Авторские колонки

11 апреля 2007, 20:31

Вадим Пономарев: Музыкант никому ничего не должен?

Хочу пожаловаться. По роду службы мне часто приходится общаться с музыкантами – брать интервью, вызнавать новости из жизни групп и просто артистов. И каждый раз я заново поражаюсь тому, насколько музыканты не в курсе, как и за что их песни любят поклонники. То есть совсем.

Если быть точнее, то наиболее наглядна разница в миропонимании между обычными слушателями и теми обычными музыкантами, которые не солисты и не фронтмены. Потому что фронтмен-звезда как раз очень точно находит путь к сердцу своего слушателя, иначе бы он и не стал звездой. Он говорит о своих новых песнях, рассказывает об их идее и чуть-чуть касается собственно стилистики песен и звучания группы в целом. И неважно, Диана ли это Арбенина, или Валерия, условно.

Совсем иное дело – музыкант. Тот человек, который стоит за спиной фронтмена. И тут совсем неважно, играет ли он на гитаре, или стоит за клавишными, или сидит за ударной установкой. Эти люди тоже на сцене, им тоже аплодируют и тоже берут у них автографы. Но эти люди – это совсем другой мир. Он вывернутый.

Бесполезно спрашивать у музыканта, о чем новая песня. Он не знает, и его это не интересует

Сейчас объясню. Представим, что мы телекамера, и вот мы зашли за спину вокалиста и показываем зрительный зал. Мы вывернули телекартинку в обратную сторону от привычной концертной. А теперь берем в руки, скажем, бас-гитару. И перестаем слушать, чего там поет вокалист, потому что бас играет свою партию и слушать надо в первую очередь барабаны. Пум-пум, пу-пум. Пум-пум, пу-пум. Примерно так играет бас. И вот весь концерт ты играл эти пум-пум, а потом к тебе подбегает журналист и спрашивает про новую песню. Что ты скажешь ему?

Конечно, ты скажешь, что новая песня сделана в серф-стилистике, с легким вкраплением самбы и если честно, то кое-что взято из такой-то песни такого-то альбома Limp Bizkit. Но ты все равно крут, потому что в конце второго куплета сыграл такой брейк шестнадцатыми нотами, что весь зал встал на уши. Но ты можешь еще круче! Если бы позволил продюсер или фронтмен, ты бы забабахал просто чумовую партию. Фли из RHCP курит в подворотне! Но сам понимаешь, играем попсу и тут жесткие рамки…

Вот что сказал бы этот парень с бас-гитарой из правого дальнего угла сцены. Интервью с басистами или барабанщиками, увы, редко интересует главных редакторов популярных изданий. Но если читатель далек от непосредственного общения с музыкантами, то всегда может зайти на любой из гитарных форумов в Интернете или специализированных сообществ в ЖЖ. Эти парни действительно так думают о новых песнях. Они вообще именно так представляют себе музыку.

Не правда ли, разительно отличается от нашего с вами представления, людей обычных и слушающих новые песни совершенно не из-за чумового брейка бас-гитары в конце второго куплета?

Стоит конкретизировать, за что вообще мы ходим на концерты и слушаем новые песни. Кто-то за голос певца – Кипелыча или Киркорова. Кто-то за умные или веселые песни. Кто-то за то, что правду в песнях говорят. Кто-то потому, что про любовь поют очень щемяще. Кому-то настроение они поднимают. Кто-то, наоборот, любит погрустить или пострадать на эмо-концертах или сольниках Тани Булановой.

Я не видел никого, кроме самих музыкантов, кто всерьез ходит на концерты, чтобы послушать, как бас-гитарист возьмет тридцать вторую ноту в быстротемповой композиции. Музыканты – да. Отдельные музыкальные критики – увы, тоже да. Эти люди живут в вывернутом наизнанку мире.

За что вообще мы ходим на концерты и слушаем новые песни?
Более того, они не понимают обычный русский язык. «Музыкант вообще никому ничего не должен», – как поет Умка. Но не до такой же степени! Например, если написать фразу: «На миди-клавиатуру скидываешь тембр и им играешь», то обычный человек поймет, что ты играешь на этой клавиатуре разными тембрами. Музыкант же будет возмущен до глубины души! Он будет с пеной у рта доказывать, что такое невозможно, что на миди-клавиатуру тембр скидывать нельзя, что это просто контроллер и автор просто обкурился травы. До той простой мысли, что раз клавиатура играет разными тембрами, то и скинуть на нее можно любой тембр, образно говоря, он не доходит. Он увязает в технических подробностях. Музыкант – как техник в котельной. Он смотрит на датчик и регулирует клапан. Сообразить про дефицит или избыток баланса тепловой энергии в городе он не может. Потому что не должен по инструкции. Он рулит клапанами в своей котельной.

Бесполезно спрашивать у музыканта о замысле нового альбома. Как правило, он вообще об этом не знает. Он расскажет, что на альбоме «больше стало фанковых вещей». Бесполезно спрашивать у музыканта, о чем новая песня. Он не знает, и его это не интересует. Ни в коем случае не стоит спрашивать у музыканта, какие чувства передает песня и какова ее предыстория. Он промычит и ткнет пальцем в фронтмена.

Музыканта лучше вообще ни о чем не спрашивать.

За исключением двух очень важных вещей. Музыканта стоит спрашивать про его новый видеокурс по игре на его инструменте (если он действительно настолько крут, что может уже учить других) и стоит просить рассказать какие-то смешные истории из жизни группы. Вот тут музыкант взовьется соловьем! Вот тут он расскажет сонм баек о группе – про пьяных, про трезвых, про укуренных, про похмельных. Про толпы телок и про невероятные пьянки в железнодорожном вагоне где-то между Иркутском и Ангарском («У проводницы просто челюсть отпала! Ты бы видел!»).

Иногда думаешь, что он почти даун, этот музыкант. Или как минимум алкоголик (и чаще всего это так). Он действительно давно почти ничего не читал. Он ненавидит ту музыку, которую играет. Даже если это рок-музыка, то в глубине души он считает ее попсой, потому что уверен, что играть надо громче, быстрее, тяжелее и желательно с его личным десятиминутным соло в каждой песне.

Но он вовсе не глуп, этот музыкант. Зря вы так вдруг подумали. Он умен, но своим специфическим умом. Когда-то он выбрал профессиональную игру на инструменте, потому что сам сочинять песни и охмурять ими красивых девушек не мог. По разным причинам. Он взял свое многочасовыми упражнениями на инструменте. Он добился того, что стоит рядом с тем, кто поет, и ему тоже достаются аплодисменты и поцелуи разгоряченных фанаток. Он профи.

Иногда думаешь, что он почти даун, этот музыкант. Или как минимум алкоголик. Он действительно давно почти ничего не читал. Он ненавидит ту музыку, которую играет
Но он не понимает и даже презирает тех, кто ему аплодирует «за это». Вот если бы он сбацал свое десятиминутное соло – вот тогда да. Тогда попробуйте только не поаплодировать. А так – дуры. Не понимаете ничего в музыке.

Жизнь такова, что фронтмены чаще всего и являются жертвами такого мировосприятия. Поп-артисты раскручивают себя как бренд и просто нанимают себе подобных профи. Артист же понимает, что отдает людям душу и говорит с душой каждого, кто пришел на концерт. Большинство известных востребованных рок-групп тоже превратились в пару фронтмен + аккомпанирующий состав. «Алиса», «Ночные снайперы», ДДТ, Сурганова, «Аквариум»… Реальное положение дел закреплено контрактом и распределением гонораров. Даже райдером, регламентирующим класс гостиницы и автомобиля для фронтмена и остальной группы.

А жертвами становятся потому, что далеко не каждый профи в аккомпанирующем составе понимает и принимает идеологию группы. Ноты эти музыканты слышат, а идеологию – чаще всего нет.

Сложнее всего приходится молодым. Начинающие группы, обратите внимание, чаще всего играют очень громко, с длинными соло, с почти неразличимым голосом вокалиста. Именно поэтому. Фронтмен, он же автор песен, просто не обладает еще достаточным авторитетом, чтобы убедить своих коллег в необходимости для публики слышать и понимать слова песен. А музыканты, напомню, безапелляционно уверены, что именно их гениальные партии люди приходят послушать. Многие, кстати, до старости остаются при этом заблуждении. Именно поэтому чаще всего при первом же успехе фронтмену приходится прощаться с большинством музыкантов. Те еще согласны на радиоверсию с различимым вокалом («попсовую»). Но играть так еще и на концертах – выше их сил.

И вот что хочется сказать поющему. Если тебе есть что сказать, если сочинил песню о трагическом расставании с любимым человеком, или о счастье взаимопонимания с друзьями, или о невыносимой тяжести бытия – пой ее людям. Если это искренне, люди поймут и оценят. И не надо стесняться требовать выводить вокал так, чтобы отчетливо было слышно каждую согласную. И надо требовать, чтобы для вокала твои музыканты оставляли тебе твою полосу частот – 2 килогерца, или какой там у тебя тембр. И если на концерте музыканты опять увлеченно выкрутили ручку частот, допой свою песню, пообщайся со зрителями и незаметно, но настойчиво попроси музыкантов освободить твою частоту.

Музыканты – они хорошие. Они любят музыку, и они юморные. Только самого главного в музыке чаще всего не понимают.

Музыка – не последовательность технично сыгранных нот.
Музыка – это чувства.

