На штурм Кремля!
Ему я тогда не поверил и всех этих «Шрэков» принципиально не смотрел, до тех пор, пока он не вырос передо мной зеленой живучей глыбой редакторского задания. «Булат, напиши про Шрэка». – «Может, лучше про Гринуэя?» – «Нет, общественность хочет Шрэка». – «Ну, раз хочет, я напишу».
Удастся ли Шрэку найти преемника и пресечь незаконный захват власти?
Я не в восторге от всякого рода полнометражной анимации – Миядзаки и прочей «Принцессы Мононоке». Из чего-то подобного я люблю рисованный нуар Кристиана Фолькмана «Ренессанс» и, как бывший ребенок, советскую мультипликацию да диснеевских «Мишек Гамми». В третьем «Шрэке» нам интересно совсем другое.
Сюжет продукта всемирного мультипрома прост, но задирист. Жаба-король умирает, как крестный отец Фрэнсиса Копполы. Людоед по имени Шрэк, женатый на Фионе (дочери почившего), становится правителем Тридевятого королевства до тех пор, пока не разыщет Артура – жабьего сына и отпрыска человеческого.
В чехарде престолонаследия герои забывают о внешней угрозе: so charming принц Чарминг собирает всех легендарных лузеров – капитана Хука, злобную мачеху Золушки и прочих фриков (критик Роман Волобуев сравнил их с «Другой Россией») – и ведет их на штурм Кремля, то бишь королевского замка. Удастся ли Шрэку найти преемника и пресечь незаконный захват власти – в этом, наверно, и состоит интрига картины.
На злобу дня?
Если бы третьего «Шрэка» сняли в России, мы бы сочли его за политическую сатиру на российскую политическую действительность. Подобное сходство отметили многие кинокритики: «Шрэк пошел на третий срок», «Шрэк подобен Путину», «Шрэк похож на царя Бориса» и др. И все это было бы слишком смешно, если бы не было так печально. Раз наша политреальность похожа на пародийную анимацию, то это как минимум неприлично.
Простите за кощунство, но если принять умершего короля за Бориса Ельцина, то параллели выстраиваются прямо-таки фантастические. Шрэк и Фиона – читаем между строк. Кот в сапогах и Осел, вероятно, чем-то похожи на Сергея Медведева и Сергея Иванова, путаник Пиноккио своими речами – на министров экономического блока…
Загадка лишь в том, кто же искомый Артур Пендрагон? Кто преемник? Кто этот бледный юноша со взором горящим, который взойдет на престол Тридевятого королевства?
Юмор «Третьего Шрэка» заставит вас улыбаться, но зрительский хохот ему недоступен. Шуточки вроде «Самочувствие после сна – будто кошки во рту нагадили» все-таки в пользу умственно бедных. Так же, как и российские аналоги заморских приколов – «жесть!» и «пять баллов!».
Прямо скажем, улыбка не без усилий. Не фонтан и не мистер Бин.
Самый чудовищный парадокс современной киноиндустрии в том, что блокбастеры и крупнобюджетные проекты в области анимации стали правдивей и ярче обнажать реальность, в том числе и «кинореальность», чем самые жесткие артхаусные картины.
Если вышедший недавно «Мистер Бин на отдыхе» спародировал фестивальные фильмы с их 150-минутным хронометражем и хлипким единственным действием, растянутым на всю картину, то «Шрэк-3» – это такая копилка мировой киноклассики – от Уолта Диснея до Мела Гибсона.
Одновременно перед нами модель суверенного мира – Тридевятого королевства, где правят исключительно положительные герои: отрицательных спихнули на окраины цивилизации.
Интересно, что вторжение лузеров в «город солнца» проходит в лучших традициях современного «нашествия варваров» – бьются витрины, выпиты вина, на улицах рьяная молодежь.
Словом, Париж, баррикады, арабы – Саркози неизбежен. После этого самое время злословить Ослу: «Согласись, что гламурненько все прошло…» И сокрушаться, как Шрэк, покидающий трон: «Кто же теперь позаботится о моих детях?»