В начале лета в российской экономике наблюдалось нечто похожее на стабилизацию. Возможно, виной тому была теплая атмосфера и малое внимание общества к экономическим затруднениям, явно преследующим страну с 2012 года.
Народ сочувствовал Новороссии, а рубль держался на занятой позиции. Но в середине лета многое изменилось, а в августе картина была совершенно новой. Многие россияне принялись переводить деньги с рублевых на долларовые депозиты. На кухнях чаще заговорили про инфляцию, а потом и про санкции Запада.
1
Конечно, в США прекрасно понимали, что если санкции заденут бизнес, но обойдут граждан – это будет неэффективно. Настроить трудящихся так, чтобы они пошли за либеральной оппозицией – вот какова тактическая задача Вашингтона и Брюсселя. И, кажется, российский ответ на санкции (запрет на ввоз множества товаров) только помогает ее решению.
Как вы ощущаете санкции? С этим вопросом обратились к населению и экспертам многие СМИ либеральной направленности. Одни экономисты подчеркивали, что санкции Запада так повлияли на деловую жизнь страны, что стали падать продажи недвижимости, спрос на автомобили и поездки за рубеж.
Но стоп! Какое все это имеет отношение к санкциям? Даже удорожание кредита в России – какое оно имеет отношение к санкциям? Сокращение продаж наблюдалось уже в 2012 году (тенденция лишь усиливалась). Что касается дорогого кредита, то «санкции» тут принимал ЦБ и законодатели (не ограничивая ссудный процент), а не США с сателлитами.
Ограничение импорта дешевого продовольствия должно было поднять цены на ряд товаров. Спекулятивное взвинчивание цен на некоторые «экзотические» продукты вполне естественно для ситуации. Однако все это не должно было бы привести к росту инфляции. К ней привели вовсе не санкции, а логика «второй волны» кризиса в российской экономике. И спрашивать за нее нужно не «коварную Америку», а своих чиновников-либералов из экономического блока. Когда они зимой получили из Кремля требования прекратить «свободное плавание» рубля, он вдруг укрепился.
Может быть, настало время потребовать от них большего? Каковы факты?
2
К середине августа доллар поднялся до 36 рублей. В июне же он стоил 34,5 рубля. И если так пойдет дальше, то рассыплются все прогнозы инфляции. Цены поднимутся, а 6% инфляции по итогам 2014 года останется лишь фантазией ЦБ, неизвестно зачем возведенной в ранг прогноза.
Сколько может стоить доллар к концу года, если оставить процесс в форме «свободного плаванья»? Он может дойти и до 38–39 рублей. И это не будет результатом санкций, а станет плодом неадекватности сложившегося положения российской финансовой политики. Давят ведь на страну реально. И еще долго будут давить, потому что ни США, ни ЕС не знают, как еще защитить «старый порядок» в Европе, защитить неолиберализм.
Конечно, удержать рост цен в прогнозных границах возможно. Падение товарного импорта в Россию работает на стабилизацию курса. Спонтанно запущен альтернативный девальвации механизм. Беда в том, что никем не остановлен другой механизм – сжатие внутреннего рынка и снижения экономической активности. Падение продаж внутри страны российских товаров тянет рубль вниз. Что же касается замещения импорта, то оно не случится само в нужном объеме.
3
Необходимо, отвечая на санкции Запада, скорректировать кредитную политику в России. Необходимо, чтобы ЦБ начал вести себя как центральный банк страны центра, а вовсе не мировой периферии. Денежную эмиссию и кредит (значительно удешевленный) нужно направить на поддержание спроса и предприятий, особенно в индустрии и сельском хозяйстве, где «выковывается» импортозамещение.
США сделали все возможное, чтобы привлечь к себе инвесторов. Помимо того, что они остаются глобальным финансовым центром, они удешевили кредит. Кризис понизил цену рабочей силы, а «сланцевая революция» (пусть только на время) удешевила углеводороды. Россия обладает массой природных ресурсов. Цена рабочей силы невысока, отмечается даже ее снижение в последние годы. Страшно дорог кредит, а рынок в рамках ВТО был открыт, и только теперь – в ответ на агрессию США и их сателлитов – положение начинает меняться. Но вот инфляция может сильно навредить. А она спровоцирует дальнейшее сжатие нашего рынка.
Не уронить спрос, а поддержать его и усилить – вот на что должна быть сейчас направлена денежная политика. Если такой разворот случится, то расчеты ЦБ по инфляции могут быть перекрыты. Рубль же нужно держать, но не с помощью валютных интервенций (такая твердость валюты может соединяться с высокой инфляцией), а с помощью государственных мер по активизации инвестиций, производства и потребления. Не дорогая нефть должна обеспечивать курс рубля, а постоянно расширяющийся рынок страны. А если этого не происходит, то настало время менять и кадры, и меры регулирования в экономике.
***
Может ли рубль отыграть летнее падение? Отчасти да, если ЦБ получит очередное вразумление из Кремля.
Однако без изменения экономической политики, чего требует нарастающее давление США и ЕС, цены вниз не пойдут. Не перестанут и россияне прятать сбережения в долларах. А ведь до конца 2014 года может случиться еще много неожиданного. Давление Запада на Россию может усилиться. Медленная девальвация рубля продолжится, и либералы-оппозиционеры будут списывать это на санкции, которыми «цивилизованный мир» наказал империализм России.