Авторские колонки

24 ноября 2007, 15:04

Виктор Топоров: Беспонтовая премия

Второй сезон «Большой книги» завершен. Мои поздравления лауреатам – Людмиле Улицкой, Алексею Варламову и Дине Рубиной. Скандальные подробности церемонии в Пашковом доме смотри в других местах.

Меня на этом пиршестве духа не было.

Одну из премированных книг, «Даниэля Штайна, переводчика», я прочитал внимательно, другую, «Алексея Толстого», – просмотрел по диагонали, третью, «На солнечной стороне улицы», – нехотя пролистал.

Чрезвычайно хороши все три.

С тех пор как (несколько месяцев назад) Виталий Третьяков изобрел гениальную формулу: «Как я и предсказывал, мой прогноз не сбылся», рассуждать о предварительных наметках аналитика – и об их соответствии хоть политической, хоть литературно-политической действительности – стало просто неприлично. Мы и впрямь гадаем даже не на кофейной гуще, а на струйке пара, вяло выползающей из носика непрозрачного кофейника.

Нынешний же букеровский шорт-лист настолько заточен под Людмилу Улицкую, что присуждать эту премию там больше некому

Скажем, обнаружив в шорт-листе «Человека с яйцом» Льва Данилкина, я разумно предположил, что присутствие прохановской романизированной биографии в коротком списке призвано замаскировать грядущее лауреатство другого жизнеописания – алексей-толстовского, но затем это свое пророчество просто-напросто похерил. А 15 ноября, отвечая на вопрос анкеты журнала «Эксперт» о шансах финалистов, написал:

«Откуда я знаю, как решит оргкомитет? Премия-то, мягко говоря, своеобразная. Наверняка в тройке будет кто-то из «Вагриуса» – Сахновский или Быков, а то и оба. В остальном «честный выбор* жюри», думаю, удивит. Особенно если, как в прошлом году, договорятся с букеровцами сыграть на одну руку и отфутболят туда Улицкую».

Это (ошибочное, как выяснилось) построение было однако же не лишено резона. В прошлом году Ольгу Славникову оставили без «Большой книги», явно попридержав роман «2017» для «Русского Букера». Нынешний же букеровский шорт-лист (да и состав жюри) настолько заточен под Людмилу Улицкую, что присуждать эту премию там больше некому. Доживем до декабря – увидим, как букеровцы вывернутся из ситуации.

Эпитет «своеобразная» применительно к премии «Большая книга» представляет собой мой личный подарок юридическому отделу газеты ВЗГЛЯД. Когда некоторое время назад на страницах петербургского журнала «Город» я охарактеризовал премию точнее, «Большая книга» пригрозила «Городу» судебным преследованием.

Однако стоит прислушаться и к мнению одного из членов премиальной академии Сергея Чупринина, написавшего как раз о процедуре присуждения «Большой книги», что он с негодованием отвергает любые инсинуации, прекрасно понимая при этом их правомерность. На вопрос о том, кто важнее – те, кто голосует, или те, кто подсчитывает голоса, «Большая книга» отвечает вполне в духе отечественных традиций.

Хотя на сей раз пространство для маневра оказалось чрезвычайно суженным: общественность просто не поняла бы, достанься главная премия кому-нибудь, кроме Улицкой или отмечающего в эти дни 45-летие Виктора Пелевина.

При этом все знали заранее, что Пелевин (стань он победителем) не приехал бы и за тремя миллионами, – а в отсутствие лауреата премиальный праздник не праздник. Это, полагаю, в конце концов и перевесило...

Плюс, конечно, желание председателя жюри Владимира Маканина наградить даму (даже, как выяснилось, двух дам – из двух возможных); плюс (но только в третью очередь) тот неоспоримый факт, что «Ампир V» – книга для Пелевина, в общем-то, рядовая, тогда как «Даниэль Штайн…» если и не лучшее произведение Улицкой (свою «Медею» она, по-моему, так до сих пор не превзошла), то безусловно самое выстраданное.

Следует отметить фантастический по нынешним временам успех «Даниэля Штайна…» у широкой публики и вместе с тем весьма разноречивые оценки романа авторитетной критикой.

На мой взгляд, Улицкой удалось задеть нерв сравнительно массовых (сравнительно с чем? С уже проданными полутора сотнями тысяч экземпляров?) религиозных и парарелигиозных настроений, причем произошло это по одинаково адекватной и самой писательнице, и сегодняшнему читателю облегченной формуле: не столько «просто о непростом» (так все же нет), сколько «не слишком сложно об очень сложном».

Улицкая размышляет не за читателя, а вместе с ним

Успеху романа в немалой степени способствует и некоторое неряшество формы (в чем как раз и упрекает писательницу критика): Улицкая размышляет не за читателя, а вместе с ним.

Напомню, кстати, что один из конкурентов Улицкой по букеровскому шорт-листу уже успел опубликовать на этот роман исполненный негодования антироман.

В одном из уже опубликованных откликов на присуждение «Большой книги» мне довелось прочитать забавное утверждение: «Премию получили две дамы и профессиональный литературовед».

Меж тем Алексей Варламов прежде всего прозаик (и, кстати, лауреат первого «Антибукера»; я сам голосовал за него, причем именно мой голос, как выяснилось, и оказался решающим), и тома ЖЗЛ он гонит один за другим (вышло уже четыре), надо полагать, все же в основном ради заработка.

И можно только порадоваться тому, что солидный чек на какое-то время избавит его от этой добровольно-принудительной повинности.

Биографии, написанные (и, надо полагать, пишущиеся) Варламовым, «в хорошем смысле скучны», как выразился на церемонии вручения важный правительственный чиновник, или, вернее (сказал бы я целевой аудитории), они принципиально беспонтовы.

Что особенно бросается в глаза, когда речь заходит о таком прохиндее (чтобы не выразиться покрепче), каким несомненно был – при всей своей литературной одаренности (тоже несомненной) – «третий Толстой».

Об Алексее Николаевиче наверняка мог бы с понтами, да и просто хорошо (во всяком случае, лучше, чем о Борисе Леонидовиче), написать прошлогодний лауреат «Большой книги». У Варламова же получился парадный портрет кисти Галактионова (слава богу, хоть не Глазунова); впрочем, не зря же Галактионов (не говоря уж о самом Толстом) получил столько сталинских премий.

Притом что сама по себе «Большая книга» задумана как понтовая премия. Государственно-понтовая, если точно.

Пальцы веером!

Присуждение третьей премии Дине Рубиной я воспринимаю все же с недоумением. Представьте себе, что из списка, в который входят представители (и представительницы) всех видов спорта, в тройку награжденных попадают шахматистка, греко-римский борец и шашистка!

Или даже не так: на пьедестал по итогам одного и того же соревнования поднимаются шахматистка, борец и шашистка…

Оно, конечно, Эдгар По утверждал, будто шашки сложнее шахмат, но он ошибался. То есть наградить-то Рубину, может, и можно было, но явно не на одном пьедестале с Улицкой, или уж это должна была быть какая-то совершенно специфически сформулированная номинация.

«За успехи, достигнутые представительницами прекрасного пола в настольных интеллектуальных играх» – что-нибудь в этом роде. Да и то потребовались бы дальнейшие уточнения…

Быков – Кабаков – Шишкин в прошлом году и Улицкая – Варламов – Рубина в нынешнем. Прошлогодний букет был, в общем-то, поикебанистей, иначе говоря, поконцептуальнее.

Гиревик, спортивный ходок и художественный гимнаст, возвращаясь к недавней аналогии. Гири, правда, надувные; ходок тот еще; а художественная гимнастика – это женский вид; да ведь и игры-то у нас в основном параолимпийские. Медали уже настоящие, золотые, а игры все равно параолимпийские. Такой вот получается чрезвычайно волнующий для участников и бесконечно приятный для победителей парадокс.

Первый выстрел в тебя (утверждал Джеймс Бонд) – это недоразумение, второй – случайное совпадение, и только третий – тенденция. Второе присуждение «Большой книги» доказывает только одно: тенденции (как, впрочем, и концепции) пока нет, да и не просматривается. Что (наряду, увы, со многим другим) и заставляет одних шумно и завистливо вздыхать, других – брезгливо морщить нос, а третьих – презрительно пожимать плечами.

Поэтому, временно отвлекшись от гамлетовских подозрений, тартюфовских поучений и терситовых насмешек, я бы на будущее совершенно искренне посоветовал организаторам премии несколько перестроить ее структуру и вместо пьедестала на троих ввести три соподчиненные номинации (пусть и с тем же денежным номиналом): «Главная (или «Большая») книга», «Главная познавательная книга» и «Главная развлекательная книга».

Как оно на сей раз и вышло (на вкус тех, кто голосовал и считал голоса) – но вышло скорее нечаянно.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Вам может быть интересно

Глава МИД Ирана предупредил о возможных ударах по базам США в регионе
Темы дня

Китай создал микроволновую угрозу против «Старлинка»

Система американских низкоорбитальных спутников Starlink («Старлинк»), которую США и ВСУ используют в военных целях, больше не является неуязвимой. По крайней мере, это прямо следует из утечек о новом китайском оружии на новых физических принципах. О чем идет речь и есть что-либо подобное в распоряжении России?

Вера в «новое золото» обернулась триллионными убытками

Крупнейшая в мире криптовалюта столкнулась с самым сильным с 2022 года обвалом. Иллюзия того, что биткоин стал новым золотом, способным защитить деньги в период турбулентности, резко рассеялась. А цена этого заблуждения оказалась колоссальна: биткоин подешевел со 120 до 60 тыс. долларов, капитализация упала с 4,3 до 2 трлн долларов. Почему биткоин проиграл золоту?

Военный эксперт заявил об «эффекте домино» в результате освобождения Чугуновки

ВС России нанесли удар возмездия по объектам ТЭК и ВПК Украины

Экс-посол оценил вероятность возобновления диалога с Японией по Курилам

Новости

Украина перебросила в Харьковскую область рейнджеров

Подразделения отдельного рейнджерского полка сил спецопераций Украины переброшены в Харьковскую область.

Депутат Попов: Операцию возмездия генерал Алексеев спланирует сам

Депутат Евгений Попов предположил, что после того, как генерал Владимир Алексеев пришел в себя после покушения, он сам спланирует операцию возмездия.

Британцы назвали Макрона «мерзкой лягушкой» за план по Украине

Читатели британской The Telegraph резко осудили идею Франции заставить Британию оплатить два миллиарда фунтов за участие в военных контрактах ЕС для Украины.

МОК отреагировал на свист в адрес израильтян и американцев на открытии Игр

Директор МОК Марк Адамс напомнил о важности уважения и поддержке всех спортсменов, независимо от решений их правительств, после неодобрительных возгласов в адрес израильской сборной.

Уничтоженная ДРГ наемников ВСУ оказалась вооружена автоматами Калашникова

Уничтоженная в зоне СВО диверсионно-разведывательная группа ВСУ, состоявшая из американских, британских и польских наемников, была вооружена в основном автоматами Калашникова, сообщил ветеран ВС РФ, кавалер ордена Мужества, действующий пилот-испытатель ударных БПЛА «Овод» с позывным «Святой».

Под Киевом двое суток не могут потушить склады Порошенко

В Киевской области пожарные расчеты продолжают борьбу с масштабным возгоранием на логистическом объекте кондитерской фабрики бывшего украинского лидера Порошенко.

На Украине заявили об ударе по электроподстанции на 750кВ во Львовской области

ВС России ударили по крупнейшей в Европе электроподстанции подстанции на 750кВ, во Львовской области, заявляет председатель совета Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Станислав Игнатьев.

Умер прапраправнук Пушкина Вячеслав Гуцко

Вячеслав Гуцко, принадлежавший к пятому поколению потомков Александра Пушкина, ушел из жизни в возрасте 87 лет, причем дата его смерти совпала (по старому стилю) с датой смерти поэта.

«Укрпочта» оказалась в центре скандала из-за сексуализации школьниц

Пользователи соцсетей с возмущением отреагировали на фотографии школьниц, размещенные «Укрпочтой» ко Дню всех влюбленных, оператора почтовой связи Украины обвинили в сексуализации школьниц, сообщили украинские СМИ.

Кадры со «спящей» Мелони показали на открытии Олимпиады

Премьер-министр Италии Джорджа Мелони попала в объективы камер с закрытыми глазами во время церемонии открытия зимней Олимпиады на миланском стадионе «Сан-Сиро».

Генерал Алексеев пришел в себя после покушения

Генерал Владимир Алексеев, пострадавший при покушении, находится в сознании, врачи осторожно оценивают его состояние как стабильное.

Венгерский аналитик поразился заявлениям фон дер Ляйен о России

Венгерский аналитик заявил, что поражен заявлением главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о «важности давления на Россию», чтобы добиться переговоров.
Мнения

Игорь Караулов: Для познания Азии одного евразийства недостаточно

Евразийство – любопытное историческое учение, но оно не может заменить собой реальное постижение цивилизаций Азии. Азия сегодня – это не бескрайние пастбища, на которых кочевники выпасают конские табуны. Это небоскрёбы Шанхая и Эмиратов. Это японские и китайские скоростные поезда. Это крупнейшие порты мира. Это 20 университетов в первой сотне мирового рейтинга.

Владимир Можегов: Куда заведет США «явное предначертание»

Как экспансионизм Трампа уживается с американским же изоляционизмом и почему он находит гораздо больший отклик в американской душе, нежели глобалистский экспансионизм Буша или Клинтонов.

Игорь Мальцев: Ненависть Европы захлебнулась в желании говорить

Что делать с людьми, которые вслух говорят о том, что им нужен продолжающийся конфликт? Трамп говорит, что он борется за мир. Путин говорит, что он всегда готов к миру. И только у начальников Европы нет слова «мир» в вокабуляре.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов