Авторские колонки

21 марта 2012, 21:30

Михаил Соломатин: Новый договор

Чем бы ни кончилась история с Pussy Riot, какие бы упреки ни прозвучали, какие бы выводы ни были сделаны, главный итог уже ясен: произошло серьезное обрушение одной из опор государственности – авторитета РПЦ.

По многочисленным репликам защитников Pussy Riot вырисовывается образ идеальной Церкви в глазах атеистов и сочувствующих. С их точки зрения, Церковь должна быть конторой, которая:

Ослабление несущей конструкции редко заканчивается чем-то хорошим. И уже неважно, почему так получилось

1) материально поддерживает бедных;

2) одним своим внешним видом укоряет богатых (по всей России, кажется, не найти владельца «Бентли», который не умилился бы, глядя на известную фотографию идущего куда-то пешком сербского патриарха Павла);

3) изобличает преступников, на которых гражданское общество по каким-то причинам стесняется заявить в прокуратуру (долг христианина – погибнуть на арене от зубов диких зверей и жестокости Кесаря);

4) помогает освободиться от остатков совести тем, кому они по каким-то причинам доставляют дискомфорт. Эта функция «скорой психологической помощи», всегда готовой приехать – только свистни – и принять человека таким, каков он есть, – особенно интересная вещь. Новый завет не был договором об оказании человечеству (далее – Заказчик) психотерапевтических услуг, к тому же психотерапевтов всех мастей сейчас навалом, однако общество хочет «повесить» эту функцию именно на Церковь.

Между прочим, есть суфийская притча, будто нарочно придуманная к нынешним скандалам с дорогими часами и автомобилями церковных иерархов. Как-то шейх по имени Баку пришел к мастеру Абу Саиду. Тот восседал на ворсистом ковре, откинувшись на четыре больших подушки. Баку в душе счел предосудительными удобства и роскошь, окружавшие мастера. Он подумал, что все это является неподобающим для суфия. Абу Саид сказал ему: «О шейх, не суди по подушкам и ковру, это поверхностное. Суди по мне и моим поступкам, это сущностное».

Думать в храме о том, сколько стоят часы на руке священника, – глупость несусветная. Человек, который не может себе представить ничего более достойного, чем предметы роскоши, не должен судить о духовном. Примерно то же имел в виду Пушкин, говоря: «Суди, дружок, не свыше сапога!» – но если суждения пушкинского персонажа были обусловлены его профессией, то наши «сапожники» сами выбирают себе идеалы и шкалу ценностей – никто их не неволит.

Все перечисленное – это довольно стандартный (с поправкой на российскую специфику) список претензий к христианам. Но в нашей ситуации есть одна особенность: либеральное общество закрывает для Церкви возможность объяснить свою позицию, не дает ей снять разногласия. Это напоминает известное замечание Довлатова о том, как в разговоре с женщиной, взывая к здравому смыслу, случается неожиданно обнаружить, что ей противен сам звук твоего голоса. Поэтому я и сказал не о каких-то усилившихся разногласиях, а о внезапном обрушении авторитета РПЦ.

Радоваться такому результату не стоит даже антиклерикалам. Ослабление несущей конструкции редко заканчивается чем-то хорошим. И уже неважно, почему так получилось. Гораздо важнее, что будет дальше.

Я хочу подчеркнуть, что речь идет именно о резком изменении отношения к Церкви, из-за которого изменится и ее место в сложившейся системе общественных связей. Общественный договор состоит из правил, которые никто в точности не осознает, но которым все следуют. Как бы кто ни относился к вере и к православию в частности, но и верующие, и неверующие на самом деле привыкли к определенному месту РПЦ в жизни страны: в политике, в социуме, в культуре, в общественной мысли, в дискуссионном поле, в быту и т. д. Это и есть нормальная, стабильная работа общественного института. Условные православные хоругвеносцы или лесбийские активистки находятся от него по разные стороны, но сам институт занимает примерно одно и то же пространство. Кто-то пьет воду из речки, а кто-то еще и охотится на того, кто пьет, но река остается на месте, притом что она может иногда выходить из берегов или пересыхать. Кто-то привычно ратует за обучение школьников основам православной культуры, кто-то столь же привычно рассказывает про «попов в мерседесах», и привычность обоих этих действий лучше всего свидетельствует о жизнеспособности того института, в связи с которым они производятся.

Это относится не только к РПЦ, но и к правительству, к суду, к правоохранительным органам, науке, культуре, образованию, здравоохранению и ко многому другому. Например, суду в России никогда не доверяли по причине как собственно плохих судов, так и правового нигилизма, однако сам институт суда существовал, и именно в таком виде, в виде «суда неправедного», он устраивал всех. Или, скажем, советская власть устраивала даже тех, кто рассказывал про нее анекдоты. С ней считались, свою жизнь планировали с учетом ее существования, признавая тем самым легитимность режима, – а это главное. Тут ключ надо было поворачивать посильнее, там рычажок тянуть потише, был еще десяток правил, но мы знали, что если все сделать – машина поедет. А сейчас, когда масса самых разных людей вдруг одновременно восклицают: «Как нам дальше сосуществовать с РПЦ?» – вдруг понимаешь, что какая-то опора сложившейся своего рода «экосистемы» рухнула.

Тут бы и поговорить на тему «кто виноват», но мне более важным кажется другое: за последние год-два одновременно начало обрушиваться доверие почти ко всем остальным государственным и общественным институтам. Доверие – не в том смысле, что раньше мы считали суд честным, а в том, что мы знали, как с ним жить дальше, а теперь не знаем. Раньше мы знали, что наука «погибает», а теперь уже и не догадываемся, что про нее говорить. Потому что «погибает» обозначало постепенное финансовое, кадровое и идейное угасание – вещь грустную, но понятную. А как назвать нынешнее бодрое перерождение, когда умиравший на твоих руках человек вскочил, блестя клыками? Тут уже не «друг умирает», а бежать надо. Казалось бы, как только в интернете не ругали то и се, пятое и десятое, но если вспомнить события и разговоры последних месяцев, то повсюду заметно одно и то же: вместо привычной критики – замешательство и непонимание, что со всем этим делать.

Прямо сейчас на наших глазах происходит пересмотр того общественного договора, который был заключен отчасти в советское, отчасти – еще в царское время. Вся система верований в то, что медицина должна быть устроена так, а школа – эдак, рушится, только успевай отскакивать. Очень скоро мы окажемся в совершенно новой реальности. И все пункты прежнего договора придется перезаключать заново.

Вам может быть интересно

Самолет Ан-22 потерпел крушение в Ивановской области
Темы дня

Россия превратила продажу подсанкционного СПГ в рутину

Уже второй российский СПГ-проект начал продавать подсанкционный газ в Китай, причем в том же китайском терминале, что и первый продавец – «Арктик СПГ 2». Это все больше говорит о политических договоренностях на высшем уровне, нежели о коммерческих подвижках самих поставщиков, считают эксперты. Ждать снятия санкций от США по нашему СПГ – утопично.

В России появилось новое поколение героев и защитников

В России отмечается День Героев Отечества. Сегодня праздник приобрел еще большее значение, потому что 2025-й был объявлен Годом защитника Отечества. Как говорят участники СВО, ставшие Героями России, рассказы о подвигах резонируют в душах молодых людей, защитник – это не просто человек с оружием в руках, поэтому полученный боевой опыт необходимо передавать будущим поколениям.

Япония не поддержала план Европы о конфискации российских активов

Эксперт объяснил отказ президента Польши ехать в Киев

Саркози рассказал о «превративших тюрьму в ад» соседях

Новости

СВР раскрыла новую схему воровства Киевом денег Запада

Новая схема Киева по воровству денег связана с поставками артиллерийских боеприпасов ВСУ в рамках «чешской инициативы», сообщает Служба внешней разведки (СВР) России.

Долина прошла психиатрическую экспертизу по делу о квартире

Певица Лариса Долина прошла комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в связи с расследованием дела о продаже ее квартиры по указке мошенников, сказано в судебных документах, посвященных разбирательству с покупательницей ее недвижимости Лурье.

Фон дер Ляйен назвала изъятие активов России ключевым для «обороны ЕС»

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен назвала экспроприацию российских активов под «репарационный кредит» ключевым актом для защиты Евросоюза.

Премьер Чехии Бабиш вступил в должность

Президент Чехии Петр Павел назначил премьер-министром председателя политического движения ANO («Акция недовольных граждан») Андрея Бабиша.

Axios: США стали сильнее давить на Зеленского

Американская администрация усилила давление на руководство киевского режима с целью склонить Украину к территориальным уступкам в рамках обсуждаемого плана мира и предложила новые условия.

Глава Евросовета попросил США не вмешиваться в дела Европы

Глава Европейского совета Антониу Кошта заявил о недопустимости вмешательства администрации президента США Дональда Трампа в европейские дела, указав на угрозу суверенитету Европы, пишет Guardian.

Названы лучшие игристые вина России

В рамках ежегодного исследования «Винный гид России» наивысшие оценки получили игристые вина и петнаты из Краснодарского края, Ростовской области и Крыма.

Путин предоставил гражданство грузинскому актеру Харютченко

Российское гражданство получили грузинский актер Валерий Харютченко, итальянские общественники Эннио Бордато и Элизео Бертолази согласно новому президентскому указу.

Bloomberg: Япония создает «ракетный архипелаг» возле Тайваня

Японские власти разместили новые ракетные и электронные подразделения на островах вблизи Тайваня, усиливая военную инфраструктуру на фоне обострения спора с Китаем, сообщает Bloomberg.

Выбрана самая красивая девочка России

Семилетняя Стелла Крикунова из Воронежа одержала победу в национальном конкурсе красоты и талантов, обойдя 72 участника из регионов России.

Счетная палата сообщила о росте госдолга России в 2025 году

В течение девяти месяцев 2025 года российский государственный долг вырос на 10%, достигнув почти 32 трлн рублей, при этом внутренние заимствования увеличились заметно сильнее внешних.

Стартовый стол для «Ангары» ввели в эксплуатацию на Восточном

На космодроме Восточный введен в эксплуатацию современный стартовый стол для тяжелых ракет-носителей семейства «Ангара», его площадь превышает 45 тыс. кв. метров.
Мнения

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов