Жириновский персонально, справедливороссы и праводельцы общо. Конкретный военный с солнечной фамилией Крымский. Путин и Медведев, которые намекают с единороссовских щитов, что голосовать надо за реальную силу. И не размениваться. Не мелочиться.
Партийцы развели руками: они сообщили о нарушении в избирком. Избирком – в милицию. Милиция проверяет обращение – и, как видим, даже действует
Шоссе, стало быть, себе вилось, а мы говорили о деньгах. Мой собеседник, историк, задавал себе и мне вопрос: откуда взял такие деньжищи Иван Калита на покупку (присоединение) соседних княжеств?
– Может, золото партии? – брякнул я вместо шутки.
– Если партии тамплиеров – да, возможно, – неожиданно согласился собеседник. Оказывается, попытка гонимых рыцарей великого ордена вывезти и спрятать свои сокровища по времени аккурат совпадает с возвышением Москвы. И можно допустить, что инвесторами княжества были именно храмовники. А можно и не допустить. Дело очень темное. Одни говорят одно. Другие – другое. Зацепиться не за что. Одни красивые легенды и смелые предположения, что очень оживляют нехитрый пейзаж и скрашивают дорогу.
А в Рязани нас ждут представители борющихся партий. Мы от имени общественной организации с говорящим названием «Честный выбор*» хотим задать им, в сущности, один вопрос: а честно ли у вас проходят выборы?
Пришли все, кроме главных в данной губернии противоборствующих сторон: «Единой России» и ЛДПР. У единоросса была уважительная причина: он Иосифа Кобзона встречал. У жириновца, как выяснилось, тоже, но об этом – позже. Единоросс позвонил и извинился. Местный элдэпээровец не звонил. Звонил другой, но и об этом тоже после.
Сели мы с партийцами за круглый стол. Напротив нас оказались: от эсеров нестарый человек в очках, немолодой человек без очков от коммунистов, боевая симпатичная дама от «Патриотов» и интеллигентная симпатичная дама от «Правого дела».
Справедливоросс сразу сказал, что использовать образ Путина, как это делает ЕР, нечестно. На возражение, что Миронов тоже использует образ Путина – только от противного, человек в очках вздохнул и сказал: «Эх, вот если б с «Единой» не подписывать соглашения, это б сыграло! А так…» К тому же президент и премьер дали официальное разрешение на использование своих образов. Вот и пользуются, кто как умеет. Больше у СР замечаний не имелось: «Кой-кому тут усы пририсовали на предвыборном плакате, комментарий… обидный приписали. Но это мелочи!»
У патриотки замечание было такое: местная телестудия маленько решила подзаработать на кандидатах и в отведенное им бесплатное рекламное время предлагает крутить ролики. А ролики предлагает – ненавязчиво – записать на данной же студии. За 35 тыс. Тут у нас, столичных гостей, едва не случился конфуз, но в последнюю секунду вопрос был верно переформулирован: «Не долларов, надеюсь?» «У нас тут долларов нету, все в рублях», – рассмеялась симпатичная патриотка. У студии свои резоны, помимо выгоды: делить прямой эфир на минуты – тоже неловко, морока одна.
У «патриотки» замечание было такое: местная телестудия маленько решила подзаработать на кандидатах (фото: ИТАР-ТАСС) |
«А ты сегодня, что ли, будешь в эфире?» – спросила праводелица патриотку. «Да, две с половиной минуты», – ответила та. «Слышь, а я не знаю ничего про сегодняшний эфир!» – заволновалась собеседница. «Так я это, купила время», – пояснила патриотка. Как бы даже извиняясь, но с оттенком легчайшего дамского торжества. «А-а-а!» – понимающе откликнулась праводелица и не сильно расстроилась. Или виду не показала.
Вообще, все четверо разнопартийцев друг друга знают, не первый раз в органы власти баллотируются и демонстрируют зрелый парламентаризм. Непримиримы, а как иначе, но человечны. Настырны, но не собачатся. Я вот грешным делом подумал: попадут они в местный орган власти – и слава Богу. Нормальные, толковые, ответственные люди. Инженеры, учителя, пенсионеры…
Коммунист, поддерживаемый остальными, рассказал про главную неприятность кампании – на тот момент: подложную листовку от имени ЛДПР и КПРФ, фактически призывающую к гражданской войне. Они твердят, что свинью им подложили единороссы, в чем я лично не уверен: листовка не по-единороссовски задиристая и злобная. Не их стиль. Они как-то вальяжнее.
Надо заметить, что после настойчивых обращений правоохранительные органы сначала опечатали, а потом и обыскали офис ЕР, где, по мнению оскорбленных коллег, хранился основной тираж листовок. А между делом и единороссовскому агитатору досталось от активистов ЛДПР.
Ничего не нашли.
– Там, говорят, за занавеской еще одна дверь имелась. Так ночью тираж и вынесли – с заднего хода.
– Говорят? А нельзя проверить? – спросил я, охваченный журналистским азартом расследователя.
– Ее, поди, уже кирпичом заложили, – ответил коммунист.
– Поди? Поди?! Может, пойти и посмотреть? Есть дверь или нету? – изумился я. – Иначе как же вы все это докажете?
Партийцы развели руками: они сообщили о нарушении в избирком. Избирком – в милицию. Милиция проверяет обращение – и, как видим, даже действует. Но до воскресенья местные Пуаро точно не успеют поставить точку в этом запутанном деле. А после выборного воскресенья детектив «Тайна задней двери» перестанет кого-либо интересовать.
Есть, признаюсь, и более загадочные ходы у этой кампании. А именно: кто-то на мелованной бумаге отпечатал и от имени губернатора разослал на тысячи адресов призыв голосовать за «Единую Россию». Что незаконно. «Единая Россия», которая, руководствуясь новыми веяниями насчет укорочения собственного административного ресурса, теперь хлебает горе из одной тарелки с прочими (ну почти из одной), официально обратилась в избирком с жалобой на сей факт. Мы своими глазами видели этот документ. Открытка за губернаторской подписью там называется фальшивкой. И есть настоятельное требование разобраться, у кого имеется столько мелованной бумаги и высочайшее факсимиле.
Враги, конечно, саркастически усмехаются. Они клевещут, что ЕР и открытки разослала, и жалобу подала.
Но и у них нет ни единого доказательства. Вот проклятие: столько интереснейших подозрений – а за хвост ухватить некого. Ни чека, ни документика, ни протокольчика… Ни про корыстную студию, ни про буратин с занавешенной дверцей, ни про меловку…
Боюсь, эти загадки будущих историков поставят в тупик, что твой Иван Калита с тамплиерами! Вздыхают партийцы, признают, что вздохи их к делу не пришьешь. Мое подозрение, что настоящее расследование им не особо требуется, вполне достаточно предвыборной пиротехники, демонстрирующей накал страстей и праведный гнев, тоже к делу не пришьешь. Это я прекрасно понимаю. Да и жить им на данной политической поляне еще долго вместе – и по возможности счастливо. А главное, представители вышеозначенных партий признают, что данная кампания в губернии – не в пример чистая, за вычетом упомянутых загадок идет нормально. Никому препятствий не чинят, под надуманными предлогами с забега не снимают, плакаты не срывают. Так люди и этому рады.
И можно бы нам на этой ноте и восвояси отправиться, как представитель ЛДПР все-таки позвонил. Из Москвы. И был это Владимир Вольфович Жириновский.
Трубку снял высокий губернский начальник. И по его ответам было видно, что говорят с ним директивно, напористо. Возмущенно. Тот вежливо отвечал, мол, разберемся, не беспокойтесь.
Оказывается, пока Кобзон пел перед широкой аудиторией, а мы мирно беседовали, разворачивалась целая драма. Разведка в лице некоего «гражданина Веревкина» доложила, что ЛДПР подготовила единороссам сюрпризик: далеко во Владимире под покровом тайны печаталась газета «Вечерняя Рязань». А в ней разные клеветы на единороссовских кандидатов. Тираж арестовали. Основания: при заявке 15 тыс. газеты отпечатали в разы больше. А собирались допечатать еще тысяч 200! Это действительно нарушение выборного законодательства. Причем обучаясь изощрениям на ходу (вот что животворящее усекновение административного ресурса делает), единороссы, правда, вслед за УВД, выдвигают оригинальное предположение, что перед нами вообще не «Вечерняя Рязань»! А фальшивка! В ней даже полагающейся телепрограммы нет – одни бодрые и ядовитые предвыборные статьи, которые, кстати, без рекламных рубрик.
Интересный ход! Тонкий намек на толстые обстоятельства: сознаваться, мол, нет, что вы, мы и есть «Вечерняя Рязань» – можно угодить под серьезное разбирательство. Но поскольку в области секрета нет, кто и почему так активно противоборствует партии власти, да и из текстов это прямо следует, намек вряд ли сработает.
Конечно, все понимают: арестовать тираж конкурента накануне выборов немногим лучше, чем разрешить выпуск. Пойдет волна слухов, которые, мягко говоря, не на пользу «Единой России».
Стали мы, разумеется, и это обсуждать. И тут губернский начальник с обидой в голосе сказал:
– Что же, если это «Единая Россия», так можно по отношению к ней беззаконие чинить?
Вот, граждане, до чего дошло: правящая партия, как простые «Патриоты России» какие-нибудь, отбивается от явно более безбашенного конкурента и тем самым оттачивает предвыборные технологии! Давеча бы… Р-раз, и дело с концом. Пишите, что хотите.
Я только вот о чем думаю: а почему бы, зная о готовящейся газетной бомбе, единороссам не запустить свою, ядерную-едронную? По закону, чин по чину, на мелованной бумаге… Да и рассказать взволнованной аудитории все то, что Александр Хинштейн рассказал в пятницу Госдуме, когда скандал перекинулся туда. Про преступную группировку «Слон», запятнанную убийствами, от которой на выборы идет дважды судимый член ЛДПР. Как криминал во власть рвется. Вот это детектив, не то что дверь, заложенная кирпичом!
Но это, видимо, следующий шаг на пути к демократии, прогрессу и политической модернизации. А докуда в этот раз дошагнула Рязань – вы уже знаете: я пишу колонку за день до выборов. Вы читаете, когда выборы уже состоялись.
Надеюсь, что состоялись.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента