Мы, кстати, сильно изменили первоначальный сценарий. Первая его версия была написана строго по книге, там было много политики. В процессе работы мы просто все это выкинули и сняли гангстерский фильм.

Доминику Куперу приходится перевоплощаться сразу в двух героев – Удея и Латифа (фото: Reuters)

ВЗГЛЯД: А вы вообще верите в правдивость всей этой истории про двойников и насильственные пластические операции?

Л.Т.: Честно? Не знаю и не хочу знать. Мне плевать. Правды как таковой в кинематографе в принципе не существует, режиссеры дают зрителю только ее иллюзию. Конечно, в фильме есть какие-то документальные свидетельства, куда же без них. Упоминаются Саддам Хусейн, его семья, вторжение Ирака в Кувейт и так далее. Но меня волнует только суть.

«Двойник дьявола» – фильм о человеке, которого заставили отказаться от собственной личности и «дублировать» монстра. В том, что наш отрицательный герой в реальной жизни тоже был настоящим злодеем, никаких сомнений нет. Известно, что Удей Хусейн убил человека на одной из вечеринок прямо на глазах у своих гостей. Ни для кого не секрет, что он похищал понравившихся ему школьниц прямо с улиц Багдада. Все это он делает и в нашем фильме. В то же время в нем ничего оригинального: это такая восточная версия Сонни Корлеоне, старшего сына из «Крестного отца».

ВЗГЛЯД: Что было самым тяжелым на съемках?

Л.Т.: Банально, но труднее всего было создать сразу двух главных героев, имея всего одного актера. Доминик Купер играет и Удея, и Латифа. На съемках каждой второй сцены надо было постоянно держать в голове, что перед ним сейчас стоит его двойник. Конечно, это по большей части актерская работа, но и мне надо было его постоянно контролировать, вовремя «переключать» с одного персонажа на другого. Это было самым тяжелым, но в то же время и самым захватывающим. Я все время переживал и думал о том, какой будет ужас, если у нас ничего не получится и «раздвоенность» актера будет бросаться в глаза. До начала монтажа я не был уверен, все ли мы сделали правильно. Но потом посмотрел весь отснятый материал и как-то сразу успокоился.

ВЗГЛЯД: Кстати, об актерах. У вас получился очень смелый и неожиданный кастинг: главную женскую роль играет француженка, главную мужскую – англичанин, у которого никаких восточных корней нет...

Л.Т.: Я хотел найти новые, совершенно неизвестные среднестатистическому зрителю лица. Людивин Санье, например, в родной Франции – большая звезда. Но за пределами страны ее мало кто знает. Я сознательно не хотел брать ни англичанку, ни американку. Мне нужно было что-то экзотическое. Я искал подходящую актрису и в Испании, и в Италии, и в Греции – сначала мне казалось, что это должна быть девушка из средиземноморского региона, с соответствующим типом внешности. А потом я увидел Людивин в темном парике – и это было именно то, что надо.

То же самое получилось и с Домиником Купером. Мы на пробах глазам своим не поверили – он смог перевоплотиться в жителя Ближнего Востока почти без всякого грима. И, что еще важнее, он прекрасно понимал, какие преимущества даст ему как актеру такая двойная работа: эта роль – настоящий подарок, козырная карта. И он смог разыграть ее. Поверьте мне, теперь у него не будет отбоя от выгодных предложений. Знающие люди мимо такого таланта не пройдут.

ВЗГЛЯД: В 1990-е и в начале «нулевых» вы снимали в среднем по картине в год. Потом разрыв увеличился: предыдущий ваш фильм, «Пророк», выходил на экраны в 2007-м. Что вы делаете в свободное время?

Л.Т.: Когда я не занят съемками или переговорами с продюсерами, я притворяюсь фермером. У меня есть большой участок земли на родине, в Новой Зеландии.

ВЗГЛЯД: Почему «притворяетесь»?

Л.Т.: Потому что я не веду хозяйство. Я там просто живу, а наведением порядка на моих землях в это время занимается совсем другой человек. Это распространенная практика у людей, занятых в кино: у Рассела Кроу, например, тоже есть своя ферма и свой управляющий. Я люблю природу, там такая красота кругом! И мне нравится, что у меня есть некая параллельная реальность, существование в которой полностью отделено от моего основного бизнеса. Иногда даже от такого увлекательного занятия, как кино, надо полностью отключаться.

Текст: Ксения Реутова

Вам может быть интересно

Угроза атаки БПЛА объявлена в Новороссийске
Темы дня

«Война в одну парочку». 43 дня из жизни дроноводов и не только

В начале 2026 года Минобороны объявило о наборе контрактников для подразделений нового рода войск – беспилотных систем. Спецкор деловой газеты ВЗГЛЯД, благодаря военнослужащим разведбатальона на Константиновском направлении, получил возможность в подробностях оценить, насколько успела измениться боевая работа с приходом БПЛА на фронт – и что именно дроны изменили в людях, уже давно пришедших на СВО.

Китай создал микроволновую угрозу против «Старлинка»

Система американских низкоорбитальных спутников Starlink («Старлинк»), которую США и ВСУ используют в военных целях, больше не является неуязвимой. По крайней мере, это прямо следует из утечек о новом китайском оружии на новых физических принципах. О чем идет речь и есть что-либо подобное в распоряжении России?

Военный эксперт заявил об «эффекте домино» в результате освобождения Чугуновки

Религиовед назвал причины сокращения татар среди посетителей мечетей в России

Экс-посол оценил вероятность возобновления диалога с Японией по Курилам

Новости

В Германии отреагировали на признания брата Кличко пранкерам

В Германии вызвали беспокойство признания брата мэра Киева Владимира Кличко российским пранкерам о подмене брата, Виталия, на встречах и системной коррупции на Украине, сообщает Berliner Zeitung.

Два полицейских ранены при нападении на общежитие вуза в Уфе

В результате нападения подростка с ножом на общежитие медицинского университета в Уфе пострадали двое сотрудников полиции и несколько студентов, сообщили в СК.

В России рекордно упала доля идущих в 10-й класс школьников

В 2024 году разница между школьниками, выбравшими 10-й класс и колледжи, стала минимальной за 25 лет, ранее число старшеклассников значительно преобладала над числом учеников колледжей, следует из исследования ВШЭ. Самым востребованным направлением для поступающих на программы среднего профобразования является «Инженерное дело, технологии и технические науки».

На Украине заявили об одном из самых разрушительных ударов по энергетике

Энергосистема Украины столкнулась с серьезным дефицитом из-за одной из самых разрушительных атак ВС России на важнейшие объекты генерации и передачи электроэнергии, которые находятся на западе страны, сообщили украинские эксперты.

В Милане прошли столкновения полиции с противниками Олимпиады

В центре Милана во время акции против Олимпийских игр группа протестующих забрасывала полицию камнями и фейерверками, задержаны несколько человек.

Украинский стример, прославившийся «минутой молчания», сбежал в Канаду

Украинский блогер Ярослав Краснов, известный своими ежедневными стримами «минуты молчания» по погибшим, выехал в Канаду.

Москалькова рассказала о пытках российских пленных на Украине

Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова сообщила о случаях истязаний и гибели российских военнопленных, отметив нарушения международных норм обращения с пленными.

После удара по дамбе у Константиновки оказались отрезаны 3 тыс. боевиков ВСУ

В результате удара ВС России авиабомбой ФАБ-3000 по дамбе у Константиновки около 3 тыс. бойцов ВСУ оказались отрезаны от снабжения и связи с северными районами.

В Италии отметили двойные стандарты Запада на Олимпиаде

Бывший сенатор Италии Джанлука Феррара отметил, что Олимпиада демонстрирует избирательность Запада к странам, вовлеченным в конфликты, особенно в отношении Израиля.

Губернатор Белгородской области Гладков попал под ракетный обстрел

Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил, что попал под ракетный обстрел со стороны вооруженных сил Украины.

Мишустин утвердил новый состав комиссии по Шпицбергену

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о включении 14 новых членов в комиссию по обеспечению российского присутствия на Шпицбергене.

Электрик посоветовал киевлянам выбросить электрочайники до мая

Жителям многоквартирных домов в Киеве электрик посоветовали не пользоваться электроприборами до мая после отключения лифтов и регулярных аварий в электросетях.
Мнения

Игорь Караулов: Евразийство следует переименовать в евроордынство

Евразийство – любопытное историческое учение, но оно не может заменить собой реальное постижение цивилизаций Азии. Азия сегодня – это не бескрайние пастбища c кочевниками. Это небоскрёбы Шанхая. Это японские и китайские скоростные поезда. Это всемирная фабрика.

Владимир Можегов: Куда заведет США «явное предначертание»

Как экспансионизм Трампа уживается с американским же изоляционизмом и почему он находит гораздо больший отклик в американской душе, нежели глобалистский экспансионизм Буша или Клинтонов.

Игорь Мальцев: Ненависть Европы захлебнулась в желании говорить

Что делать с людьми, которые вслух говорят о том, что им нужен продолжающийся конфликт? Трамп говорит, что он борется за мир. Путин говорит, что он всегда готов к миру. И только у начальников Европы нет слова «мир» в вокабуляре.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов