Уходящий год как никогда четко очертил границу между старой и новой культурой или, если угодно, парадигмой распространения музыки. Интернет-среда все ярче проявляет себя как альтернатива «оффлайновому» музыкальному миру. При этом «альтернативный» больше не значит побочный или маргинальный. Альтернатива серьезна и бесспорна, так что даже при подведении музыкальных итогов года не обойтись без данных из сети.
В самом деле, когда продажи сингла в электронном виде оказываются способны побить продажи CD, это уже серьезно. Музыкальная индустрия больше не может игнорировать онлайн-продажи, поэтому сводки из mp3-магазинов всё чаще включаются в официальные национальные чарты. Вероятно, в скором времени они и вовсе начнут преобладать над данными по продаже дисков. А пока мы имеем возможность сравнивать «традиционную» и «новую» музыкальную культуру и обнаруживать в Интернете своих героев и свои тенденции.
Самая скачиваемая песня года
Гнарлс Баркли |
В американском чарте Billboard Hot Digital Songs, данные которого также учитываются в общенациональных сводках, расстановка сил другая. В 2006 году был установлен действующий рекорд США – самым скачиваемым треком в истории стала песня Bad Day канадца Дэниэла Поутера (более 1,8 миллиона скачиваний). Правда, раз уж мы говорим об итогах года, стоит оговориться, что мировой релиз Bad Day состоялся еще в 2005 году. Однако до США сингл добрался только в начале 2006-го.
Если же говорить о полноправных рекордсменах уходящего года, то здесь очевидный лидер – Шакира и ее Hips Don’t Lie.
Начало электронных продаж выпускающая компания Шакиры оттягивала до последнего, чтобы сбыть как можно больше копий альбома Oral Fixation Vol. 2. на CD. Когда же легальные mp3 всё-таки появились в сети, рекорды не заставили себя долго ждать – первые места во всевозможных чартах, 267 000 скачиваний в первую же неделю, миллион скачиваний за два месяца с небольшим. А учитывая, что Hips Don’t Lie, в отличие от песни Даниэла Поутера, побывала на вершинах хит-парадов по всему миру, можно предположить, что именно она стала самой скачиваемой песней 2006 года.
Самая скачиваемая русская песня
Самой популярной русской песней стала Never Let You Go Димы Билана |
Поправки к «Закону об авторском праве и смежных правах», вступившие в силу 1 сентября, лишь слегка припугнули mp3-сайты. Некоторые из них убрали подозрительные предложения с главной страницы, другие изменили условия распространения файлов, но практически все продолжают работать и даже готовы отстаивать свою правоту.
В то же время в российском Интернете наконец стали открываться полноценные легальные сервисы по продаже mp3. Первопроходцем стал Yanga!, ближе к концу года свою любопытную систему представил сайт Soundkey.ru.
Тем не менее, рейтинг скачивания песен в русском Интернете пока не только не существует, но и невозможен. Общая сводка легальных и полулегальных продаж и скачиваний была бы нелогичной и некорректной. Ограничиваться только легальным контентом неправильно тем более: ассортимент музыки в существующих онлайн-магазинах пока достаточно беден и не отражает всех интересов пользователей Интернета.
Поэтому данные, которыми мы располагаем, не претендуют на объективность и точность и дают только приблизительную картину. Вероятно, самой популярной русской песней стала Never Let You Go, заявка Димы Билана на конкурс «Евровидение», обеспечившая ему второе место.
Впрочем, у Билана в этом году был серьезный конкурент. Баллада Алены Высотской «Вижу тебя», сменившая песню Юли Савичевой в сериале «Не родись красивой», в первые же дни вызвала небывалый ажиотаж. Как рассказывает владелец известного сайта mp3.shmidt.net Александр Шмидт, с самого начала счетчик скачиваний песни зашкаливал, однако правообладатель – компания «Амедиа» успела быстро изъять ее из большинства музыкальных сервисов. Но даже несмотря на это, в годовом рейтинге того же mp3.shmidt.net «Вижу тебя» занимает второе место, совсем ненамного отставая от Never Let You Go.
Среди других фаворитов Интернета можно назвать группы «Город 312» («Останусь» из саундтрека к «Дневному дозору»), «Банд’Эрос» («Коламбия Пикчерз не представляет») и «Виа Гра» («Обмани, но останься», «ЛМЛ», «Цветок и нож» – каждая новая песня попадает в топ по скачиваниям).
Самое популярное музыкальное видео
Сервис YouTube |
На обложке журнала Time, назвавшего человеком 2006 года собирательный образ пользователя Интернета, изображено окошко плеера YouTube с зеркальной фольгой внутри. YouTube и в самом деле доказал, что может сделать из любого пользователя звезду, достойную появления на обложках журналов.
Это может подтвердить группа OK Go, клипы которой считаются самыми популярным в Интернете. В прошлом году американский квартет уже наделал шума своим чрезвычайно дешевым минималистским видео A Million Ways. Благодаря многочисленным рекомендациям и ссылкам в блогах, форумах и на музыкальных сайтах клип за несколько месяцев стал самым скачиваемым в истории Интернета.
Ажиотаж вокруг OK Go предрешил успех их следующего клипа Here It Goes Again, который вышел в 2006 году и с легкостью опередил по количеству просмотров на YouTube работы всех прочих, даже гораздо более маститых исполнителей.
Неудивительно, что в августе группу пригласили выступить на церемонии MTV Video Music Awards – а уж это по меркам музыкального телевидения не меньше, чем обложка Time.
Музыкальный вирус года
Мелодия, облетевшая весь Интернет – Ievan Polkka |
Например, мелодия, облетевшая весь Интернет – Ievan Polkka, известная в рунете как «як-цуп-цоп». Старая полька, записанная финской группой Loituma еще в 1995 году, неожиданно всплыла в сети в качестве подложки к самодельному анимационному ролику. Вскоре девочка из японского аниме-сериала, размахивающая луком-пореем и напевающая то самое «як-цуп-цоп», стала одним из самых популярных персонажей в Интернете, особенно в его русском сегменте.
Любопытно, что вокальную аранжировку для польки участники группы Loituma придумали во время своего пребывания в Москве в 1990-х. Фактически, песня, завоевавшая сердца русских интернетчиков, родилась во время спонтанной репетиции в Доме Красной Армии – вот и не верь после этого в мистику. Спустя десяток лет русские блоггеры, даже не подозревавшие о происхождении «як-цуп-цопа», воодушевленно делали на него ремиксы, снимали забавные ролики и ждали финнов с концертами.
Концертов, впрочем, не случилось, но без коммерции не обошлось. Крупнейший игрок на рынке мобильного контента – компания Jamba! решила вложить польку в уста очередного преемника бешеной лягушки Crazy Frog. Неизвестный науке зверь Holly Dolly, которую называют то бегемотихой, то коровой, то ослицей, сделала «як-цуп-цоп» новым мобильным хитом.
В России коллегой Долли стал куда более определенный DJ Slon, записавший римейк польки на русском языке.
А вот главный медиавирус рунета, пресловутый «превед», так и остался без достойного музыкального воплощения. Попытки, конечно, были, но ни «Превед, медвед» все того же DJ Slon’а, ни одноименный трек Агента Смита народной любви так и не снискали.