Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
19 октября 2010, 15:40 • Культура

Четырежды четыре

Россию признали родиной кинематографа

Четырежды четыре
@ lequattrovolte.it

Tекст: Денис Шлянцев

Победившая картина «Четырежды» – это философская притча о круговороте всего живого, центральные места в которой отведены бессловесному старику, стаду коз и могучему дереву. На вручение приза приехал оператор фильма Андреа Нагателли, в ответном слове назвавший Россию «родиной кинематографа».

Конкурсная программа 4-го фестиваля современного кино «Завтра» отличалась от предыдущих фестивальных подборок, прежде всего, отсутствием сравнительно громких имен.

Оператор стал невидимкой: при нем животные не стеснялись рожать, играть и отчаянно блуждать по лесу в поисках мамы

Судите сами, в 2007 году на суд жюри свои последние работы выносили живой классик немецкого кино Фолькер Шлендорф, характерный актер независимого американского кинематографа Стив Бушеми и модный румынский режиссер Корнелиу Порумбойю. Фестиваль 2008 года открыл публике Валерию Гай Германику, познакомил со свежими картинами Петра Зеленки, Билла Плимптона, Алессандро Баррико и Гая Мэддина. В 2009 звезд поубавилось: все тот же Корнелиу Порумбойю да обласканный Каннами Бруно Дюмон.

4-му «Завтра» похвастать почти нечем – разве что короткометражкой Кристьяна Мунджу (автора нашумевшего «4 месяца, 3 недели, 2 дня»), вошедшей в прошлогодний альманах румынских режиссеров «Сказки Золотого века», и новой работой украинского инди-режиссера Александра Шапиро «Днепр».

После близкого знакомства с фильмами, участвующими в конкурсе, стала ясна еще одна не совсем лестная для организаторов тенденция, впрочем, она позволяет сравнивать «Завтра» с ММКФ: на обоих киносмотрах все самое интересное проходит вне конкурса. В данном случае, это были ретроспектива загадочного литовского режиссера Шарунаса Бартаса, программа «Турбулентность» с лентами в диапазоне от австралийского триллера «Игры на дороге» (1981) до новой гей-трэш-порно-поделки Брюса ЛяБрюса «Зомби из Лос-Анджелеса».

Каким-то образом – по выбору куратора фестиваля Сергея Бодрова в программу затесалась классическая «Аталанта» (1934), а широкая публика, по незнанию забредшая в кинотеатры «Пионер» и «35 мм», смогла приобщиться к «Завтра», купив билеты на «Лабиринт Фавна» Гильермо Дель Торо, «Любовное настроение» Вонга Кар Вая и «Прорву» основателя фестиваля ныне покойного Ивана Дыховичного.

Не остались обделенными вниманием эстеты – для них состоялся показ последнего фильма на сегодня Отара Иоселиани и меломаны: в рамках программы «Музыка.doc» были показаны картины об эксцентричных металлистах Anvil, движущей силе инопланетного гей-кабаре Клаусе Номи и британских рок-н-ролльщиках Dr Feelgood, причем последние отыграли несколько песен на церемонии закрытия фестиваля.

Фестиваль «Завтра» всегда отличался толерантностью к сексуальным меньшинствам, но киносмотр образца 2010 года, кажется, побил все рекорды, за исключением разве что ЛГБТ-фестиваля «Бок о бок», по количеству представленных «тематических» картин: фестиваль открыли «Воображаемые любови» Ксавье Долана, пресса ломилась на (а публика – с) показы награжденного в Каннах высшей наградой «Дядюшки Бунми, который помнил прошлые жизни» тайского гей-режиссера Апичатпонга Веерасетакула, в жюри заседал культовый порнограф Брюс ЛяБрюс, мастер-класс которого в клубе Dome привлек сенсационное количество желающих приобщиться к высокому искусству.

Впрочем, окончательный вердикт жюри под председательством Сергея Лозницы («Счастье мое»), куда, помимо ЛяБрюса, вошли Михаил Кричман (оператор «Возвращения» и «Овсянок») и кинокритик Марк Адамс (ScreenDaily), не стал сюрпризом. Если бы регламент фестиваля предусматривал приз зрительских симпатий, то он, несомненно, достался бы трогательному, лиричному и ироничному румынскому альманаху «Сказки Золотого века», совершенно по-довлатовски осмысливающему абсурдные исторические анекдоты эпохи Чаушеску. Жюри наградило «Сказки» в двух номинациях – «Игра актера» (что выглядело несколько странно, учитывая количество актеров) и «История».

В номинации «Изображение» победил сюрреалистический фарс производства Эстонии, Финляндии и Швеции «Искушение святого Тыну» с Дени Лаваном в одной из ролей. За лучший звук была награждена медитативная китайская комедия «Зимние каникулы», этот же фильм, видимо, на безрыбье, и стал лучшим, по мнению жюри молодых критиков под председательством Бориса Нелепо, с формулировкой «за ироничное и тонкое отображение абсурдности человеческого существования».

Гран-при по единодушному решению жюри достался итальянской картине «Четырежды». Если не усматривать здесь нумерологическую подоплеку, происки каббалистов и прочие заговоры, то жюри легко понять.

Бывший документалист Лозница, видимо, оценил максимально возможную приближенность этой философской картины к документальному кино, порнографу ЛяБрюсу пришлись по душе непрофессиональные актеры, особенно козы, оператору Кричману – работа, собственно, оператора, блестяще справившегося с киногеничными пейзажами и ставшего в буквальном смысле невидимкой, ведь при нем животные не стеснялись рожать, играть и отчаянно блуждать по лесу в поисках мамы.

Что заметил в «Четырежды» кинокритик Адамс, осталось загадкой, разве что сказался авторитет каннской программы «Двухнедельник режиссеров», жюри которой назвало бессловесную притчу Микеланджело Фраммартино лучшим европейским фильмом года.

..............