Большая политика – та, что является ближайшей родственницей Истории (которая с большой буквы) – характеризуется отличным, хотя и несколько ехидным чувством юмора.
Профи поверили в собственными руками созданный морок и виртуальность
Помимо самого результата выборов американские высшие круги получили еще один шокирующий удар – тяжелейший провал политических технологий и социологии, на которые США привыкли полагаться, которые десятилетиями оттачивались и многократно доказывали свою эффективность.
Лет 150 назад Авраам Линкольн высказал свою знаменитую мысль: «Можно все время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время дурачить всех».
Прошедшие американские выборы высветили эту идею в совершенно новом свете, потому что они создали ярчайший пример того, как одураченными собственными «марионетками» оказались «кукловоды».
Американскую социологию ждет серьезный «разбор полетов»: почему соцопросы и экзитполы (особенно экзитполы) столь существенно разошлись с реальностью?
Собственно, они – разбирательства – уже начались, во всяком случае публичные, в СМИ и блогах. Но можно не сомневаться, что не менее серьезные разбирательства предстоят «за кадром».
для раскрытия нажмите
|
Социология, в том числе электоральная социология, в США важнейшая отрасль, от которой зависят огромные деньги и важнейшие репутации.
Солиднейшую и респектабельнейшую The New York Times теперь до конца ее дней будут тыкать носом в график, оценивающий шансы на победу кандидатов в президенты, который за несколько ночных часов стал выглядеть как «буква хе».
Кроме вопросов и претензий, уже есть и некоторые объяснения, местами похожие на оправдания.
Сводятся они к тому, что «не виноватая я», поскольку по ряду не зависящих от социологов условий сторонники Трампа оказались вовлечены в так называемую спираль молчания.
Это классический феномен, когда какая-то точка зрения считается в обществе неприемлемой, неправильной и т. д., и ее сторонники, чтобы не подвергнуться общественному порицанию, начинают скрывать, что они ее придерживаются. Причем постепенно число вот таких латентных сторонников растет, пока весь этот пузырь не лопается и не обнаруживается, что данное мнение едва ли не доминирующее в обществе.
Выборы в Государственную думу в 1993 году, когда вопреки всеобщим ожиданиям победила ЛДПР во главе с Жириновским, являются классическим примером разорванной спирали молчания.
Нынешние американские выборы стоят в том же ряду, хотя, безусловно, станут существенно более ярким и известным в мире примером.
По сути, эти отрасли как эффективный прикладной инструмент и были созданы именно в Штатах. Были ошибки и громкие провалы, но все они стали ступеньками для создания объективно и эффективно работающих инструментов. Так что же произошло? Почему они дали столь масштабный сбой на этих выборах в США?
А все очень просто – эти инструменты стали жертвой собственных наведенных иллюзий.
Выяснилось, что социологические опросы сами по себе могут быть использованы для агитации и рекламы, например через обнародование результатов соцопросов. Фраза в рекламе «90 процентов женщин предпочитают именно наш стиральный порошок» действительно помогает продажам.
Любой мало-мальски следящий за общественной проблематикой человек в курсе, как разнятся результаты исследований главных российских социологических контор – ВЦИОМ и «Левада-центра*».
Обычно они укладываются в промежуток, который можно списать на статистическую погрешность, то есть 3–5%. Так что ничего удивительного, что встречаются опросы по одной теме разных контор, чьи результаты разнятся на существенные 6–8% – каждый «сдвинул» по чуть-чуть в разные стороны, вот и получилась уже вполне заметная разница.
Однако ключевым обстоятельством является то, что и сама исследовательская организация, и ее заказчик точно знают на самом деле полученные результаты – и строят кампанию на них, а не на «скорректированных» данных, опубликованных СМИ.
Именно в этом кроется главная причина случившегося в США провала.
И в какой-то момент это случилось – и политтехнологи Клинтон, и СМИ, потерявшие всякий стыд и журналистскую этику в своей агитации в ее пользу, и социологические конторы, которые работали по заказу республиканцев – все они потеряли точку опоры.
Они перестали осознавать и ориентироваться на реальные результаты соцопросов. Они сами поверили в цифры, которые скармливали аудитории.
Хуже всего, что в них и гарантированную победу Клинтон поверили сами социологи – и бросили в этот костер собственную репутацию, начав не аккуратно «корректировать», а просто «рисовать» свои опросы.
Для сторонних людей это повод для шуток, но для системы тут нет ничего смешного.
За каждым исследованием стоят конкретные организации и конкретные профессионалы, которые годами и десятилетиями зарабатывали себе репутацию. Все это было подорвано одним махом потому, что эти высококвалифицированные профи поверили в собственными руками созданный морок и виртуальность – и разбили себе лбы о реальность.
Однако для реального мира это, безусловно, хорошая новость.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента