Авторские колонки

22 февраля 2007, 22:30

Виктор Топоров: Маршальский жест

Кремлевская встреча президента страны с молодыми писателями наделала немало шума. Оно и немудрено: по многим параметрам (скрытность подготовки, внезапность проведения, сенсационность подбора кадров, наконец, загадочность целеполагания) она обладает уже привычными – но каждый раз новыми – признаками спецоперации.

Стоит ли удивляться и полярности в оценках таинственного мероприятия – от хорошо темперированной иронии нашего колумниста Андрея Левкина до плохо сдерживаемого ликования другого нашего колумниста Игоря Манцова (чтобы ограничиться лишь одним примером)?

На мой взгляд, данную встречу во всей ее судьбоносности следует увязать воедино еще с двумя фактами: учреждением (и первым присуждением) премии «Большая книга» и несколькими недавними договорами коммерческих издательств с популярными авторами – с договорами, в которых, по слухам, фигурируют фантастические суммы от миллиона у.е. и выше.

Нельзя, конечно, сказать, что в литературу пришли большие деньги (особенно по сравнению не только с нефтью, но и с попсой), и уж подавно пришли они (или хотя бы собираются прийти) не из государственного бюджета.

И едва ли нашему брату писателю в массовом порядке хоть что-то обломится.

В литературу пришел запах денег. А писатели – народ традиционно мечтательный, и на запах они привыкли реагировать как на вкус

Как сидели на пенсии или на шее у жены, как халтурили, сшибая кровавые копейки, как «негритянствовали», редактировали, переводили и переписывали за зарубежных коллег, как (не в последнюю очередь) старались угодить губернскому и городскому начальству – так и продолжат. По всему прискорбному спектру, причем без оглядки на политические предпочтения, биологический или психологический (он же поколенческий) возраст.

Произошло нечто иное: в литературу пришли стимулы. Материальные стимулы, прежде всего (и с оглядкой на то, что теплее всего местечко под боком у власти).

В литературу пришел запах денег. А писатели (даже сугубые реалисты) – народ традиционно мечтательный, и на запах они привыкли реагировать как на вкус. Литература не стала ни денежным занятием, ни престижным, но перестала быть занятием безнадежным. Маршальский жест президента означает, что в каждом солдатском ранце отныне может ненароком обнаружиться маршальский жезл.

Объясняя причину своего возвращения в СССР, Алексей Толстой утверждал, что на здешние гонорары может ежедневно покупать себе новый дом. Доводилось ли вам бывать в двухэтажном особнячке на улице Алексея Толстого? Мне как-то довелось.

«У вас недурной вкус, – сказала мне вдова советского графа, – вы выбрали себе кресло, в котором сиживал Павел I!» Потом ее в этом особнячке (но, прошу поверить, не по моей наводке) жестоко ограбили.

Впрочем, так жилось не только писателям. В книге «Укрощение искусств» есть такой эпизод: по улице Горького (ныне Тверской) идет во хмелю народный артист СССР и тяжелой тростью бьет вдребезги одну за другой хрустальные витрины.

А за ним следует наряд милиции: следит, чтобы знаменитого актера никто не обидел.

А уж как жил (пока не умер при зловещих обстоятельствах) сам Горький!

Литература не стала ни денежным занятием, ни престижным, но перестала быть занятием безнадежным
Конечно, так было только при Сталине. Но и при раннем Горбачеве труд писателя пользовался, как тогда говорили, всенародным уважением. Ровно двадцать лет назад меня остановил в ночном Питере точно такой же милицейский наряд.

«Ты, – говорят, – мужик, на ногах не держишься». Я вытащил из кармана свежеполученный писательский билет. «Верно, ребята, не держусь. Поймайте-ка мне лучше машину!»

Думаете, забили ногами? Тогда бы я этого сейчас не писал.

Козырнули – и поймали машину.

Ельцин писателей не любил: одного (собственного пресс-секретаря) сбросил с борта парохода в реку; другую – булгаковедку – сделал членом президентского совета: здравствуйте, мол, женившись, дурак и дура!.. С этого все и пошло.

А третьим писателем и вовсе оказался Александр Коржаков.

Младореформаторы писателей по одиночке прикармливали и просили писать о них только правду и только хорошее, но как-то не срасталось – или хорошее, или правду.

Вывернулся один Веллер, написав на младореформаторские деньги антилужковскую книгу «Б.Вавилонская».

В журнале «Знамя» учредили на спонсорские деньги премию за пропаганду ударного капиталистического труда – и, по отечественному обыкновению, присудили ее собственному главному редактору.

В Питере сгорел Дом писателя – и две враждующие между собой писательские организации (демократическая и патриотическая) дружно легли сначала под мэра Собчака, потом под губернатора Яковлева и наконец слились в едином порыве уже под губернатором Матвиенко (и по ее державной отмашке), но дома взамен сгоревшего так и не обрели.

Высшее литературное достижение последних лет остается, увы, анонимным, как «Слово о полку Игореве», хотя и обладает не меньшим духоподъемным смыслом.

Я имею в виду магический «перевод» унылого словосочетания «сырьевой придаток» в победоносную «нефтегазовую супердержаву». Один этот (пусть и пока пребывающий в гордом одиночестве) пример доказывает, что из недр отечественной словесности можно еще при адекватном желании извлечь нечто стоящее!

Итак, молодым писателям обещаны госзаказ и финансовая поддержка библиотек (и наверняка «толстых» журналов, но нам этого не сказали). Обещания не то чтобы фиктивные (президент слов на ветер не бросает), но, мягко говоря, малоэффективные.

Прежде всего, малоэффективные применительно к молодым писателям (если, конечно, не будут введены возрастной ценз и запрет на профессию людям старше, допустим, сорока; но об этом речи вроде бы и не шло).

Во-первых, с чего ты взял, что молодой писатель, которому положена помощь (в форме госзаказа или еще как), – это именно ты, а не твой собрат по перу?

Решать это (как и все остальное, начиная с напечатания первого стишка в районной газете) будут старшие товарищи, а у них есть: а) собственные амбиции; б) собственные дети; в) друзья и дети друзей; г) вкус к соавторству, в иных областях деятельности именуемому откатом.

Итак, молодым писателям обещаны госзаказ и финансовая поддержка библиотек. Обещания не то чтобы фиктивные (президент слов на ветер не бросает), но, мягко говоря, малоэффективные
Во-вторых, самый читающий народ в мире – это не россияне, а российские библиотекарши, и когда (и если) им подбросят деньжат на комплектацию фондов, они закажут Акунина, закажут Донцову, закажут как «молодых» (если им прикажут заказывать молодых) Робски и Пелевина!

Закажут те книги, которых им самим, сидя на нищенских зарплатах, не купить.

Жить им станет не лучше, но веселее, а тебе?!!

Ну, а про «толстые» журналы и так все понятно. Рассуждая о них, я недавно упомянул в печати двух молодых критикесс Валерию Пустовую и Веронику Порожнюю.

Пустовая существует в реале и солировала на встрече с президентом, а Порожнюю я, каюсь, просто-напросто выдумал ей в пару. Но как в воду глядел! В анонсе мартовского «Знамени» читаем: «Молодой критик Елена Погорелая размышляет о поэзии двадцатилетних в статье «Над бездонным провалом в вечность» под рубрикой «Критика».

Того, кто придумал (и пропустил в печать) такое название, следовало бы отправить не к президенту, а на лесоповал.

«Шире используй женщину на лесоповале!» – именно за такой заголовок в архангельской газете сняли полвека назад ее главного редактора.

Уже не при Сталине, но и при Хрущеве еще следили за стилем.

Разовым вызовом на ковер к лабрадору тут не отделаешься.

Капитализм (в отличие от социализма) воспеть невозможно – и мировой литературный опыт тому порукой. Невозможно потому, что у капитализма нет собственной утопии – и взяться ей неоткуда.

Воспеть сегодняшнюю (и завтрашнюю) власть, напротив, дело вполне посильное, но не литературного, а политтехнологического свойства. Литературе, знаете ли, присущи либо безыдейность (и безответственность), либо оппозиционность.

Любой литературе, кроме соцреалистической, но про ее возрождение в капиталистических условиях вроде бы пока не слышно.

Крупные издательские хозяйства не возятся с литературной мелочью (включая и подразумевая в первую очередь молодежь), предпочитая перекупать знаменитости.

С точки зрения крупнейшего в стране хозяйственника – государства – «мелочью пузатой» является литература как таковая: не телевидение, поди, и не кино. Сталин отслеживал литературу с точностью до отдельного рассказа, но при Сталине не было телевидения.

Что же означает встреча Путина с молодыми писателями?

Сойдемся на том, что мы этого не знаем и никогда не узнаем.

Самые блистательные спецоперации блистательны именно тем, что их смысл остается загадочным для непосвященных даже по триумфальном завершении.

Во всяком случае, именно так обстоят дела в наши дни.

Вам может быть интересно

Путин: У России большой экспортный потенциал в сельском хозяйстве
Темы дня

Путин вызвал НАТО на дуэль в Киеве

Если Запад сомневается в эффективности нового российского комплекса «Орешник», стороны могут провести «высокотехнологичную дуэль XXI века» в Киеве. С таким предложением в рамках «Итогов года» выступил президент Владимир Путин. Глава государства также обратил внимание на споры иностранных специалистов о том, можно ли сбить российскую ракету.

Турция выдала мечты о территориях за пределами Сирии

Из Турции поступил очередной сигнал о желании расширить свое влияние на сопредельные территории – и речь вовсе не о Северной Сирии. Можно встретить мнение, что Анкара в первую очередь ищет доступ к дорогостоящим природным ресурсам. Но эксперты полагают, что налицо попытка Эрдогана реализовать проекты по территориальному укрупнению Турции.

Прямая линия с Владимиром Путиным (прямая трансляция)

Зурабишвили заявила, что не хочет превращаться в Тихановскую

Названа причина стрельбы в парламенте Абхазии

Новости

Путин подтвердил готовность к компромиссам по Украине

Президент России Владимир Путин заявил о готовности к переговорам и компромиссам с Украиной, подчеркнув, что украинская сторона ранее отказалась от договоренностей, достигнутых в Стамбуле в 2022 году.

Путин заявил о готовности вести переговоры по Украине без предварительных условий

Президент России Владимир Путин выразил готовность начать переговоры по ситуации на Украине, подчеркнув, что они могут проходить без предварительных условий, однако на основе стамбульских договоренностей и текущих реалий.

Путин заявил о пропущенных спецслужбами ударах по Дугиной и Кириллову

Президент России Владимир Путин заявил, что российские правоохранители и спецслужбы допустили атаки на журналистку Дарью Дугину и начальника войск РХБЗ ВС РФ Игоря Кириллова, указав на террористический характер действий киевского режима.

Путин вспомнил уроки тренера Рахлина о борьбе до последнего

Президент России Владимир Путин поделился воспоминаниями о тренере по дзюдо Анатолии Рахлине, который в свое время подчеркнул важность борьбы до последнего усилия, даже когда силы на исходе.

Путин сравнил телефонное мошенничество с Украины с действиями нацистской Германии

Мошенничество на Украине по выманиваю денег у россиян возведено в ранг госполитики, работа идет под контролем спецслужб, заявил президент России Владимир Путин на прямой линии, совмещенной с пресс-конференцией.

Путин: Жириновский не был предсказателем

Президент России Владимир Путин подчеркнул, что Владимир Жириновский не был предсказателем, однако его прогнозы часто сбываются благодаря его эрудиции и подготовленности.

Путин назвал терактом убийство генерала Кириллова

Президент России Владимир Путин назвал убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) ВС России Игоря Кириллова терактом.

В парламенте Абхазии застрелили депутата

Депутат Вахтанг Голандзия скончался от ранений, полученных в результате стрельбы в парламенте, сообщили в пресс-службе Минздрава республики.

Путин назвал главным бенефициаром событий в Сирии Израиль

Президент России Владимир Путин в ходе совмещенной прямой линии и большой пресс-конференции назвал главным бенефициаром событий в Сирии Израиль.

Путин посоветовал блогеру Бумаге руководствоваться сердцем

Блогер Влад Бумага, недавно ставший отцом, в ходе прямой линии обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой дать напутствие молодежи и совет о ценностях для его блога, на что получил ответ, что чувство ответственности лучше всяких советов.

Путин: Если YouTube изменит контур работы, то проблем у него не будет

В ситуации с YouTube в России больше вопросов к этой платформе, а не к российским властям, заявил президент Владимир Путин, отвечая в ходе прямой линии на вопрос о замедлении работы видеосервиса.

Путин рассказал о своих банковских вкладах

Президент России Владимир Путин заявил, что перевел свои вклады из Сбера в банк «Россия» после введения санкций, подчеркнув, что это было сделано демонстративно.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Европа «играет в бисер» от безысходности

Интеллектуальное и моральное оцепенение – важнейший признак современной Европы, где Россия исторически находила источники вдохновения и на противопоставлении которой строила свою внешнюю политику.

Илья Ухов: Башкирам стоит помнить настоящих героев

Скандал вокруг имперского флага в Башкирии напомнил о важности исторического просвещения в республике для укрепления общероссийской гражданской идентичности и чувства сопричастности к истории России.

Станислав Смагин: Донбасская девочка, возвращайся домой!

Доводилось много общаться с теми, кто пережил украинскую оккупацию, видеть тела тех, кто не пережил, брать в плен и допрашивать тех, кто ее осуществлял. Одни из оккупантов питали к населению открытую злобу, другие, обычно насильно мобилизованные, относились нормально, а думали в основном, как бы побыстрее смыться.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?