Авторские колонки

21 октября 2010, 10:00

Андрей Архангельский: Тысячу лет на одном месте

Фильм «Ярослав» констатирует провал идеи патриотического кино. Все беды у нас оттого, что нет порядка и кругом предатели. Порядок наводят, предателей разоблачают – и так уже тысячу лет подряд. Может, в самой схеме что-то не так?

Согласно анекдоту, Альберт Эйнштейн, попав на небо, попросил Бога показать схему устройства Вселенной. Бог показал. «Э, да тут ошибка!»  – восклицает Эйнштейн, присмотревшись. «А я знаю», – отвечает Бог.

Наемнику Харольду в «Ярославе» предавать князя нет никакого смысла, потому что князь для него – единственный работодатель. В предательстве варяга заинтересован только одни человек – режиссер фильма

К нашей патриотике предъявляют обычно две претензии: что она противоречит исторической правде, что история трактуется в угоду идеологии (антипольский фильм «1612» Хотиненко сегодня вряд ли поставят в телевизионную сетку на 4 ноября – с Польшей теперь дружба). И во-вторых – что актеры играют неубедительно. На эти два упрека создатели фильмов обычно отвечают, что это жанр такой, сознательно упрощенный, что это «такой Голливуд» (в переводе на русский это значит: «Мы делаем это не для вас, а для 15-летних провинциальных гопников, чтобы они любили Родину»). Голливуд действительно есть синоним упрощения и вульгаризации, но его сила – вовсе не в деньгах, актерах или декорациях, а в идее, которая лежит в основе любого американского продукта.

В основе голливудского фильма лежит идея индивидуализма и прогресса, а любое историческое событие рассматривается как прелюдия к американской демократии. Это очень простая идея, но убедительная: ее правота подтверждается нынешним успешным положением Америки, что бы там ни говорили. И каким бы ни был бредовым сюжет американского блокбастера, ему веришь – потому что в итоге, как мы можем убедиться, победили американские принципы.

Фактически Голливуд – это о том, как опыт одиночки становится коллективным опытом; о том, как индивидуум способен изменить мир, как благодаря ему человечество делает очередной шаг на пути прогресса. Именно поэтому в американских фильмах герой тянет на себе сюжет – а в жизни именно под звезд дают деньги и на них строят расчеты.

 Как только эту идею «спонтанной модернизации» вместе с героем-одиночкой переносят на русскую почву, схема перестает работать. Особенно это заметно в фильме Алексея Учителя «Край», где герой Машкова, паровозный машинист, очень бодро, по-американски прибывает в медвежий угол, давая пример свободы и воли, но очень скоро выясняется, что он со всеми своими подвигами и свободой тут никому не нужен. И в результате лучшее, что может «американский герой», – сбежать отсюда.

У нас не то что опыт человека, но даже опыт сатрапа – как в фильме «Царь» – никак не аккумулируется. Как только сатрап умирает или отставлен, тут же умирает и его дело. Мы могли это недавно наблюдать на примере Лужкова: вот уж, казалось, кто создал Систему, а между тем на следующий день после его отставки от Системы ничего не осталось. Вот тема для фильма: почему в России ничего не усваивается – ни положительный, ни даже негативный опыт?

Если англосаксонская идея «спонтанной модернизации», которая есть культурный феномен, а не политический, в России не работает, то тем более нелепа она в фильме. Какая же идея для российской патриотики была бы органичной, спросите вы; в любом случае, эта идея должна быть проблематической.

А наша патриотика, по-детски копируя американскую форму, все силится давать простые ответы, они же – рецепты: порядка нет («Вот и гуляют лихие люди», – замечает князь Ярослав в фильме), «предатели вредят» (Кадр из фильма «Ярослав» – kinopoisk.ru)

Американское кино – это ответ, а русское, вероятно, должно быть вопросом: поскольку мы еще ничего не решили, не ответили себе на главные вопросы – поэтому честнее и органичнее было бы снимать не фильмы-ответы, а фильмы-вопросы.

А наша патриотика, по-детски копируя американскую форму, все силится давать простые ответы, они же – рецепты: порядка нет («Вот и гуляют лихие люди», – замечает князь Ярослав в фильме), «предатели вредят». И получается такая фигня: тысячу лет назад «порядка нет», а сегодня это по-прежнему «звучит актуально». То есть, напрашивается печальный вывод, за тысячу лет порядка мы так и не навели. Притом что все попытки «навести порядок» приводили к катастрофам и неисчислимым жертвам, к Ивану Грозному и Сталину.

