Сетевые скандалы, прогремевшие на минувшей неделе и не утихающие по сей день (разоблачения, сливы, интервью – еще немного, хватит на книгу «Стрррашные тайны прослушки»), выглядят очень странно.
Казалось бы, о, ЦРУ, страсти-мордасти, спецслужбы, террористы, прямо шпионский боевик наяву, только Брюса Уиллиса не хватает. Он бы пришел и молча поправил все, но вот все не идет, сачок.
Честно говоря, детский сад какой-то.
1
Устраивать на этом фоне истерику о прослушках ЦРУ – это приблизительно то же самое, что страдать о девственности в окружении пятнадцати внуков
Существуют люди, которые убеждены в том, что каждый день, каждый час некто пристально следит именно за ними. Лично. За каждым. Ты ешь кашу, а кто-то телеграфирует в Центр: Иванов кашу ест, перловую, запиши. Некто (обычно в сером, галстук прилагается) записывает. Твоя каша подшивается к папке «Иванов». Папка тоже, конечно, серая.
Это называется паранойя, ничего страшного, лечится.
Существуют, впрочем, и другие люди: они уверены в том, что где-то за семью морями есть государство (обойдемся без названий), которое ведет себя совсем иначе, чем все прочие государства, ужасно поступающие с простыми пользователями. В этой-то земле обетованной всем дают печеньки, не обижают маленьких, нет никаких людей в серых костюмах.
Это называется глупостью, и вот это уже не лечится, хоть ты тресни.
Третья точка зрения, если коротко, состоит в том, что наши – это разведчики, а ихние – это шпионы, между ними – огромная разница.
Это называется инфантильным сознанием, и, кстати, со временем, тяжело, но тоже лечится. Просто опыт, просто чтение источников, и в какой-то момент ты вдруг понимаешь, что все люди в сером везде одинаковы. И если в какой-то стране нет своих людей в сером, то там на аутсорсе работают чужие. Дело, в общем, житейское, вы же понимаете.
Собственно говоря, такова рамка, в которой разворачивается скандал с ЦРУ, и случись он лет десять тому назад (а случалось, случалось, просто кто ж упомнит), все было бы даже нормально.
Но в 2013 году? Простите, что-то тут не так.
2
Сейчас эта нелепая ситуация понемногу меняется. Умные люди, кажется, все-таки догадались, что бегать с замазкой – глупо, и решили просто научить людей жить под водой. Дело это сложное, но под водой вообще довольно занимательно, так что особенных изощрений не нужно.
Нужны жабры, и ими стали гаджеты.
Ты подключен к Сети? У тебя есть телефон? Не нужно никаких подвалов ЦРУ с мужчинами в черных очках: ты платишь банковской карточкой, тебе лень идти в магазин за смесителем, и ты покупаешь его онлайн? Ты скачиваешь любимый сериал и не замечаешь, как контекстная реклама предлагает тебе «товары для дома»? Тебе лень возиться с бумажными картами и ты, отправляясь с женой в кино, включаешь навигатор?
В спецслужбах нет нужды, плотину давно прорвало, и человек вполне добровольно (а вы почитайте договоры о предоставлении интернет- и мобильных услуг, вы их ведь не под пытками подписали?) отправляет о себе мегабайты информации в день.
На этом фоне прослушка разговоров выглядит детским лепетом. О вас ведь и без разговоров все понятно: кофе утром, купить сандалии, зайти на «Фейсбук» и написать там что-нибудь, отправиться в офис, позвонить приятелю или родителям (или жене, или детям). Обыватель любит придумывать над собой всевидящее око, но, если честно, во-первых, государству он нужен куда меньше, чем индустрии продажи товаров и услуг, а во-вторых, он сам докладывает Большому Брату о своих перемещениях, мыслях и желаниях вполне добровольно, разве что доклады эти не формализованы. Но ведь мы о сути, а не о форме.
Большой Брат исполняет желания, а попутно, конечно, следит, но уж за все приходится платить, причем не за все – деньгами, ничего нового.
В этом смысле история с ЦРУ при всей ее скандальности выглядит милым анахронизмом (она поэтому, я думаю, и вскрылась, на излете, что называется), ничего особенно не значащей ерундой.
3
Ведь развитие технологий все равно приведет нас к тому, что информация (нужная и не очень, а чаще всего – совсем уж личная, личнее некуда) будет попадать к нам в считаные секунды и в те же секунды – уходить на никому не известные сервера.
Сегодня у нас есть мобильные телефоны, их – теоретически (при большом усилии) – можно выкинуть на помойку, а послезавтра мобильный телефон будет «прошит» в нас. Очки от Google, которые сокращают дистанцию между человеком и гаджетом? Просто один из этапов, далеко не последний.
Отдельно стоит сказать, что это будущее – ничуть не апокалиптично и нисколько не фантастично: оно уже почти свершилось, просто у нас нет достаточного исторического опыта, чтобы его осмыслить. Но мы уже согласились с тем, что пусть себе GPS посылает сигналы о нашем местоположении, пусть – ради нашей безопасности – кругом стоят видеокамеры, пусть мы – ради комфорта и простоты – ничего не понимаем и не хотим понимать в алгоритмах шифрования и принципах работы любой беспроводной связи.
Устраивать на этом фоне истерику о прослушках ЦРУ – это приблизительно то же самое, что страдать о девственности в окружении пятнадцати внуков. Поезд ушел, можно расслабиться и потрепать какого-нибудь сорванца по загривку.
Они очень милые, эти сорванцы, а девственность – ну что девственность? В 80 лет можно уже прожить и без нее, правда?