Культура

22 июля 2010, 21:28

«Начало»: Гениально, как «Аватар»

Фото: ИТАР-ТАСС

«Начало» – фильм про то, как семеро спят в самолете и им снится, что они спят в машине и им снится, что они спят в гостинице и им снится, что они где-то в куршавельских горах и собираются поспать. Звучит усыпляющее, однако новая работа Нолана пропитана такой авторской любовью и содержит такие взаимосвязи между подробностями, что его тянет посмотреть вторично (а название на это даже намекает). По большому счету это действительно шедевр. Как кубик Рубика, икебана или чемодан.

Критиковать «Начало» столь же невежливо, как и подтрунивать над внешностью чужих детей – кем-то глубоко любимых. Концепцию Кристофер Нолан вынашивал долгих 16 лет, покорно снимая «Бэтменов» и дожидаясь той репутации, когда продюсеры сочтут возможным выдать ему 160 миллионов долларов, уберут руки от сценария и полностью отдадут фильм режиссеру на откуп. То есть, несмотря на статус блокбастера, данная работа имеет столько же прав называться «авторским» и «независимым» кино, как и копеечные картины «молодых и дерзких», столь ценимые европейской фестивальной критикой и другими гомосексуалистами.

Всё лучше, чем водку жрать

Что лежит в основе сюжета – отдаленное будущее или альтернативная вселенная, – не уточняется, важно лишь, что путешествия по чужим снам в мире «Начала» есть норма, никого особо не удивляющая. Герой Леонардо Ди Каприо с группой подручных зарабатывают на жизнь промышленным шпионажем, воруя идеи прямо из мозга мирно похрапывающих бизнесменов. Работа, что и сказать, оригинальная, и производственные риски ей под стать. Во-первых, толстосумы щедро платят за защиту своей интеллектуальной собственности – во снах их идеи охраняют толпы вооруженных секьюрити; во-вторых, у героя нелады с психикой, поэтому в каждый сон проникает проекция его покойной жены и старательно вставляет налетчикам палки в колеса.

#{image=418727}Со временем необходимость «завязать» и зажить добрым бюргером («пошить костюм с отливом – и в Гагры») объективно назрела, но мешает тому полиция и международный розыск. Решить проблему обещает глава некой кэйрецу: если опергруппа проникнет в сон наследника энергетической империи-конкурента и убедит молокососа развалить отцово наследство, доживать свои дни главный герой будет в статусе честного человека.

Эту ходовую для фантастического боевика фабулу от сотен таких же выгодно отличает проработка концепции и сложность устройства, ввиду чего её так и тянет сравнить с икебаной или часами хитрой инженерной мысли: разбери досужий гражданин сей хронометр на части, собери вновь – и «много лишних кусочков останется». Однако в индивидуальной конструкции Нолана механизм исправно тикает, каждая шестеренка жмет на соседок, каждый маятник при деле. Да, обилие подробностей и деталей изрядно утомляет, но каждый факт, каждая метафора, каждая вырванная камерой эмоция рано или поздно найдет свое обоснование, все концы сойдутся, все в гости будут к нам (сценаристам сериала «Лост» сидеть и стыдиться).

Режиссер резвится (так, поезда в фильме спокойно выезжают на шоссе, а города складываются на манер бутерброда) и строит свой «дивный новый мир» с поистине родительской любовью, уподобляясь в этом, наверное, Кэмерону, которого, в общем, никто и не просил придумывать для своей Пандоры эксклюзивный ботанический сад на тысячу росточков. В смысле авторского подхода «Начало» действительно похоже на «Аватар», а «Аватар» – на Начало»: это предсказуемые, но технически совершенные, в авторском дизайне выполненные фильмы-сувениры, которые можно признать идеалом, если идеал – это вещь в себе. Ибо как икебану ни усложняй, она икебаной и останется: откровений в ней нет, юмора – тем более, зато эстетизма – килограммы.

Лучше всего это видно по актерскому ансамблю «Начала» – он тоже вполне себе икебана: каждый на своем месте, но ценен лишь в букете, не по отдельности, когда они лишь до боли знакомые ромашка, гвоздичка да розочка. Так, отыгрыш своего персонажа Ди Каприо практически полностью скопировал с недавней работы в «Острове проклятых» Мартина Скорсезе: тот же набор эмоций, тот же характер, тот же всхлип по погибшей жене, то же показательное нежелание разводить мерихлюндии, хотя абсолютно понятно, что мерихлюндии его персонаж рано или поздно разведет. Для данного фильма большего и не нужно, но для самого Лео Ди это роль скорее проходная.

Вундеркинд авторского кино Джозеф Гордон-Левитт, есть мнение, вообще не умеет играть плохо, поэтому играет хорошо и даже демонстрирует зрителю невиданную прежде пластику. Однако хорошо Гордон-Левитт играет характерных персонажей, в данном же случае характер у персонажа отсутствует, а образ условного супермена, когда надо ногами бить и из пистолета палить, в среднем не очень идет парню с женским размахом плечевых суставов.

#{movie}Далее по списку: Майкл Кейн играет Майкла Кейна, Кен Ватанабе – архетипичного самурая от рыночной экономики, Киллиан Мёрфи – уже знакомого голубоглазого лапушку. Разве что Марион Котийяр выполняет индивидуальную программу с нахлестом, но, опять же, на своем, хорошо знакомом уровне.

Всё это, повторимся, не критика, а попытка разбить общую картину на составляющие. Сводным же оркестром Нолан дирижирует, как Джансуг Кохидзе, заставляет своих героев существовать в четырех измерениях сна одновременно, выверяя их действия по нотам и октавам. Нечто подобное было у Кубрика в «Заводном апельсине» и «Космической одиссее», и старик даже что-то под этим имел в виду. Нолан, скорее всего, ничего: персонажи падают с моста в реку, плавают в невесомости, катятся с заснеженных гор именно так просто потому, что это – красиво.

Другой вопрос, что вряд ли публика смирится с тем, что на их глазах собирают пускай виртуозно, но всего лишь кубик Рубика, а результат сборки известен заранее. Не в том смысле, что плюсовать не будут, – отнюдь, но явно припишут ленте отсутствующую глубину и интеллектуальность. Так, в свое время Джону Роланду Руэлу Толкиену приходилось регулярно отмахиваться от конспираторов от сохи и рецензий типа «на самом деле автор имел в виду...», клясться и божиться, что смысл его Средиземья – в самом Средиземье и что темный властелин Мордора списан не с Гитлера.

С «Началом» – та же история. Уже сейчас на англоязычных форумах (в США фильм вышел в прокат на неделю раньше) наблюдается истерия: ленту требуют наградить всеми имеющимися оскарами и еще парочку придумать «специально для» (те зрители, что всё обругают из желания быть оригинальными, пока еще не подтянулись). Спору нет, не счесть алмазов в каменных пещерах, однако характеристики «библейская глубина» и «философская сага» фильму Нолана подходят вряд ли. Да, за счет слоистой структуры действия в нем, как в термодинамике, сразу несколько начал и отсутствует конец (точнее, конец-то есть, но «открытый»), однако менее всего это походит на заигрывание с умниками. Нолан явно снимает для себя, клепает трансформера, о котором мечтал в детстве, – чтобы и в самолет превращался, и в танк, и в велосипед, «и вообще».

Меж тем в том, что касается реакции масс («шляпы долой, господа, перед вами – гений»), «Начало», к сожалению, встало в один ряд не только с наследием Толкиена, но и, например, с романами Коэльо: читающие дураки (есть такая категория читателей) уже давно разглядели в текстах-плацебо этого южанина некие интеллектуально-философские глубины, польстившись на рассусоливание про «истину, путь, знаки». «К сожалению» – потому что Нолан (в отличие от Коэльо) подкупающе честен. Он не провоцировал зрителя, не ставил обманки, не заставлял искать черную кошку там, где её нет, а лишь снял свой фильм-мечту, цельный, как скриншот. А если кошку всё-таки ищут, это явно не проблема Нолана.

Он вообще – везунчик, как наш Менделеев, открывший человечеству таблицу (в случае с Ноланом за откровение вполне сойдет «Темный рыцарь»), но куда более любивший не химичить, а чемоданы резать. «Начало» – чемодан и есть. Хороший, инкрустированный, авторский, дорогой. С ручкой. Его стоит ценить как любую качественную вещь, сделанную для себя, с любовью, но без претензий. И главное – не обращать внимания на то, что вскоре данный фильм обоснуется в списке «самых любимых» у гламурных пэтэушниц – пользователей «ВКонтакте» где-то между «Бойцовским клубом», «Эффектом бабочки» и «Реквиемом по мечте». 

Текст: Дмитрий Дабб

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?