Артемий Троицкий* размышляет о кризисе и его воздействии на массовую культуру. По его словам, главное явление сегодняшней массовой культуры, поп-музыка, претерпит значительные изменения. «С одной стороны, имеется чисто экономическое воздействие. Дело в том, что в России, как ни в одной другой стране мира, поп-артисты зарабатывают львиную часть доходов не за счет продаж пластинок и не за счет публичных концертов, а за счет так называемых корпоративов».
Заработки Мадонны просто меркнут по сравнению с заработками наших поп-звезд
Корпоративные вечеринки – это, как известно, «золотое дно» для многих артистов. Однако отечественные звезды в этом секторе рынка во многом превзошли западных звезд: как по количеству заказных концертов, так и по размеру гонораров.
В нашей стране, как убеждает Троицкий, 60–70% составляют именно гонорары за выступления на корпоративных мероприятиях. «Если судить по валу, заработки Мадонны просто меркнут по сравнению с заработками наших поп-звезд. С одной стороны, у Мадонны гонорар гораздо выше, скажем, миллион, но с другой – концертов меньше: в лучшем случае, два концерта в неделю. Наши же артисты дают по 3–4 концерта в день, а в новогоднюю ночь их может быть и порядка восьми. Я думаю, что тот же Филипп Киркоров или Максим Галкин* вполне могут заработать за такую ночь 1 или 2 миллиона долларов».
Как известно, размеры гонораров артистов увеличиваются с приближением праздников, а новогодние вечеринки являются самым «рыбным» днем в году. Также известно, что главными героями корпоративных вечеров являются именно поп-артисты, которые, как правило, наступление нового года встречают в стенах какого-нибудь закрытого клуба или ресторана. Оказывается, проведение самого веселого праздника вдалеке от семьи, среди «жирных спин», «чавканья» окупается сполна.
Ситуацию вынужденно приподнятого настроения и задора Троицкий находит унизительной для самих же исполнителей. «Несмотря на то что они за это получают деньги, они выступают, видя перед собой жирные спины, звон бокалов, чавканье и прочее. Я считаю, что это постыдное явление. Если вся эта корпоративная вакханалия рассыплется, как карточный домик, то, на мой взгляд, это будет более чем позитивно».
Кроме того, критики считает это унизительным и для публики, которая из-за бесчисленных корпоративов видит своих любимых артистов разве что в телеящике.
«В этом году ситуация будет несколько иной: насколько мне известно, корпоративы отменяются, гонорары падают, полагаю, что весь этот рынок просел раза в два, а может, и в три–четыре. Я считаю, что это очень здоровое явление».
По словам Троицкого, кризис, кроме всего прочего, влияет на менталитет, на «массовую психологию» и создает особенную атмосферу – атмосферу творческой активности, которую Троицкий связывает, прежде всего, с рок-культурой.
«Это практически закон для рок-музыки: ее лучшие образцы, как в России, так и за границей, создавались во времена максимально кризисные».
Троицкий также проводит связь между той или иной эпохой с характерной для нее политической и экономической ситуацией и тенденциями в массовой культуре. Так, по мнению критика, сегодняшняя волна тотального торжества попсы и гламура уходит корнями в нулевые годы.
«Нынешняя российская попса не отвечает даже понятию задушевности: она бездушная, тупая, идиотская и бессодержательная, вообще, никакая музыка, исполняющаяся не вызывающими доверяя целлулоидными марионетками».
Как нащупать индекс популярности того или иного артиста? Троицкий затрудняется дать ответ, уверяя, что популярность таких исполнителей, как Дима Билан, группа «Блестящие» и Тимати, – «результат массового внушения и рекламного гипноза».
Троицкий уверен, что и эта ситуация выровняется в условиях кризиса, потому что весь накопленный негатив у людей, безусловно, отразится на их эмоциональном состоянии.
«Людей, которых уволили с работы и которые остались без денег, все эти гламурные шоколадистые, обнимающие телок и разъезжающие на BMW мизерные персонажи, должны раздражать».
Но, как известно, рождение новых тенденций в культуре накрепко связано с эпохой, их порождающей. Вероятно, нынешний кризис принесет не только новую волну, но и новых героев, которые не будут противопоставлять себя широкой аудитории за счет предметов роскоши и прочее, а наоборот, будут как можно ближе своим слушателям. «Скорее всего, это будет что-то душевно утешительное, что-то вроде «Любэ», Аллы Пугачевой, Татьяны Булановой, шансона. То есть востребованными будут те артисты, которые тоже страдают, но своим творчеством приносят утешение. А те артисты, которые не будут вписываться в этот образ, спросом пользоваться не будут».
* Признан(а) в РФ иностранным агентом