В этом году организаторы фестиваля, который, видимо, уже претендует на эпитет «традиционный», привезли в Россию уже известных российской публике звезд. Почти все участники нынешнего фестиваля бывали в России и раньше. Event-агентство «АртМания» и посольство Франции в России собрали вместе музыкантов очень разных стилей. Подобрав к каждому из них специальные декорации и сделав общую атмосферу фестиваля максимально демократичной, организаторы почти воссоздали атмосферу джазовой Франции ее «золотого века импровизации».
Манера Гальяно
Ришар Гальяно |
Ришар Гальяно предстал пред российским слушателем в роли звезды первой величины на этом фестивале. «Послужной список» музыканта, который и сам уже давно записан джазовыми энциклопедиями в классики, неприлично внушителен. Он успел поработать с такими легендами, как: Шарль Азнавур, Тутс Тилеманс, Ян Гарбарек, Чет Бейкер, Чарли Хэйден, Рон Картер и многими другими.
Начиная с 1973 года, когда Гальяно перебрался из Ниццы в Париж, он некоторое время работал в оркестре знаменитого Клода Нугаро. Одновременно был и дирижером, и аранжировщиком, и композитором. Встреча с Астором Пьяццоллой в буквальном смысле создала нынешний образ Гальяно. Именно по предложению Пьяццоллы созданная Ришаром манера исполнения, восходящая к французской музыкальной традиции начала XX века, получила название «new musette».
По словам самого Гальяно, играть такую музыку было не столько сложно, сколько неловко. Приходилось воссоздавать звучание 30-х годов, искусственно забывая о том, что были уже Чарли Паркер, Майлз Дэвис, Орнетт Коулмен. Сегодня в музыке Ришара Гальяно можно услышать и отголоски свинга, и танго, и традиционного французского шансона. Влияние баллад Билла Эванса, импровизаций Кита Джарретта, афро-американских концепций Джона Колтрейна, а также отзвуки идей Дебюсси и Равеля – все это не мешает воспринимать музыку самого Гальяно в качестве уникального явления не только современного французского, но и мирового джаза.
Академический винегрет
Братья Бельмондо |
Жан-Мишель Пильк, также приехавший на фестиваль, является одним из немногих современных музыкантов-самоучек, которым не потребовались дипломы для того, чтобы сделать себе имя в мире джаза. Пильк посетил с концертами более сорока стран, создал музыку к нескольким фильмам. В числе имен, игравших с ним в разное время, можно назвать Маркуса Миллера, Майкла Бреккера, Кенни Гаррета, Лени Уайта и многих других.
Конечно же, этот истинно французский исполнитель не избежал соблазна поработать и в Нью-Йорке. Там он выступал с собственным трио в знаменитых клубах Blue Note, Birdland, Knitting Factory, Sweet Basil. Именно в Нью-Йорке Пильк записал сразу два своих концертных альбома. Причем один из них – двойной.
Жюльен Луро, в отличие от Пилька, вырос на фьюжн, джаз-роке и европейском авангарде. Неслучайно с самого начала своего творческого пути Луро демонстрировал свое умение и желание работать в самых разных стилях. Например, в 1992 году он был назван победителем «традиционного» конкурса солистов La Defense. Но вскоре после этого основал нашумевший впоследствии фанковый состав Groove Gang. Позже этот явно неординарный французский саксофонист работал с такими грандами старшего поколения, как Анри Тескье и Марк Дюкрэ. Причем работе с Groove Gang это не мешало. Сегодня Жюльен Луро по праву считается одним из самых перспективных музыкантов Франции.
И, наконец, настоящим украшением фестиваля стал совместный проект братьев Стефана и Лионеля Бельмондо – Belmondo Quintet. Когда-то сам Чет Бейкер рекомендовал публике Стефана Бельмондо в качестве «одного из наиболее перспективных европейских трубачей своего поколения», а саксофонист и флейтист Лионель Бельмондо весьма уважаем в мире джаза не только как исполнитель, но и как аранжировщик и педагог.
Если говорить о коллективе в целом, то Belmondo Quintet считается на сегодняшний день одним из немногих коллективов, определяющих развитие французского джаза. Критики отмечают в его музыке удачное сочетание традиций и современных тенденций джазовой музыки, академическую точность и в полной мере раскрытый индивидуализм каждого из исполнителей.
Так что можно сказать, что организаторам фестиваля в этом году вновь удалось составить вполне сбалансированную, но вместе с тем включающую в себя настоящие звездные имена программу. Более того, у них получилось внушить публике надежду на то, что и через год в очередной раз может повториться нечто подобное.