Самая главная угроза для России, конечно, терроризм. После поражения террористического интернационала в Сирии слишком много кадров остается без работы. Часть террористической угрозы мы создали себе сами, среди части нелегальных мигрантов очень популярны идеи радикального ислама. Их носителями являются молодые, крепкие и, соответственно, агрессивные мужчины.
Экономика России однозначно нуждается в перезагрузке
Конечно, повторение на юге России сирийского сценария или восстания трудовых мигрантов в крупных российских городах невозможны. Об этом говорят лишь профессиональные патриоты, которые каждый год балуют нас новыми версиями своих страшилок.
Но проблема есть. И решать ее надо не только грамотными действиями силовиков, но и ударами на идеологическом фронте. Поддержка традиционного ислама, симбиоза православия и традиционного ислама, который существует в России много столетий, должна стать основой новой российской имперской политики. То, что Россия может существовать только как многонациональная империя, признают сейчас даже умеренные либералы, в противном случае Россия просто исчезнет с карты мира, это чуть было не случилось в уже далеком 1991-м.
С мигрантами проблему тоже надо решать. Дело здесь не только в терроризме, межнациональных отношениях и прочей политике, но и в экономике. Использование рабской рабочей силы выгодно отдельным коммерсантам, но сдерживает внедрение новых технологий и рост производительности труда.
Давление со стороны Запада в 2014 году будет только нарастать. При этом история с Сенегалом показывает, что Запад всю грязную работу традиционно делает чужими руками, предпочитая всегда оставаться в белых перчатках.
Однако сейчас ситуация принципиально другая, чем в нулевые годы. Тогда мы оборонялись, старались отстоять свой политический и нефтяной суверенитет. Нам это удалось. По-настоящему суверенных стран в мире не так много. А политика ресурсного национализма позволила увеличить долларовый размер ВВП и прочие ключевые индикаторы примерно в 10 раз.
Теперь Российская Федерация старается объединить вокруг себя Большую Россию. При этом за основу берется именно экономика, финансовая выгода компаний, банков, частных лиц и, как следствие, национальных правительств. С высокой вероятностью к России, Беларуси и Казахстану присоединятся Армения и Киргизия.
На Западе этот процесс не вызывает восторга. Евразийская экономическая интеграция там расценивается как продолжение неоимперской политики России, ставящей своей целью распространить влияние Москвы на все бывшее советское пространство, за исключением Прибалтики, которая давно является частью НАТО и Евросоюза.
На самом деле у страха, конечно, глаза велики. Восстановление СССР не нужно и невозможно. Республики южнее Казахстана и Киргизии никогда не входили в состав Большой России. Это другая цивилизация. Украина также останется в стороне, сохранив экспорт и в Европу, и в Россию.
Надо понимать, что для Виктора Януковича участие в евразийской интеграции ставит под сомнение его победу на президентских выборах 2015 года. А рисковать он, конечно, не будет.
В прошлом году Россия выиграла политику, но проиграла экономику. Экономический рост составил чуть более процента, финансовые рынки не особо радовали, инфляция также оказалась хуже ожиданий. Экономика России нуждается в перезагрузке. Причем в не менее масштабной, чем после дефолта 1998 года. А для этого нужна не только зачистка финансового сектора от слабых и теневых финансовых институтов, но и промышленная политика.
Необходима опора на конкурентные в глобальной экономике сектора: нефтегаз, военно-промышленный комплекс, атомная промышленность. Злые языки говорят, что соответствующие экономические и кадровые решения будут приняты сразу после Олимпиады.
Не последнюю роль будет играть и гражданское согласие в обществе. Амнистия, Ходорковский, Pussy Riot – все это очень порадовало либеральную публику. Однако Аракчеев и Квачков по-прежнему за решеткой. Первый мне симпатичен, второй нет. И формально все по закону. Но людей, симпатизирующих им, много, и их вопросы к властям на фоне освобождения популярных фигур либерального лагеря остаются без ответа.
Повторюсь, новый, 2014 год будет сложным, России придется очень жестко защищать свои позиции в мире. Для того чтобы добиться успеха, нужны не только соответствующие ресурсы и правильные решения, нужна удача, везение. А, как известно, Путин очень удачлив. Будем надеяться, что повезет и на этот раз.
С наступающим Новым годом, дамы и господа!