Авторские колонки

26 ноября 2009, 10:00

Андрей Архангельский: Молодым опять дают

Конфликт между современным и несовременным в России всегда носил не эстетический, а идеологический характер: именно поэтому «дорогу молодым» всякий раз расчищает власть, а не они сами.

В СССР примерно раз в 10 лет лозунг «Дорогу – молодым» становился государственным. В общем-то, это абсурд – что власть должна заботиться о том, чтобы молодые пробивали себе дорогу. На то они и молодые, чтобы пробиваться самостоятельно. На самом же деле власть под лозунгом «Дорогу – молодым» всегда решала политические задачи, занималась сменой элит – но это и был тот единственный момент, когда социальный лифт в России начинал со скрипом работать: вернее это, конечно, назвать не лифтом, а кресельным подъемником.

И классика, и современность у нас – это, по сути, заповедники, лишенные связи с окружающим миром. Они застыли: один – в своем академизме, а другой, что интересно, в своем новаторстве

Ничего не изменилось. Вот, например, в своем первом послании президент Медведев говорит: «Главное – сделать всё необходимое, чтобы помочь людям проявить себя. И особенно открыть дорогу способным и деятельным молодым людям». (5 ноября 2008 года)

А вот – второе послание: «Надо уделить большое внимание поддержке новаторских, экспериментальных направлений в искусстве. (…) Государство должно позаботиться и о тех, кто ищет новые пути в художественном творчестве. Дух новаторства необходимо поощрять во всех сферах культурной жизни». (12 ноября 2009 года)

И министр культуры в тот же день объявляет, что в российских театрах и оркестрах федерального подчинения введут госзадание, обязывающее ставить в репертуар работы современников.

«Государство должно позаботиться о тех, кто ищет новые пути в художественном творчестве». Не есть ли это чудовищное признание в том, что саморегулируемых механизмов в культуре до сих пор не выработано? Вместо того чтобы радоваться – «наконец-то дадут дорогу молодым!» – вдумаемся: почему эта смена не происходит сама собой? Не повод ли это ужаснуться тому, что даже в творческой среде смена поколений происходит только из-под палки?

Почему так сложилось?

Во-первых, само понятие культура до сих пор приватизировано властью. Академическая культура в России по сути своей – охранительная и является лишь одной из вариаций все той же всепроникающей власти. Поэтому при входе в культуру сидит не искусствовед или эксперт, а вахтер. И молодых он впускает, только если ему позвонят сверху и скажут: «Михалыч, надо». Тогда Культура-Михалыч, по-стариковски кряхтя, встает из-за стола и идет отпирать засовы храма: «Так, молодежь, не шуметь, не топать, не сморкаться, обувку почистить…»

«Надо уделить большое внимание поддержке новаторских, экспериментальных направлений в искусстве. (…) Государство должно позаботиться и о тех, кто ищет новые пути в художественном творчестве. Дух новаторства необходимо поощрять во всех сферах культурной жизни» (Фото: РИА «Новости»)
Вся остальная культура в сознании власти и подсознании масс по-прежнему неофициальна. В провинции этому следуют буквально: там почти нет негосударственных культурных институций – частных театров или галерей. В столицах более-менее представлена сеть неофициальных культурных институций – но в глазах власти и населения она имеет полумаргинальный статус и всерьез за искусство не считается.

Словом, российская культура до сих пор существует в режиме двухкультурия. Термин «вторая культура», придуманный Дмитрием Лихачевым, – вынужденная мера, нужная в советское время для того, чтобы легализовать все то ценное, что не помещалось в понятие «советская культура», – сегодня не изжит, не отброшен как атавизм, а просто получил другое название. Сегодня все «неофициальное» вытеснено в нишу «современного искусства» – название, радующее слух мятной свежестью, но, по сути, являющееся аналогом культурного гетто. Результатом этой геттизации культуры является то, что у условных «стариков» и «молодых» нет общего пространства культуры: они существуют в двух разных, никак не пересекающихся мирах.

Тем самым культуру лишают живительного процесса обмена веществ: в данном случае – нормального, здорового конфликта между новаторством и традицией. Казалось бы, этот конфликт сегодня отражен даже в самих названиях: «современное искусство», «новая драма», «традиционная культура». Но на самом деле это не конфликт, а игнорирование друг друга. Между условным «новым» и «старым» в России толстая перегородка – из благих побуждений, конечно же: как между бывшими мужем и женой, по решению суда вынужденно проживающими на одной жилплощади.

