В 2004 году вышел первый роман новой серии «Воскресный философский клуб», главная героиня которого Изабель Дальхози – редактор журнала этики. В 2006 году совместно с другими известными эдинбургскими авторами Иеном Рэнкином и Ирвином Уэлшем он публикует сборник рассказов «Один город», вся выручка от которого идет в местную благотворительную организацию под тем же названием.
Но для широкого круга читателей Александер Макколл Смит прежде всего автор книг про мма Рамотсве и ее женское детективное агентство. У Александера Макколла Смита обязательно появится еще больше поклонников, ведь приключения мма Рамотсве в скором времени выйдут на экран.
- Вы написали уже семь книг про приключения мма Рамотсве. Будете ли вы и дальше писать про мма Рамотсве?
- Я заключил договор с издательством еще на четыре книги. Ну а дальше – как знать. Я могу прерваться, подумать, а потом уж как решу – продолжить серию или закончить.
Я еще не начал писать восьмой роман, так как работаю над несколькими другими книгами, которые должны появиться до того, как восьмая книга выйдет в печать весной 2007 года.
Обложка книги Александера Макколла Смита |
- Я читал, что характер мма Рамотсве пришел вам в голову, когда вы наблюдали, как дама «традиционной комплекции» ловит курицу в одном ботсванском дворе. Неужели в Ботсване есть женское детективное агентство?
- Этого я не знаю. Может быть, и есть, хотя я в этом сильно сомневаюсь. У мма Рамотсве нет реального прототипа.
Мне действительно встретилась очень ловкая дама традиционной комплекции, когда я гостил у своих ботсванских друзей. Мы пошли покупать курицу к ужину, и она ловко ее поймала, а потом и расправилась с ней.
Я подумал, что когда-нибудь было бы неплохо что-нибудь написать о такой женщине, и запомнил этот случай. Но характер мма Рамотсве представляет собой скорее амальгаму характеров людей, которых я видел или о которых я читал на протяжении многих лет.
- Все ли ваши герои появляются в результате подобных случаев?
- У некоторых моих героев есть реальные прототипы, но чаще всего мои герои – смесь качеств многих встретившихся мне в жизни людей.
- От должности профессора медицинского права Эдинбургского университета, председателя комитета по этике журнала British Medical Journal, вице-президента Комитета по генетике Великобритании и бывшего члена Международного комитета по биоэтике ЮНЕСКО вы обратились к детективной прозе про ботсванское женское детективное агентство. Может быть, вы сами хотите стать детективом?
- В конце прошлого года я ушел из Эдинбургского университета, завершив определенную эпоху в своей жизни. Теперь я в основном пишу. Я бы не сказал, что мечтаю о карьере детектива, но я с удовольствием наблюдаю за жизнью и людьми.
- Сложно ли писать от лица женщины? Есть ли женщины, которые вам в этом помогают?
- Мне часто задают этот вопрос. Но в этом нет ничего необычного. Посмотрите на женщин-писателей, которые пишут от лица мужчин. Когда мужчина пишет от лица женщины, это примерно то же самое. Писатель должен уметь писать со всех точек зрения. У меня нет женщин, с которыми я советуюсь, но у меня было три сестры, и вообще я окружен женщинами большую часть жизни. Я женат, и у меня две дочери.
- Мма скорее решает проблемы, чем преступления, тем не менее ее окрестили ботсванской мисс Марпл – нравится ли вам такое сравнение и насколько оно уместно?
- Я не считаю эту серию детективной. В конце концов, там почти ничего не происходит. На мой взгляд, самыми близкими к детективу являются книги про инспектора Гхота Китинга.
На меня сильно повлияло творчество замечательного индийского писателя Р.К. Нараяна, чьи романы о Малгуди представляют собой поразительный вымышленный мир.
Для широкого круга читателей Александер Макколл Смит прежде всего автор книг про мма Рамотсве и ее женское детективное агентство |
- Часто ли вы ездите в Ботсвану и предпочитаете ли вы ботсванскую культуру другим африканским культурам?
- Ботсвана – замечательная страна, и ее жителям удалось добиться очень многого с момента получения независимости. Я езжу туда как минимум раз в год и постоянно поддерживаю отношения с друзьями, которые там живут.
Ботсванцы – очень вежливый народ. Разумеется, бывают исключения, и, опять-таки, страна быстро меняется. Но там очень сильно ощущение важности нормальных человеческих ценностей, то есть как раз того, что ищут многие люди во многих уголках земного шара.
- Я читал, что до обеда вы пишете по 3000 слов. Вы заставляете себя писать определенное число часов в день или в неделю? Существует ли писательская выработка?
- Когда я путешествую, я стараюсь писать когда могу. Сейчас я езжу больше, чем когда-либо раньше, и мне приходится использовать любое время и место, чтобы писать. Дома я предпочитаю работать по утрам.
Роман «Скотленд-стрит» я писал каждый день, эпизодами для газеты The Scotsman, и это очень дисциплинировало. Возможно, писательская выработка и существует, но мне это незнакомо.
- В каком отношении стиль романа «Скотленд-стрит» отличается от стилистики других ваших романов?
- Я написал уже три тома этого романа и вскоре собираюсь приступить к четвертому.
Все эпизоды сначала печатаются в газете и только потом выходят в виде книги. Вы не можете их переписать, как смогли бы переписать обычный роман. Здесь нельзя создавать черновики. После публикации в газете с этим фрагментом уже ничего нельзя сделать до его появления в книге. Если вам не нравится, как развивается характер какого-нибудь героя, ничего уже не поделаешь. Можно его, разумеется, вычеркнуть. Или забыть про него. Это случается.
- Энтони Мингелла приобрел права на экранизацию «Женского детективного агентства № 1», а Ричард Куртис пишет сценарий. Беспокоит ли вас, что мма Рамотсве и мистер Матекони больше не будут плодом воображения читателей?
- Мне кажется, что экранизация книги в надежных руках. На данном этапе мы не очень много общаемся с режиссером и сценаристом, но я им вполне доверяю.
- Вы являетесь одним из основателей «Действительно жуткого оркестра», насчитывающего около 60 участников. Правда ли, что вы не можете взять верхнюю ре и точно сыграть до и что после шести уроков ваш преподаватель музыки ушел в отставку? Когда же мировое турне?
- Истинная правда. Не знаю, как насчет мирового турне, но в США и Австралии хотят видеть наш CD.
- В романе Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников убивает старуху, у которой в квартире есть значительное количество денег. Убив старуху, он берет ее деньги. Он утверждает, 1) что она злобная, мелочная, сварливая интриганка, бесполезная для самой себя и для общества (что, кстати, верно) и что ее существование не приносит счастья ни ей самой, ни другим; 2) деньги, которые останутся после ее смерти, все равно попадут в руки жуликов и мошенников, тогда как он использует их для образования. Оправданно ли такое действие?
- Никогда нельзя оправдывать насилие или грабеж.
- И наконец, если бы вы могли пригласить на ужин одного писателя, одного музыканта и одного детектива, кого бы вы выбрали?
- Одена, Моцарта и Шерлока Холмса.