Культура

18 апреля 2006, 22:51

Не избежать погибельного гнева…

Фото: ИТАР-ТАСС

Этот спектакль стал мифом еще задолго до появления на свет. Его ждали так долго, что в какой-то момент переставало вериться в реальность выхода. Всем известно, что Лев Додин готовит работы не торопясь, забираясь в самые дальние глубины как избранного материала, так и подсознания своих актеров и своего собственного. Потому и результат рождается магический.

Спектакли Додина – это не совсем театр. Это нечто «над театром», по форме столь совершенное, что действие на сцене творится будто само по себе. Нельзя сказать: а вот тут режиссер сделал то-то, а артист сыграл так-то. Ибо «швов», соединяющих компоненты в целое, нет. Цельность возникает изначально.

Как правило, жизнь спектаклей Додина с премьеры только начинается. Еще какое-то время они «доходят». Вот и «Король Лир» пока пребывает в стадии созревания.

Что не отменяет сильнейших впечатлений от этой работы.

Да будет проза

Первая необычность «Лира» – в прозаическом звучании текста. Говорили, что изначально работа велась со знаменитым стихотворным переводом Бориса Пастернака, но потом от него было решено отказаться в пользу прозаического варианта, сделанного Диной Додиной.

Поначалу кажущийся упрощенным, текст оказывается на удивление прозрачным. В нем нет «дополнительных смыслов» и, соответственно, тайн: все проговаривается ясно и внятно, порой даже грубо. Что вполне соответствует нравам Средневековья. Никто не разводит церемонии – что пришло на язык, то и озвучивается. И когда Лир в сердцах говорит опальному графу Кенту: «Пошел ты в жопу, приятель», – это шокирует лишь в первое мгновение.

«Лир» Льва Додина страшен. Но вопреки всему не оставляет ощущения черной безнадежности. Удивительное дело: на сцене нет ни одного позитивного героя, которому можно было бы сочувствовать и сопереживать. Однако внимание эти люди не отпускают ни на минуту. И, выходя из зала, мы задумываемся о них, как о близких нам, и пытаемся разобраться, отчего их судьба так чудовищна.

Лирова победа


Наверное, каждый по-своему ответит на вопрос, о чем получился «Лир». Для автора этих строк это в первую очередь поколенческий спектакль. И по смыслу, и по конструкции. Тема отношений отцов и детей накладывается на сценическое партнерство актеров разных поколений, превосходно слившихся в ансамбль. Герои не выходят на общение с высшими силами – они замкнуты в рамки социума. Этот плен превосходно отобразил художник Давид Боровский: черная сцена заколочена крест-накрест деревянными досками – так заколачивали окна во время войны.

А герои и живут в состоянии войны: у них в крови заговорщичество. Только они не сознаются даже себе, как страшно им жить, – ведь у каждого за спиной может оказаться нож и защиты ждать неоткуда. При этом суть их конфликтов самая что ни на есть первобытная. Поступая согласно собственной природе, они разрушают среду вокруг. Ибо разум, главное изобретение цивилизации, отказывает им.

Главный принцип Лира (Петр Семак) – «я веду себя как хочу». В этом короле не чувствуется величия, зато налицо жажда власти. А командовать, конечно, удобнее всего домашними, то есть дочерьми и подданными. Две старшие дочери (Гонерилья – Елизавета Боярская, Регана – Елена Калинина), утонченные большеглазые красавицы, понимая и пугаясь этого, готовы выполнять бредовые требования отца, лишь бы он поменьше концентрировал на них внимание.

А младшая, гордячка Корделия (Дарья Румянцева), «маленький Лир», возьми да и покажи, что она дочь своего отца и характер ей достался по наследству. Неспроста она, переломив зарождающиеся юношеские чувства к жениху, пылкому герцогу Бургундскому (Алексей Зубарев), пойдет под венец с великолепным, но нелюбимым королем Французским (Игорь Иванов).

Надо видеть, какой Корделия появляется в финале – надменная королева, спокойная и победительная, готовая благодарить отца, что он своим дурным поступком отнял у нее иллюзии и научил быть собой. Однако при этом она сохраняет чувства к отцу – «как долг велит». Что, правда, не спасает ее от гибели, как и остальных.

«Природа карает нас последствиями затмений»


Верноподданный слуга Лира граф Глостер (Сергей Курышев) – своеобразное альтер эго Лира. Такой же своенравный любитель поступать по-своему, немало натворивший дел по части любовных подвигов и заведший домостроевские порядки в собственном семействе. Равнодушно бросает повелительные фразы сыновьям, требует уважения, не думая, что его стоило бы заслужить. Чрезмерная строгость рождает противодействие со стороны «незаконного» Эдмунда (Владимир Селезнев), юноши умного и, несомненно, достойного лучшей участи, нежели всю жизнь быть на втором плане. Он и интригу против брата затевает в большей степени для того, чтобы обратить на себя внимание отца, – и бесполезно.

Великолепна сцена, когда поранивший себя Эдмунд, истекая кровью, взывает к отцу, а тот, достав платок, не перевязывает сыну руку, а бережно поднимает нож-улику и кладет в карман, не обращая внимания на крики о помощи. А братец Эдмунда, «законный» Эдгар (Данила Козловский), не так уж безупречен, как может показаться: он нахален, куражлив и упоен чувством вседозволенности.

Интересный нюанс: в этом «Лире» два сводных брата оказались очень похожими внешне. Только у Эдгара красота классическая, правильная, а у Эдмунда при почти тех же чертах она кажется поплывшей, странно исказившейся. Они, конечно, дети одного отца, но на их лицах отражается дальнейшая судьба каждого.

Что любопытно, именно Глостер первым обнаруживает начавшийся вокруг распад. И спохватывается тоже первым. Вместо домашнего монстра, не жалеющего и не любящего никого, вдруг появляется человек. За что, разумеется, ему придется платить вдвойне: сцена расправы над Глостером, сделанная почти на коленях у зрителей первого ряда, – одна из самых диких и натуралистичных в спектакле.

Потерявший человеческое обличье обезумевший герцог Корнуолл (Сергей Власов), орудующий железным штырем, по-настоящему пугает. Но еще страшнее выглядит Лир, которому до самого конца так и не дано спохватиться. Он осыпает омерзительными проклятиями плачущую Гонерилью, не понимая, что тем самым карает самого себя. Ибо ужасные, ранящие в кровь слова куда болезненнее прикосновений стали.

Лев Додин жесток к своим героям. Куда более жесток, чем Шекспир. Сочиняя историю вне времени и пространства, режиссер словно доводит до конца и проясняет линии, заданные великим бардом.

Глядя на героев, мы не думаем об их средневековом происхождении – мы сопоставляем их с собой. И понимаем, как важно вовремя опомниться и не допустить распада «связи времен». Осмотреться вокруг и проявить внимание к близким.

Взрастить в себе чувство любви – не к кому-то конкретно, а к миру вообще.

Позволить себе быть человеком.

«Они погибли, так не допустите же своей гибели!» – словно взывает к нам спектакль.

И мы, выходя из зала, чувствуем неодолимую ответственность за все человечество.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России
Темы дня

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Запад ради воровства вступил в конфликт с миллионами российских избирателей

В ЕС обсуждается вопрос непризнания результатов президентских выборов в России 2024 года в ситуации, когда сами россияне сочли их легитимными. Тем самым Запад не только открыто игнорирует избирательные права граждан РФ, но и создает предпосылки для кражи российских активов, считают эксперты.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова

Россия добивается прогресса на поле боя с возможностью тактических прорывов на линии фронта в районе Донецка и Харькова, заявила директор Национальной разведки США Эврил Хейнс на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?