Есть гетто современного искусства (частные театры, галереи, клубы) и гетто академическое – где почти все государственные культурные учреждения. Вместе они образуют не тело культуры, а две крохотных лампочки по ее бокам, которые светят едва различимым светом: между ними раскинулась пустыня по имени энтертеймент, развлечение. И классика, и современность у нас – это, по сути, заповедники, лишенные связи с окружающим миром. Они застыли – один в своем академизме, а другой, что интересно, в своем новаторстве. Парадокс, возможный только в России: застывшее новаторство, вечный бой за обновление. Культурные заводи существуют в каком-то дурном самоповторе: традиция воспроизводит традицию, а новаторство воспроизводит новаторство. Причем «молодые» умеют организовать не меньший заповедник, чем «старики».

Нигде, как в русском искусстве, противопоставление современного и несовременного, новаторства и академизма не носит такого репрессивного, взаимоуничтожающего характера. Нет в «новой драме» более жестокого обвинения, чем обвинение в академизме – равно как и в традиционном театре нет большего обвинения, чем «модность» – всегда с приставкой «псевдо». Это буквально подтверждается ситуацией, в которой сегодня существуют две труппы в Нижегородском ТЮЗе, которые живут под одной крышей, пользуются одним помещением и оборудованием, но между собой почти не общаются. Каждая из этих культур считает другую недокультурой, суррогатом. Именно поэтому актеры-новаторы, голодавшие в сентябре этого года (ВЗГЛЯД писал об этом), были столь категоричны в своих требованиях.

Исключения бывают, и они только доказывают необходимость, взаимовыгодность здорового конфликта между «новым» и «традиционным»: при всей моей любви к театру «Практика» наибольшим культурным достижением последних лет здесь были моноспектакли Александра Филиппенко «Один день Ивана Денисовича» и «Продукт». Они обладают удивительной универсальностью, легко поместимы в формат любого театра и, по идее, являются тем, что должно было бы становиться театральным мейнстримом.

Вернемся, однако, к сменам элит: каков психологический портрет тех, кто сегодня руководит российской культурой?

Возьмем для примера опять же театральную среду: кто руководит большинством академических театров обеих столиц? Это, как правило, 60–70-летние люди, которые добились персональной славы, стали народными кумирами еще до или во время перестройки. В 1990-е, когда для сохранения театров необходим был их авторитет, имя – чтобы выбивать деньги у спонсоров и договариваться с бандитами, – их массово приглашали быть худруками театров. Тогда это было по крайней мере логично. Но это время давно прошло, сегодня на дворе – конец 2000-х. Театры, руководимые этими людьми, по инерции доживают свои дни – их творческое время давно остановилось. Идей нет, есть только память о пережитом и святая верность традициям.

Моноспектакли Александра Филиппенко «Один день Ивана Денисовича» и «Продукт» обладают удивительной универсальностью, легко поместимы в формат любого театра, и, по идее, являются тем, что должно было бы становиться театральным мейнстримом (Фото: ИТАР-ТАСС)
Почему эти театры столь далеки от искусства – неважно, академическим мы его назовем или новаторским?.. Их руководители заняли свои места не в результате творческой конкуренции, а по «сумме заслуг» перед родиной. Молодость одних из них прошла в борьбе с такими же стариками-ортодоксами, и сегодня они стараются наверстать упущенные роли и славу. Или же, если их молодость была успешной, они используют театр для оттенения собственной былой славы. Если в таком театре премьера, то она, конечно же, делается «под главного» – некоторые из них еще и играют на сцене, отдадим справедливость их актерскому долголетию. Репертуар, соответственно, берется классический: так можно, ничем не рискуя, делать одно и то же и 20, и 30 лет. Отсюда этот снегопад «Вишневых садов» и «Бесприданниц», эта непрекращающаяся бомбардировка зрителя Островским и Чеховым.

Идея театра-дома подменяется идеей «театра одного худрука» или «крепостного театра». Статус худрука – «священной коровы» неизменно порождает культ личности, ощущение себя не столько художником, сколько «хранителем ценностей». Вдуматься: у нас худруком, главным режиссером театра можно пробыть и 30, и 40 лет. Между тем одна только идея проводить на заслуженный отдых кумира прошлых лет считается святотатством, кощунством: как, как такое подумать можно? Как вам не стыдно?

Молодым актерам в таких условиях приходится играть в «преклонение перед стариками», в подыгрывание, в поддакивание. И когда начинается очередная кампания по омоложению искусства и кто-то из «вечно молодых» дорывается до руководства театром – он будет невольно воспроизводить точно ту же атмосферу, в которой вырос сам, – чтобы насладиться тем, чего был лишен все эти годы: респекта и уважухи, самореализации, ролей. Замкнутый, порочный круг.

Дело, повторим, не в биологическом возрасте – а в творческой молодости, в готовности к восприятию небанального. В ощущении культуры как целого и понимании конфликта между традицией и новаторством как единственной питательной среды для искусства.