Вам может быть интересно

«Коалиция желающих» повысила готовность своих войск перед вероятной отправкой на Украину
Темы дня

Глава британской разведки испугана забытым на Западе ощущением

Россия занимается «экспортом хаоса», заявила новая глава британской разведки МИ-6 Блейз Метревели. Почему она использовала именно этот термин для описания «российской угрозы» – и что именно так пугает в этом «хаосе» не только разведслужбы, но и весь коллективный Запад?

Европа собралась получить Украину под предлогом гарантий Киеву

Европа громко заявила о своем видении процесса мирного урегулирования конфликта на Украине. Среди предложений Старого Света: создание регулярного контингента войск ЕС на территории республики, а также поддержание ВСУ численностью 800 тыс. человек. Эксперты уже отмечают: европейские наброски плана абсолютно неконструктивны. Для чего же Брюссель выдвигает заведомо неприемлемые предложения?

Эксперты: Верховный суд учел народное мнение по квартире Долиной

Минобороны показало кадры «уничтоженной Украиной» подлодки

Патриарх Кирилл заявил о тревоге из-за использования ИИ в проповедях

Новости

Финляндия призналась в отсутствии «плана Б» для финансирования Украины

Европейские страны рассматривают передачу замороженных российских средств Украине как единственный возможный источник масштабной поддержки, других вариантов для помощи Киеву нет, сообщил премьер-министр Финляндии Петтери Орпо в интервью Financial Times (FT).

Киркоров отреагировал на объявление его в розыск на Украине

Певец Филипп Киркоров заявил, что служба безопасности Украины, объявившая его в розыск, пытается создать информационный повод с его помощью.

ВМФ получил 19 кораблей и три подлодки с начала года

В 2025 году отечественные судостроители завершили строительство 19 надводных кораблей и трех подводных лодок для Военно-морского флота России.

Госдума обязала ЖКХ работать с жителями через чаты в Max

Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, который обязывает управляющие компании, ресурсоснабжающие организации и региональных операторов по ТКО взаимодействовать с жильцами многоквартирных домов посредством домовых чатов в мессенджере Max.

Верховный суд направил спор о квартире Долиной на новое рассмотрение

Верховный суд направил на новое рассмотрение дело о продаже квартиры певицы Ларисы Долиной, сохранив за ней право проживания в этом жилом помещении до решения апелляции.

Верховный суд допустил принудительное выселение Долиной из квартиры Лурье

Певица Лариса Долина находится в квартире Полины Лурье без законных оснований, сообщили в Верховном суде России.

У группировки «Махонинские» хотят изъять имущество на 1,3 млрд рублей

Генпрокуратура подала новый иск об изъятии имущества у участников челябинской группировки «Махонинские» (признано экстремистской организацией).

Названа средняя максимальная ставка по вкладам в рублях в декабре

Средняя максимальная ставка по депозитам в рублях в десяти ведущих банках страны в первой декаде декабря выросла до 15,63% годовых, следует из материалов Банка России.

Собянин сообщил об уничтожении летевшего на Москву беспилотника

Системы ПВО уничтожили еще один беспилотник, направлявшийся к Москве, на месте падения обломков работают экстренные службы, сообщил мэр столицы Сергей Собянин.

Захарова в стихах высмеяла потасовку в Верховной раде

Официальный представитель МИД Мария Захарова в шуточной форме отреагировала на конфликт между депутатами Марьяной Безуглой и Сергеем Тарутой, возникший в Раде.

Глава РАН допустил существование жизни в атмосфере Венеры

В атмосфере Венеры возможны формы жизни, которые отличаются от земных, и это расширяет научное представление о вариантах существования микроорганизмов в экстремальных условиях, заявил президент Российской академии наук (РАН) Геннадий Красников.

США назвали предложенные Киеву гарантии безопасности «платиновым стандартом»

Американские чиновники назвали предлагаемые Украине гарантии безопасности «платиновым стандартом», пишет The Telegraph.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Элиты Евросоюза имитируют войну с Россией

В Европе постановка индивидуального разума каждой из стран под контроль коллективного интереса ведет к коллективному помешательству. Суть его в том, что имитация полностью заменила собой реальную жизнь и стала подлинным интересом европейских политических элит.

Сергей Худиев: Подчинение веры национализму ведет к отсутствию веры

Христианская вера формирует христианскую нацию – но именно тогда, когда нация не ставится на первое место. И святой Владимир Креститель, и преподобный Сергий Радонежский, и все святые, в земле русской просиявшие, искали Бога и ставили на первое место именно Его. Не народ.

Леонид Цуканов: У России и Индии растет круг общих тем

Дружба Москвы и Дели приближается к 80-летней отметке, но потенциал сближения еще не исчерпан – особенно на межпартийном уровне.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов