Авторские колонки

26 октября 2010, 18:00

Андрей Реут: За деньги? Не въезжаю!

Новые московские власти всерьез обсуждают платный въезд в центр столицы. Дело хорошее, но многим это представляется как шлагбаумы у Садового кольца. Такой кошмар уже перед глазами. А как надо?

К автомобильному буму мы оказались совершенно не готовы. И на государственном уровне, и на личном. Практически каждое утро мне хочется проткнуть колесо очередного джипа, заехавшего на газон и разворотившего колесами то, что социально ответственные жильцы выращивали годами. Ему негде парковаться, возражает начальница ТСЖ и всерьез предлагает закатать асфальтом все немногочисленные клумбы, оставшиеся во дворе. Пообещал ей в ответ выйти во двор с ружьем и прострелить одним выстрелом бак асфальтоукладчика и ее пустую голову.

Автомобилисты постепенно поймут, что владение и эксплуатация машины в городе требует дополнительных расходов. Хочешь – неси их, не хочешь – в маршрутку

Такая же ежедневная бытовуха повторяется и на государственном уровне. Низы не могут – это понятно. Не только в Москве и Петербурге – во всех крупных городах России дороги совершенно не приспособлены к большому количеству личного транспорта. Трассы проектировали для общества больших автобусов и трамваев. Проектировали, кстати, с умом: города росли вширь, научные и производственные комплексы относили подальше, чтобы не создавать столпотворения.

А сейчас настал градостроительный хаос, и азиатская страсть к точечной застройке победила здравый смысл. Жилые дома, торговые и бизнес-центры изуродовали не только внешний вид городов, но и их транспортную архитектуру. Никто не думал о дорогах, распродавая под магазины те клочки муниципальных земель, где еще можно было построить развязки. А гражданского общества, способного противостоять такой застройке, мы еще не породили. И вот результат: низы не могут проехать на собственных нажитых непосильным трудом иномарках к месту работы. Что же делать?

К счастью, проблему осознали даже те, у кого мигалки. Но решают ее... как всегда. В смысле придумывают бредовые лозунги, прорывные проекты, осваивают на них бюджеты, и всё. Причем это – самый лучший вариант. Чаще местные власти просто ничего не делают, дожидаясь, пока само рассосется.

В этом плане Лужков был прогрессивным изобретателем. У него даже есть авторское свидетельство – патент на изобретение, которое называется «МКАД». Типа это он придумал. Дорога, что и говорить, нужная. Но спроектирована так, что всё время стоит. Даже в субботу. Потому что развязки маленькие, и это ясно любому, кто видел подобные дороги за границей. Там такое изобрели еще лет 50 назад. В городах-миллионниках уже по три кольца, а в мегаполисах – по десятку.

Теперь новая идея – платный въезд (фото: ИТАР-ТАСС)

Ясно, что у нас построить кольцо мало. Решать проблему надо комплексно. Математики должны просчитывать интенсивность потоков сразу на всех пересекающихся трассах. Что не должно быть «бутылочных горлышек», как на московском Третьем кольце. Но это огромная и не сразу заметная работа, которая не принесет ни много денег, ни много пиара. Такая работа российским мэрам не по душе.

Нам по нраву революционные решения. Вот, например, взять и сделать въезд в центр города платным. Это, кстати, уже пытались. Если кто не знает, в Москву запрещен въезд автомобилей грузоподъемностью более 7 тонн. Запрещен еще с 1998 года. В пределы Третьего кольца даже «Газелям» путь заказан. А почему столько фур в центре, спросите? Да потому что специальные пропуска свободно продаются за наличные. Идея была разумная, а свелось все в итоге к банальной «отмывке».

Объявлениями о продаже пропусков обклеены столбы. Такие приемы практикуются не только в Москве и неизменно не приносят ничего, кроме обогащения тем, кто продает заветные бумажки.

Теперь новая идея – платный въезд. Впечатлительные граждане уже нарисовали в своем воображении шлагбаумы и турникеты. Новые пробки. Конечно, этого не будет. А будут новые пропуска, которыми тоже будут торговать по серым схемам. Новые миллиарды. И все тот же едкий смог, окутывающий город.

Была вот идея запретить въезд в центр транспорту с двигателями, не соответствующими стандарту «Евро-3». Провалилась. Знаете, почему? Да потому что нет у нас никакого евро. Контролировать выхлоп можно только на техосмотре, а его у нас большинство граждан покупают. Все знают об этой коррупции, никто ничего не делает. Как с продажей «блатных» номеров – элементарно можно решить, но никто не решает.

Потому что слишком большие деньги крутятся. Милицейские генералы не позволят. Вот и ездят по российским городам 30-летние «КамАЗы» с южными номерами, извергающие выхлоп, зрительно похожий на паровозный, а по химическому составу – на иприт. Дышать от них нечем, но сделать с ними никто ничего не может. Хотя ясно, что делать: уничтожить коррупционную схему продажи талонов техосмотра.

Точно так же и с платным въездом в центр городов. Очевидно, как по уму решать проблему. Начинать массовое строительство парковок (на уровне нацпроекта). При этом жестоко следить за тем, чтобы цена парковок не была завышенной. Одновременно жестоко эвакуировать всех, кто паркуется, где не надо. Тогда пропускная способность дорог резко вырастет. Одновременно сносить торговые центры и строить развязки. Запретить, наконец, строительство жилых домов без паркингов (Лужков запретил, но все всё равно строили).

Тогда въезд в город сам по себе незаметно станет платным.