То есть в смысле позитивных идей государственности нам похвастаться нечем. В таком случае гораздо честнее и продуктивнее российскую историю рассматривать в  проблематическом ключе: мы, в отличие от Запада, до сих пор нерешенная задача, у нас масса неизвестных; и если это в чем-то плохо, то в чем-то и хорошо – значит, у нас есть еще варианты. Вообще, следовало бы привнести в патриотику побольше вариативности и уйти от провиденциальности (предопределенности). Не долбить лозунгами – «порядка нет», «во всем виноваты предатели», а показывать различные варианты «порядка» – чтобы у зрителя была возможность выбирать.

Наша же патриотика всячески от вариативности отучает. Нам внушают мысль, что как тысячу лет назад, так и сегодня другого пути нет и не могло быть; что все было предопределено заранее, вертикаль власти начали строить еще тогда: многого же мы добились за тыщу лет, думаешь про себя, если опять ее едва построили.

Если уж так тянет кинотворцов размышлять о порядке, то стоило бы в таком случае всерьез задаться вопросом – что такое для нас «порядок»? А если так долго не удается навести внешний порядок, то, может быть, проблема не внешняя, а внутренняя? То есть начинать нужно с порядка в голове? А для того чтобы навести порядок в голове, нужно ставить вопросы. Потому что голова работает от вопросов, а не от ответов.

 В американском кино порядок всегда незримо присутствует – в виде Закона. И именно поэтому в американских боевиках так прозрачна мотивация героев. За любым буйством героя с гранатометом стоит железная логика. Культуролог Виталий Куренной заметил как-то, что во всех американских боевиках соблюдается правило: герой никогда не начинает действовать (убивать, проявлять насилие) в присутствии представителей Закона. Герой берет в руки оружие только в том случае, если Закон бездействует или отсутствуют его представители. Если кто играл в детскую стрелялку типа GTA, то знает, что за убийство прохожего или бандита вам ничего не будет, скорее всего. Но стоит вам нарушить ПДД или завалить полицейского – игра будет насылать на вас полчища полиции и спецназа с вертолетами и танками, пока вас не арестуют. Нельзя покушаться на Закон – иначе у тебя будут неприятности, учит тупая американская игра. Простая, но очень верная мысль. Вот вам матрица американской государственности.

У нас герой в патриотическом боевике почти всегда существует в ситуации беззакония. И  поэтому мотивация героев труднообъяснима – скорее всего, просто сценаристу захотелось, чтобы герой немного пострелял или немного попредавал. Историк Дмитрий Карцев в «Огоньке» пишет, что, например, наемнику Харольду в «Ярославе» предавать князя нет никакого смысла, потому что князь для него – единственный работодатель, варяг всем обязан князю. В предательстве варяга заинтересован только режиссер фильма, которому надо раскрыть тему предательства. Вообще, предательство – неотменимая часть истории и ее двигатель – вспомним хотя бы «Валленштейна» Шиллера. Но в предательстве должна быть логика – оно не может быть чем-то иррациональным, не может быть продиктовано абстрактной ненавистью к стране или народу. В «Ярославе» же наемники готовы даже и себя погубить – лишь бы попредавать Россию поподлее. Тут, по-видимому, внушается провинциальным гопникам мысль, что Россию все хотят погубить и предать именно от зверской злобы – потому что нас «все ненавидят».

Самый удачный из патриотических фильмов последних лет – «Брестская крепость» Александра Котта (это доказывает, что даже на госбюджет можно снимать хорошие фильмы): казалось бы, такая банальная тема – защита Родины. Но сила фильма как раз в том, что он не дает прямых, дидактических ответов на вопрос о том, почему защитники крепости сражались с таким иррациональным упорством и мужеством. Вообще, повторимся, проблема русской патриотики в том, что она не дает воздуха зрителю: не дает развернуться воображению и мысли; берет мышление в идеологические клещи, как немецкие асы – Алексея Маресьева. Не дает возможности поставить себя на место героя.

В «Брестской крепости» эта возможность есть: когда мы, например, видим, как пограничник и его жена стреляют по немцам, а рядом, на кровати – трупы их детей, погибших при артообстреле, у нас не возникает вопроса, почему они хотят убить как можно больше немцев. С другой стороны, мы видим, как часть гарнизона сдается в плен – этим людям не за что воевать и не за кого мстить. Когда у зрителя есть возможность выбирать модель поведения, он выберет самую благородную, можете не сомневаться. Только надо дать ему возможность выбора.