Как воспевание стариков, так и насильственное внедрение «молодых» ни к чему не приведет: попытка навязать современность так же глупа, как попытка ее ограничить. Когда критерием отбора в искусстве становится возраст, пол или другие формальные параметры, это не дает ровным счетом ничего. В идеале же нужно вообще отойти от традиционной для России оппозиции «современное – несовременное» и для оценки искусства применять только один критерий: художественная ценность сделанного, его творческая актуальность. Стремиться к тому, чтобы у «стариков» и «молодых» были равные шансы на то, чтобы считаться культурой.

Вам может быть интересно

Роскосмос сообщил о переносе первого пуска ракеты «Союз-5»
Темы дня

Россия совершила инженерное чудо в авиации

Глава Минтранса Андрей Никитин заявил, что Россия совершила инженерное чудо в обслуживании иностранных самолетов. С 2022 года наши лайнеры Airbus и Boeing остались без технического обслуживания и запчастей от оригинальных производителей. Однако Россия удержала безопасность и масштабы авиаперевозок в стране. Как ей это удалось?

Африка требует расплаты от Франции

Платить и каяться. Именно это отныне требуют бывшие колониальные территории Африки от своих бывших колонизаторов. Речь идет прежде всего об Алжире, который принял соответствующий закон, объявивший французскую колонизацию преступлением. Это может иметь последствия куда более масштабные, чем просто отношения между Парижем и Алжиром.

Бойцы «Востока» показали захваченный штаб ВСУ в центре Гуляйполя

США проявили интерес к майнингу на Запорожской АЭС

Онищенко назвал шестидневку идеальным вариантом для России

Новости

Стоимость золота достигла нового исторического максимума

На торгах в Нью-Йорке стоимость золота установила очередной рекорд, превысив 4561 доллар за тройскую унцию по февральскому фьючерсу.

Трамп заявил об ударе по «террористическим подонкам» в Нигерии

Американский лидер Дональд Трамп сообщил в соцсети True Social об атаке по боевикам ИГ (ИГИЛ, террористическая группировка, запрещенная в России) в Нигерии в качестве возмездия за их нападения на христиан.

Путину и Орбану предложили залить первый бетон на стройке АЭС «Пакш-2»

Участие президента России Владимира Путина и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в церемонии заливки первого бетона на строительстве венгероской АЭС «Пакш-2» будет обсуждаться, рассказал глава Росатома Алексей Лихачев.

КПРФ призвала обеспечить рабочих и крестьян бесплатным Wi-Fi

Сенатор и член ЦК КПРФ Айрат Гибатдинов направил главе Минцифры Максуту Шадаевус письмо с предложением обеспечить бесплатный Wi-Fi в общественных местах по всей стране на фоне частых отключений мобильного интернета.

Китай построил самый длинный в мире тоннель под Тянь-Шанем

В северо-западном регионе Китая открыт для движения уникальный автотоннель через горы Тянь-Шань длиной 22,13 километра – самый длинный в мире.

Защита забравшей деньги у Долиной курьера обжаловала приговор

Адвокаты курьера Анжелы Цырульниковой, которая забрала деньги у певицы Ларисы Долиной для отправки мошенникам, подали апелляционные жалобы на приговор по делу об афере с квартирой.

США внесли 27 украинцев в базу «худших из худших» преступников

Американское министерство внутренней безопасности включило 27 украинцев в электронную базу наиболее опасных иностранных преступников.

ФСБ задержала в Ставрополе девушку за подготовку теракта против военных

В Ставрополе задержали 18-летнюю жительницу Краснодарского края, которая пыталась установить взрывное устройство у войсковой части под влиянием телефонных мошенников, сообщили в ФСБ.

Захарова напомнила о первопричинах трагедии с крушением самолета AZAL

Дипломат напомнила, что 25 декабря – день боли и скорби для нескольких народов, так как в авиакатастрофе погибли граждане России, Азербайджана и Казахстана, пострадали граждане Киргизии.

В ДНР заявили о стягивании украинских войск к трем ключевым городам Донбасса

Украинские войска перебрасывают значительные силы к трем ключевым городам Донбасса – Краматорску, Дружковке и Славянску, сообщил советник главы ДНР Игорь Кимаковский.

Захарова показала подарок Путина на день рождения

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выложила в Telegram-канале фото подарка, который вручил ей в день рождения президент страны Владимир Путин.

Маск: Брюссель уже перестал быть бельгийским

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал свежие демографические данные о Брюсселе, отметив, что столица Бельгии уже не бельгийская.
Мнения

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

Владимир Можегов: Брюссельская ведьма крадет Рождество

Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Веселых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов