Авторские колонки

23 августа 2013, 18:18

Михаил Бударагин: История не о том

Споры вокруг единого учебника истории, который еще даже не написан, становятся все яростней. Но эта дискуссия не имеет смысла, потому что есть школа, есть ученики, и они смотрят не в учебник, а в смартфон.

Споры об истории ведутся в России долго, ожесточенно и с какой-то совершенно завораживающей яростью. Мне уже приходилось писать о том, как рядом с советскими мифологами встают досоветские, романовские, и, полагаю, вскоре откроется новый фронт – рюриковский.

Оставьте патриотичные галочки аборигенам Полинезии, мы – великая интеллектуальная держава

Мол, эх, Россия Рюриковичей, которую мы потеряли, горе-то какое: были же поля да пашни, леса да горы, князья да соколы.

После Рюриковичей, видимо, будут кривичи, вятичи и чудь, а там дойдет и до неандертальцев, но пока у нас есть небольшая передышка накануне новых бездн, попробуем описать те изъяны, которые очень портят всю дискуссию о так называемом едином учебнике истории, ведущуюся на все более высоких тонах.

Я имею в виду перепалку между депутатами ГД и Минобром, связанную во многом с тем, что ведомство Ливанова не снисходит до разговора с простыми смертными и что-то там про себя решает, бубня «иииффиктивность, иииффиктивность».

Это довольно странная управленческая стратегия, но уж ладно. Иииффиктивность, мы поняли.

Полемика между тем ни на секунду не останавливалась в самом обществе, проходя по фронту, проложенному зажигательной телевизионной парой Сванидзе – Кургинян. И раз уж теперь речь идет о «едином учебнике», оказывается вдруг, что биться есть за что.

И появление текста Петра Тренина в данном случае представляется мне весьма показательным. Автор разумно и весело пытается сгладить все противоречия, предлагая пропагандистские альтернативы, которые могли бы объединить хотя бы часть полемизирующих (они-то все больше раскалываются, весь спорить – это же так бессмысленно-весело).

И все бы хорошо, но.

Мне думается, что всех полемистов и пиарщиков для начала нужно отправить в обычную среднюю школу. Ведь по учебнику, о котором идет речь, будут заниматься дети. И посмотреть на этих детей очень бы не мешало, а то почему-то у кого-то вдруг возникло множество иллюзий насчет слова «патриотизм».

То есть если кто-то полагает, что ученики, имеющие круглосуточный доступ к Сети и обладающие возможностью в два клика найти четыре версии любого события, идиоты, которым можно втюхать любое вторсырье, то этот кто-то глубоко заблуждается.

Нет, неправы и те, кто считает, что новое поколение Сети восстанет против стандартизации. Мол, свобода же. Нет. Дети просто поймут, что от них нужно, и честно это сделают, чтобы отвязались. У детей есть сорок сороков пабликов «ВКонтакте», им что ваша история, что чужая – все равно, поверьте.

За Родину, за Сталина? Пожалуйста

За Родину, за Чубайса? Да сколько угодно.

И про Сталина, и про Чубайса все, что нужно, находится в два клика, голову можно не включать. Тоже мне вселенские проблемы.

Выскажу крамольную мысль: прежде чем начинать разговор о том, чему нужно учить, надо определиться с тем, как учить. Если «как» – классно-урочная система и ЕГЭ, дальше можно не продолжать – уже все едино, никакого смысла ни в Сталине, ни в Чубайсе нет.

История так и останется набором гробов, которыми будут размахивать противоборствующие стороны: фанаты Сванидзе будут нападать с гробами на поклонников Кургиняна, а сторонники Рюриковичей станут молотить неандерталофилов – это невыносимо скучно.

Между тем сегодня, когда доступ к Сети есть почти у всех, пересказ учебника (любого, хоть единого, хоть триединого) лишен всякого смысла.

Я полагаю, что имеет смысл – только игра, готовые лекала которой нельзя скачать.

И история как раз – лучший для этой игры материал.

Когда учитель задает ученикам в качестве домашнего задания реферат или параграф из учебника, он просто профнепригоден: все это годилось для 1971-го, но сегодня выглядит диким анахронизмом.

А вот когда он предлагает задачу, решение которой невозможно подсмотреть, он умница, потому что ответить все равно придется, а для этого нужно пошевелить мозгами.

Всех полемистов и пиарщиков для начала нужно отправить в обычную среднюю школу

Приведу два примера того, как это может работать.

Скажем, по условию задания, вы возвращаетесь в январь 1914 года и без доклада можете входить к августейшим особам и начальникам армий. За полгода вы должны будете:

а) предотвратить Первую мировую;

б) отсрочить ее (на год) для Российской империи;

в) отсрочить ее (на год) для Германии;

г) предотвратить участие в войне Великобритании.

Кому и что вы должны сказать?

Пытливый читатель возразит, что история не имеет сослагательного наклонения. Это так. Но история не терпит и повелительного наклонения. Все, что случилось, случилось не просто так, а потому, что... И еще потому, что...

Если великая, богатая, обильная Российская империя развалилась, то не из-за марсиан и даже не из-за большевиков, а потому, что... и даже немного потому, что... Этих простых связей, кстати, совсем не видят махальщики гробами, на них все валится вдруг.

Показательна история с Советским Союзом, против которого, конечно, велась холодная война, но дело ведь не только в ней. Наверняка тогдашняя номенклатура, хором выговаривающая «сосиськи сраны», тоже была к этому причастна. И без патриотически настроенных шахтеров не обошлось. И даже фильм «Ирония судьбы», уже полвека идущий с неизменным успехом, сыграл в крахе империи свою роль.

Вариативность истории почему-то считается страшным грехом, но, право слово, не стоит добиваться от школьников академической строгости: есть профессиональные историки, эти вопросы – им.

А детям нужно задавать другие вопросы.

Чтобы ответить на них, вполне можно и покопаться в Сети: там нет готовых решений, но есть много информации, которую нужно найти, структурировать и осмыслить.

Кем был молодой Уинстон Черчилль, как (и через кого) можно было воздействовать на императора Вильгельма II, могла ли быть отсрочка войны на год губительна (или полезна?) для Российской империи? Можно ли было повлиять на Франца Иосифа? Как именно? На каких его нотах и слабостях можно было играть?

Может быть, – осторожно предположу – стоило бы стучаться в гости не только к августейшим особам, но и к крупным промышленникам, которые поставляли армиям, например, то-то или вот это? Можно ли было их – исходя из условия задачи – убедить чуть-чуть изменить правила игры?

И вот перед вами уже не просто школьное «бу-бу-бу, причины, бу-бу-бу, последствия», а живой нерв, сложнейшая задача: нужно искать и искать, читать и читать, сопоставлять факты, интересоваться тем, чем не принято интересоваться в 10-м классе. Этот исторический детектив, поверьте, куда интересней, чем унылость школьных дат или ответы на ЕГЭ.

Расписать подобным образом можно любое событие: Бородино и все, что случилось после, манифест 1861 года, строительство Петербурга (кстати, а ну как не построил бы – и где были бы ваши гоголи).

Но и это еще не все.

Есть не только событийные, но и содержательные, макроисторические сюжеты. Так, например, хорошим вопросом было бы описание деятельности Гуса, Лютера и Кальвина при условии, что раскола церкви в 1054 году не случилось бы вовсе. Не забудем и об Аввакуме, кстати.

Какие претензии к единой церкви предъявили бы через века реформаторы – чтобы ответить на этот непростой вопрос, нужно понять не только, какие горькие слова бросил церковникам Лютер, но и то, почему, собственно, церковь раскололась, куда и как она кололась дальше и почему.

Тут придется сломать голову, но пусть уж, наконец, они поломают голову, сколько можно ставить галочки напротив вариантов ответов, бухтя при этом о патриотизме? Оставьте патриотичные галочки аборигенам Полинезии, мы – великая интеллектуальная держава.

История вполне может быть живой, интересной, даже веселой (почему бы и нет?), и отдельные учителя тайком, подпольно, партизански делают ее такой.

Их мало, они забиты железными сапогами никому не нужной отчетности, замордованы идеологическими атаками со всех сторон, но где-то они, как засадный полк, стоят и ждут своего часа, чтобы все-таки выйти и дать этот последний бой.

Его, впрочем, может и не быть: постоят еще лет пять да и умрут от тоски или старости. Или дезертируют писать пресс-релизы о новом утюге.

Нет предрешенных финалов, но и случайностей тоже нет. Этому бы учить школьников, а уж Родину любить они научатся сами, не идиоты же.

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?