Авторские колонки

24 сентября 2009, 10:00

Андрей Архангельский: Ария Нормы ужасна

Совершенно неожиданно в Большом театре появился новый музыкальный руководитель: автор оперы «Дети Розенталя», композитор Леонид Десятников. Очень трудно объяснить, почему это хорошо, но это хорошо.

Приглашение композитора Десятникова на должность – даже не важно, на какую, просто на официальную должность – само по себе выглядит авангардно: это все равно, что Гребенщикова пригласили бы возглавить департамент культуры Санкт-Петербурга или Владимира Сорокина – Союз писателей России.

На каком-то этапе общество не может больше игнорировать наличие крупного таланта – даже если этот талант совершенно непонятен массам или комитетам по культуре

Это все, между прочим, одно поколение; когда я лет пять назад спросил Десятникова, почему у этого поколения, в отличие от других, нет каких-то общих, объединяющих черт – как у шестидесятников, например, – он ответил, что в этом феномен их поколения и состоит: в отсутствии общего. Главное слово тут все же – «отсутствие»: они никогда нигде не служили, не числились, стремясь к затворничеству, к внеобщественной модели существования. Сам Десятников, например, нигде не служил лет 25, при заполнении анкет в графе «должность» писал «свободный художник».

Их юность пришлась на 1970-е, а творческое становление в 1980-е происходило в оглушительной пустоте: это связано и с приближающимся «концом стиля», канона, и с исчерпанием прежних смыслов, и с концом страны. Между тем даже хаос, невнятица, бессмыслица в искусстве имеют свой собственный порядок, подчиняются внутренним законам: уловив эти закономерности, можно расслышать и обрести «язык нового времени». Отсюда и «преображение банального, минимализм с человеческим лицом», как охарактеризовал сам Десятников свой стиль. Музыка делается из того, что есть.

Наглядно проследить это «преображение банального» можно в фильме Зельдовича «Москва», для которого Десятников писал музыку, в частности делал оригинальные аранжировки советских песен, которые исполняла в артовом кабаке героиня Татьяны Друбич. Там совершенно потусторонне, иссиня-медленно, с каким-то распирающим изнутри хохотом звучит песня «Враги сожгли родную хату» – «и на груди его… тум-тум… светилась… тум-тум-тум… медаль за город Будапешт», в стиле, напоминающем «драм-н-бейс», – и ты вдруг, спустя время, понимаешь, что это было. Это был не просто «стеб» – еще и личная, композиторская жалоба: на то, как неловко, неудобно продираться сквозь толщу любого официального канона, словно через форточку; для этого нужно раздеться почти догола, оставить все вещи по ту сторону окна – иначе никак не протиснешься.

Почему такого на редкость чуждого любому официозу Десятникова, тонкого, цинично-ироничного, призвали в Большой?.. На таких постах служат обычно другие люди – и это служение на них накладывает, как говорится, отпечаток. Накладывает на мозги, на голову, на выражение лица: тут уже не послужишь чистому искусству, слишком много работы. Там рождается совершенно особый тип функционера искусства: такой человек, когда визирует интервью, обязательно будет менять личное на безличное, фразу «я решил заняться фондами» – на «сейчас ведется огромная работа по приведению фондов в порядок». С фондами, допустим, все может быть в порядке, но остается одна проблема: без блеска, без полета, без фантазии никакого искусства не сделаешь.

Композитор Леонид Десятников, ставший музыкальным руководителем Государственного академического Большого театра (фото: ИТАР-ТАСС)

В сегодняшней ситуации, когда по большому счету никто вообще не знает, что будет считаться искусством, а что – банальной трухой прошлого, заслуженный творец-функционер оказывается бессилен, и, скрепя сердце, приходится призывать «чужих» – таких как Десятников или как Римас Туминас в театре имени Вахтангова – и это единственный способ сохранить жизнеспособность в государственных очагах культуры.

Десятников вряд ли будет иметь в Большом «реальную власть» – при произнесении этого словосочетания на устах у нашего человека появляется медово-сахарная тяжесть, это кружит голову, в этом слышится и звон колоколов, и звон кандальный – «ре-аальна-я вла-асть», тум-тум, – но Десятникова эта власть вряд ли интересует. Как уже было сказано, в Москву он будет приезжать на одну-две предпремьерных недели, исполнять какой-то официоз – присутствовать там, где обязан присутствовать, а в остальное время жить в Петербурге, как и прежде. Устраивать революции с репертуаром Большого он тоже не намерен, да это в крайне тяжелом на подъем оперном театре и невозможно: программа премьер обычно расписана на годы вперед, тысячи людей, тонны декораций и договоров. Если и хотел бы – то ничего по большому счету отменить невозможно. Десятников пообещал сосредоточиться на качестве исполнения музыки в Большом – и это вполне ему по силам.

Но есть и другой, символический смысл в приглашении Десятникова в Большой театр – что-то вроде исполнения закона высшей справедливости. То, что нам кажется счастливой случайностью («Десятников в Большом? Ущипните меня, мне кажется, я сплю», – написала одна девушка в блоге), на самом деле является скрытой закономерностью.

В серьезной музыке по поводу таланта композитора бывает все ясно с трех нот – потому что искусство это на редкость прозрачное, «голое»: никаких тебе декораций, никуда не спрячешься от суда людского. В том, что Десятников – один из самых талантливых европейских композиторов, хоть и написал он относительно немного, – нет сомнений. На каком-то этапе общество, государство не может больше игнорировать наличие крупного таланта – даже если этот талант совершенно непонятен массам или комитетам по культуре. Даже если этот талант равнодушен к любым видам официального признания. Вот он где-то выступает, сочиняет для западных театров, оркестров, считается признанным мастером – а у нас он как будто никому и не нужен. Да ведь это же попросту непрактично, не говоря уже о том, что довольно глупо. Ну, что это такое! – по сути, одна его опера «Дети Розенталя» в России и известна, да и то была подвергнута осуждению за осквернение «святых стен» – отдадим, кстати, должное мужеству директора Большого Анатолия Иксанова, который всего этого «общественного мнения» не убоялся.

Если такой талант обществу не нужен, не востребован – значит, общество находится в очень плачевном состоянии. А между тем один только язык, манера общения Десятникова способна оживить бюрократически-тусклый, унылый язык медиа. Говорит Десятников чрезвычайно умно и элегантно, как редко кто сегодня, – и один этот блеск его ума способен электризовать общую атмосферу убогой «нормальности», вернуть ей интеллектуальное напряжение. Если одной умной медиаперсоной на телеэкране станет больше – уже польза.

Причем теперь попробуй его не слушать, не ставить в эфир – официальное лицо, как ни крути, никуда не денешься. Волей неволей теперь этот человек будет на слуху, входить в условный топ-100 культурных ньюсмейкеров. В кои-то веки произошло справедливое перераспределение, сработал закон сохранения таланта, который просто не выгодно обществу не использовать. Именно само по себе возвращение Десятникова в официальное медиапространство и является на сегодня наибольшей удачей, заставляет поверить в очередное разгосударствление искусства.

С другой стороны, ведь и сам Десятников, какой бы ни был затворник, – но и он, по-видимому, испытывает тоску по общественному деянию, если можно так сказать, – в чем он и сам признается в интервью «Коммерсанту». На вопрос, зачем он согласился стать музыкальным руководителем Большого, отвечает: «Наблюдая за собой, я вижу какие-то симптомы творческого старения. Сконцентрированность на своей работе, может быть, не всегда позитивно сказывается на результате. И в этом смысле мне кажется, что контакт с живыми людьми, а не с нотами может мне помочь в моей основной работе».

Основная работа имеется в виду – все та же: писать музыку.

Вам может быть интересно

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы
Темы дня

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Новости

Стали известны детали 14-го пакета антироссийских санкций ЕС

Министр финансов Латвии Арвил Ашераденс в пятницу раскрыл подробности нового 14-го пакета санкций Евросоюза против России.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Прапорщика из Дагестана удостоили звания Героя России посмертно

Дагестанцу Фархаду Худайнатову присвоили звание Героя России посмертно за подвиг в ходе спецоперации, сообщил глава республики Сергей Меликов.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России

Государственная дума может утвердить премьер-министра РФ 10 мая, если получит представление от президента России Владимира Путина, сообщил источник в палате.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Священник объяснил, почему православным не следует оставлять еду на могилах

Русской православной церковью порицается традиция оставлять еду на могилах умерших родственников, а также поминовение спиртным, сообщил священник Александр Ильяшенко.

Илон Маск предупредил об обесценивании доллара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?