Автомобилисты постепенно поймут, что владение и эксплуатация машины в городе требует дополнительных расходов. Хочешь – неси их, не хочешь – в маршрутку. Всё давно уже изобретено до нас. Льготы владельцам «гибридов» и электромобилей – чтобы было чем дышать. Повышенные стандарты качества бензина, которые у нас не дают ввести нефтяные лоббисты. Реальный техосмотр, запрещающий эксплуатацию «паровозов». Постоянное расширение и переоборудование дорог.

Но можно решать и по-другому. Поставить шлагбаумы, объявить кампанию, собрать деньги... Или вообще ничего не делать. Так нам, увы, привычнее.

Вам может быть интересно

В Минобороны заявили о подготовке НАТО новых прокси-войн против России
Темы дня

Дело против Трампа опасно воодушевило Сороса

Вердикт присяжных по делу Дональда Трампа дорого обошелся его сторонникам, но самого Трампа сделал еще богаче. Главный продюсер этого судилища Алекс Сорос надеется, что клеймо «преступника» закроет Трампу путь к власти, а сам Сорос продолжит эксперименты над человечеством. Однако итог выборов в США определит другой фактор.

При ударах по России Запад отвел Украине роль нажимателя кнопок

Вашингтон повысил градус эскалации в отношениях с Москвой, разрешив ВСУ наносить удары американским дальнобойным оружием по территории России. При этом, как считают эксперты, украинским военным в этом случае отведена лишь номинальная роль. В чем заключаются технические особенности подобных ударов и кто в реальности принимает решения об их нанесении?

Президент Болгарии заявил о нарушении красных линий Западом на Украине

Россия столкнулась с дефицитом театральных режиссеров

В Молдавии отменили запрет на въезд в страну Киркорова

Новости

Экс-футболиста Израиля Басиса арестовали в Москве по запросу Германии

Бывший израильский футболист и гражданин Израиля Лирон Басис арестован в Пресненским судом Москвы по делу о мошенничестве в крупном размере, источник сообщил, что Басис находится в международном розыске по запросу Германии.

Соцсеть Х разрешила пользователям размещать эротический контент

Социальная сеть Х (бывший Twitter, заблокирован в РФ) решила увеличить доходы от продажи рекламы за счет размещения эротического контента, сообщило The verge.

Швейцария отказалась выделить Украине 5,6 млрд долларов

Парламент Швейцарии отклонил законопроект о чрезвычайной дополнительной помощи Украине в размере 5,6 млрд долларов и 11,1 млрд долларов на нужды армии, говорится в заявлении, опубликованном на сайте совета кантонов.

«Калашников» запустил производство дрона целеуказания «Гранат-4»

Начато серийное производство комплекса с беспилотником «Гранат-4», который способен наводить артиллерию, он уже применяется в ходе спецоперации, сообщил концерн «Калашников».

Риттера по приказу Госдепа не выпустили из США на ПМЭФ

Отставной офицер разведки морской пехоты США Скотт Риттер заявил, что американская таможенно-пограничная служба изъяла его паспорт, когда военный аналитик собирался вылететь в Стамбул, через который планировал прибыть в Санкт-Петербург на Петербургский международный экономический форум.

Байден не поедет на швейцарскую конференцию по Украине

Вице-президент США Камала Харрис и помощник президента по нацбезопасности Джейк Салливан примут участие в международной конференции по Украине в Швейцарии, сообщила пресс-служба Белого дома.

Канадский биолог обвинил власти в запрете изучать загадочную болезнь

Канадский микробиолог Майкл Култхарт заявил, что власти ему не дали возможность исследовать некое заболевание головного мозга в провинции Нью-Брансуик, которое есть у более чем 200 человек, пишет Guardian.

В Киеве решили не спрашивать КС Украины о легитимности Зеленского

Владимир Зеленский не станет обращаться в украинский Конституционный суд (КС) по вопросу своей легитимности на посту главы государства, сообщила замглавы его офиса Ирина Мудрая.

Россия осудила удары Израиля по Алеппо

Россия решительно осуждает авиаудары Израиля по окрестностям сирийского Алеппо, эти действия являются нарушением суверенитета Сирии и международного права, заявили в МИД РФ.

Белый дом назвал условия применения Украиной оружия США против России

Украина получила от США разрешение на точечное и ограниченное в масштабах использование американского оружия для ударов по России, заявил координатор стратегических коммуникаций в Совете нацбезопасности Белого дома Джон Кирби.

Белоусов на совещании Совбеза с Путиным появился в военной форме

Глава Минобороны России Андрей Белоусов надел на совещание Совбеза с президентом Владимиром Путиным военную форму, фотографии опубликовала пресс-служба Кремля.

Foreign Policy: ВСУ срочно необходимо контрнаступление

ВСУ сейчас срочно необходимо контрнаступление, чтобы пойти на переговоры на более сильных позициях, пишет Foreign Policy.
Мнения

Ирина Алкснис: Мягкая сила проявляется в жестких условиях

Мир смотрит на Россию – на то, как она справляется с вызовом, на то, как она действует, на то, как она проламывает одну за другой бреши в вавилонской башне западного неоколониализма – и начинает ориентироваться на нас, брать с нас пример.

Борис Акимов: Мемуары деда помогли прочувствовать историю России

Среди бурных всплесков для меня, ребенка, – описание путешествия через океан на корабле в США в конце 1920-х годов и неожиданное личное знакомство с Гербертом Уэллсом, большим фанатом которого был и дедушка в юности, и я в свои 12 лет.

Андрей Полонский: Как история научила Россию религиозной терпимости

В Российской империи, когда православие было официальной государственной религией, ислам был полностью принят и поддерживался на всех уровнях – от бытового до государственного. Ярчайший пример тому – русская армия.
Вопрос дня

Как правильно перевозить кошку или собаку в поезде и самолете на дальнее расстояние?