Стараниями программных директоров обоих фестивалей Антона Мазурова и Алексея Медведева за эти две недели в избранных московских кинотеатрах можно было увидеть свежие фестивальные новинки в диапазоне от Канн – «Дерево» Джули Бертучелли (фильм закрытия 63-го Каннского кинофестиваля, к примеру, открывал первый «2 in 1»), «Дядюшка Бунми» Апичатпонга Веерасетакула, награжденный «Золотой пальмовой ветвью», был показан в программе «Завтра» – до Венеции (остроумная и горькая «Жизнь во время войны» Тодда Солондза) и Берлина («Гигант» Адриана Биньеса).
Россия была представлена фильмом «Башня зонгшпиль» – 37-минутным социальным мюзиклом, посвященным строительству «Охта-Центра
Отдельными лакомствами для киногурманов стала ретроспектива ранних (1979–1988) фильмов культового канадского режиссера Дэвида Кроненберга (кто, если не Кроненберг, разбирается в мутациях?), дебют Дэнни Бойла («Неглубокая могила») и 6-часовой документальный эксперимент над чувствами зрителей – запрещенный в Китае фильм «Карамай».
В интернациональное жюри первого фестиваля «2 in 1» под председательством новозеландской актрисы Кэрри Фокс, многим запомнившейся по, мягко говоря, откровенной роли в «Интиме» Патриса Шеро, также вошли живой классик Кира Муратова (в фильмографии которой имеется картина «Два в одном», отчего, по ее признанию, этот фестиваль ей особенно близок), шведский кинорежиссер Лукас Мудиссон («Покажи мне любовь», «Лиля навсегда») и австралийский режиссер Майкл Роу («Високосный год»). От «Завтра» же к новому фестивалю перешло и жюри блогеров, которое присуждало собственный приз.
В конкурсную программу вошли девять фильмов, география работ опять-таки весьма обширна – от Дании до Тайваня. Россия была представлена в конкурсе фильмом «Башня зонгшпиль» – 37-минутным социальным мюзиклом, посвященным строительству «Охта- Центра» в Санкт-Петербурге.
Также в конкурсе имелся и свой «свадебный генерал» – мультфильм «Бесподобный мистер Фокс» по сказке Роальда Даля, снятый своеобразным режиссером Уэсом Андерсоном («Семейка Тенненбаумов», «Поезд на Дарджилинг»), показ которого состоялся при полном аншлаге к восторгу присутствовавших в зале детей. К сожалению, блестящую нравоучительную сказку про лисье семейство жюри дружно проигнорировало, видимо, посчитав, что свои награды и номинации (на «Оскар» и «Золотой глобус») фильм уже получил.
Фильмом закрытия стало нашумевшее «Турне» Матье Амальрика, на недавнем Каннском кинофестивале получившее «Золотую пальмовую ветвь» за режиссуру (кадр из фильма) (Фото: film.ru) |
Основные номинации, в которых жюри вручало свои призы, принципиально не отличались от номинаций фестиваля «Завтра». В категориях «Звук» и «Изображение» победила единственная документальная картина, представленная на конкурсе, – датско-шведская «Армадилло» о том, как солдаты НАТО сражаются против «Талибана*». Фильм был награжден на Неделе критиков в Каннах, а многие зрители – и это комплимент режиссеру и съемочной группе – ставили под сомнение документальность фильма, утверждая, что съемка зачастую велась с таких ракурсов, что удивительно, как все остались в живых.
Вручая призы культурному атташе посольства Дании, режиссер Лукас Мудиссон сообщил, что жюри усмотрело в фильме указание на «абсурдность войны и кризис мужественности».
Для вручения приза в номинации «История» на сцену поднялась Кира Георгиевна Муратова, которую зал приветствовал стоячей овацией. Приз – для многих совершенно неожиданно – достался сербской картине «Красный холм» о скейтбордистах, снимающих видео в духе эмтивишных «Jackass». Кира Георгиевна настоятельно порекомендовала посмотреть эту картину, однако расписание показов было составлено не самым лучшим образом: «Красный холм» показывали только в понедельник в 12 утра и в 10 вечера, что досаднейшим образом накладывалось на церемонию закрытия фестиваля.
Отношение составителей расписания к «Красному холму» показывает то, что они сами до конца не верили в картину, которой тем временем жюри присудило Гран-при, вручать который вышли Кэрри Фокс и председатель первого кинофестиваля «Завтра» нидерландский режиссер Йос Стеллинг. Приз от имени всего коллектива авторов «Красного холма» принимал актер Марко Тодорович, который настолько искренне смутился от неожиданного признания, что публика наградила его аплодисментами, а Стеллинг ободряюще произнес: «Все призы – ерунда, пока не получишь один из них».
Режиссер Майкл Роу вручил приз в категории «Герои» актрисе венгерского фильма «Пал Адриенн» Еве Габор, в одиночку, как сообщил Роу, вытащившей на своих плечах всю тяжесть «двухчасового путешествия к себе». Жюри блогеров наградило призом испанца Агусти Вила за картину «Сетка от комаров», видимо, оценив ее не совсем традиционное – в духе Луиса Бунюэля – чувство юмора.
Фильмом закрытия стало «Турне» Матье Амальрика, который 25 октября отмечал свое 45-летие и лично приветствовал зрителей перед просмотром. «Турне», награжденное в Каннах за режиссуру, и ФИПРЕССИ, одновременно напоминающее минорный вариант «Шоу-гелз» Верховена и «Приключения Присциллы, королевы пустыни», стало самым подходящим аккордом к завершению первого международного кинофестиваля «2 in 1», подтвердив старую мудрость: один фестиваль хорошо, два – лучше.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