Вам может быть интересно

МИД России сообщил о прерванных контактах «арктической пятерки»
Темы дня

Эстонский чиновник делает карьеру на пограничной провокации с Россией

Между Россией и Эстонией внезапно разразился территориальный спор, в который даже вмешался Евросоюз. В России назвали действия эстонских властей провокацией и шантажом. «Эти завывания эстонской стороны в значительной мере вызваны внутриполитической ситуацией в стране», поясняют эксперты. О чем именно идет речь?

Что означает вызов российского посла из Армении

Российский посол в Армении Сергей Копыркин вызван в Москву для консультаций. Почему МИД РФ принял такое решение, как это связано с состоянием российско-армянских отношений и что в целом означает подобная процедура в дипломатической практике?

Названы главные преимущества «народного ОПК»

Маск пожаловался на дороговизну «противодействия усилиям России по созданию помех»

Зеленский высказался о своей нелегитимности

Новости

В Германии назвали сроки потери Украиной значительных территорий

До конца года Украина столкнется с большими потерями территорий из-за нехватки личного состава и преимущества российской артиллерии, сообщила Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung.

Сунак захотел ввести воинскую повинность в Британии

Если на выборах в Великобритании победу одержат консерваторы, в стране введут воинскую повинность и альтернативную службу, заявил глава кабмина Риши Сунак.

Лукашенко угостил Путина своим фирменным салатом и сальтисоном

Президент Белоруссии Александр Лукашенко угощал российского лидера Владимира Путина салатом «Молодость» собственного приготовления и клубникой из личной теплицы.

Рогозин сообщил о повреждении объекта ракетного предупреждения на Кубани

ВСУ нанесли удар по объекту российской системы предупреждения о ракетном нападении в Краснодарском крае, сообщил сенатор от Запорожской области и экс-глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Российские военные ударили по складу с оружием в ТЦ в Харькове

В Харькове загорелась складская часть гипермаркета «Эпицентр», слышны звуки детонации снарядов, сообщили военкоры.

«Зенит» стал чемпионом России по футболу

«Зенит» победил со счетом 2:1 «Ростов» и стал 11-кратным чемпионом России и СССР по футболу, второе место завоевал «Краснодар», обыграв «Динамо».

Минфин рассказал об ответе на незаконное использование активов России на Западе

В случае незаконного использования российских активов Западом Россия даст аналогичный ответ, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов в комментарии, опубликованном в телеграм-канале журналиста ВГТРК Павла Зарубина.

Сикорский рассказал об угрозах США атаковать позиции России

США пригрозили России нанести уничтожающий удар по ее позициям, если Москва «применит ядерное оружие на Украине», заявил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в интервью The Guardian.

G7 пригрозила санкциями за «обманные практики» с российской нефтью

Министры финансов стран G7 на встрече в Вашингтоне договорились бороться с попытками обойти западные санкции против России.

Антонов: Украина потеряет большие территории, если США проигнорируют Россию

Украина потеряет значительные территории, если США проигнорируют российские предложения по мирным переговорам, заявил посол России в Вашингтоне Анатолий Антонов американскому журналу Newsweek.

Украинский пленный Ананьев получил российский паспорт

Отказавшийся вернуться на Украину пленный украинский военный Александр Ананьев получил российский паспорт из рук замначальника главного управления по военно-политической работе Министерства обороны России Апты Алаудинова.

Ники Минаж задержали в Амстердаме с наркотиками

Рэп-исполнительница Ники Минаж (Оника Таня Мараж), которая на этой неделе выступала в Амстердаме в рамках мирового турне Pink Friday 2, задержана в голландском аэропорту Схипхол, у нее нашли легкие наркотики, сообщают СМИ.
Мнения

Глеб Простаков: Конфедерация стран Сахеля и новый антиколониализм

Те, кто игнорировал проблемы Африки, а скорее, использовал их для собственной выгоды, сегодня вытесняются с континента. А их место занимают страны и союзы, продвигающие антиколониальную, многополярную повестку. Например, Россия.

Тимофей Бордачёв: Швецией движет сочетание агрессии и страха

Шведским политикам и военным приходится выдумывать обоснования своего участия в НАТО. Отсюда и появления экзотических идей вроде необходимости укреплять остров Готланд – для отражения русской угрозы.

Андрей Рудалёв: Почему русские никогда не станут европейцами

«Одним из самых тяжелых последствий европеизации является уничтожение национального единства, расчленение национального тела», – писал Николай Трубецкой столетие назад о судьбе народов, пожелавших уподобиться Европе.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?