Открытия
В этом году потеряло всякий смысл подсчитывать новые имена. Потому что даже пальцев одной руки хватит. И самим фактом своего наличия они именуются открытием года. Пять мест присуждаем с ходу МакSим, Городу 312, Чи-Ли, Ранеткам и ГДР. За то, что пробили порыжевшую от крови павших бойцов каменную стену лейблов, телеканалов и радиостанций. И уже за то им честь и слава.
Тут надо выделить особняком стоящую певицу МакSим. Дело в том, что МакSим сумела сделать то, о чем жаркими пьяными ночами мечтает половина альтернативщиков страны. А именно: без поддержки лейблов и тугих кошельков, исключительно своим творчеством заставила себя слушать полстраны. И только затем ее песни попали в ротацию на радиостанции и телеканалы. И последовали фееричные 30 недель в хит-параде «Русского радио» и невероятные полмиллиона проданных носителей. Если бы еще год назад мне кто-нибудь сказал, что такое возможно – я покрутил бы пальцем у виска. Но невозможное возможно, и это дает другим музыкантам хоть какую-то надежду на будущий год.
Цены на старт поп-проектов начинаются от суммы 600–700 тысяч, но их окупаемость намного быстрее
Вообще разрушением баррикад планировали в этом году заниматься многие. Но по ряду причин пыл охладел быстро. Кто-то поссорился с «Нашим радио», кто-то не потянул ужесточившиеся требования к хитовости. А чаще всего просто не хватило денег и азарта. В первую очередь – денег, потому что цены на стартовый запуск возросли в несколько раз. Для рок-проектов пока всё подешевле, хотя запуск тех же ГДР обошелся, по слухам, в бюджет 300 тысяч долларов. Цены на старт поп-проектов начинаются от суммы 600–700 тысяч, но их окупаемость намного быстрее.
Концерты
Планку музыкального качества в 2006 году задавали, как ни странно, именно поп-проекты. Влад Топалов дал очень успешный и высокопрофессиональный концерт в Лужниках, Валерия порадовала ярким вокалом и отдельными номерами в аншлаговом «Олимпийском», «Тату» довели минимализм своего поп-рока до недосягаемых высот. Яркие концерты дали также Билан и Лазарев – уверенного европейского уровня, с агрессивной подачей и качественным звуком. И это объяснимо, ведь все перечисленные артисты строят немалые планы по покорению западного рынка (а «Тату» его уже покорили).
Назвать же качественный рок-концерт, в силу хронической малобюджетности большинства отечественных групп, почти не представляется возможным. Наиболее порадовали качеством звука сеты «Кипелова», «Арии» и «Алисы» на фестивале «Нашествие». Однако сама фестивальная специфика не дала возможности развернуться достойному шоу. Неожиданно мощный рок-звук показал «Аквариум» на сольниках в КЗ «Мир», однако сценография и шоу отсутствуют у нынешнего «Аквариума» как класс. Планов выходить на западный рынок никто из рок-формации даже не строит. Пиарные заявления мы в расчет брать, разумеется, не будем.
Альбомы
Дима Билан |
Некоторые странные артисты даже выпускали в 2006 году альбомы. Казалось бы, зачем? Выпуск альбомов давно убыточен, даже рок-музыканты уже перешли на эффективный выпуск 1–2 хита в год. Однако кто-то блюдет традицию, а кому-то нужен информационный повод для сбора публики в большой зал.
Непредсказуемый альбом выпустила Валерия. «Нежность моя» звучит в экспериментальном рок-ключе, и очень жаль, что на презентации Валерия решила отказаться от такого саунда в пользу более традиционной поп-музыки. Давно не выпускавшая альбомов «Дискотека Авария» вдруг разродилась сочным ритмичным коллажем «Четверо парней», и даже подзабытый Витас под конец года потряс романтичным долгожданным альбомом «Возвращение домой». Но событием года стали все-таки другие работы.
Альбом Димы Билана «Время Река» оказал на российский шоу-биз куда большее влияние, чем можно было предположить в момент его появления. Успешное выступление Билана на «Евровидении», ставшее самым громким событием 2006 года, оказало магическое действие на этот довольно середнячковый, по сути, альбом. Он стал визитной карточкой самого успешного российского поп-артиста года, и в этом качестве раскрутил трек «Невозможное возможно» до первого места почти во всех хит-парадах.
Наконец, альбом МакSим «Нежность», песни из которого звучали в 2006 году из каждого утюга, стал рекордсменом во всех смыслах. Рекордсмен по кассе, хитоемкости и скорости распространения. Плачущий сиротский голосок сразил публику наповал, целое поколение нашло себе выразителя девичьих страданий, и конца этому душещипательному процессу пока не видно.
Отдельно следует упомянуть про генерацию «Фабрики Звезд». Так или иначе, выпускники рейтингового проекта Первого канала потеснили старожилов эстрадного Олимпа. Отняли кусок гастрольного хлеба и громко заявили о себе как о рейтинговых артистах. Впрочем, количество успешных выпускников все-таки крайне мало относительно суммарного времени их беспрерывного мелькания в эфире. Наиболее успешны Юлия Савичева (выпустившая альбом «Магнит»), Юлия Михальчик (альбом «Если Придет Зима») и сборные бэнды «Фабрика», «Тутси» и «Корни».
Алла Пугачева |
Однако и тут есть свои маяки. Невероятно стильный, мощный альбом выдала в 2006 году группа «Би-2» – «Молоко». Сразу несколько песен из него пошло в ротацию на «Нашем радио», и диско-рок стал модной приметой года в целом. «Король и Шут» записал очень смешную страшилку «Продавец кошмаров», развивающую идеи ранних сказочных альбомов. Почти весь год прошел под знаком растущей массовой популярности группы «Мельница», и альбом «Зов крови» вкупе с презентацией в Лужниках подтвердил ее статус еще одной супер-группы в русском фолк-роке.
Самая популярная группа года «Звери» на полпути сознательно решила отказаться от концертов. Столь огромного количества концертов в самых больших залах и на стадионах России не давала в последние годы ни одна группа. И усталость Ромы Зверя понятна. Группа побила все рекорды по концертным сборам, и этому не помешал даже относительно небольшой успех альбома «Пока мы вместе, никто не круче». Небольшой по сравнению с самими же собою, разумеется.
Однако наибольший творческий успех ждал слушателя в андеграунде, причем в самых последних числах декабря. Альбом «Красота» Леонида Федорова и Владимира Волкова явственно открыл новые горизонты: песни разложены по звукам и молекулам, по пластам сознания и подсознания. Казалось, после прошлогоднего «Безондерса» найти что-то новое на поляне абсурда и нервного контрабаса невозможно. Однако «Красота» доказала, что можно найти абсурд даже в паузах. Выдающийся альбом, выдающиеся музыканты.
Скандалы
Авраам Руссо |
Конфликт Аллы Пугачевой и Иосифа Кобзона стал самой настоящей битвой титанов для небольшого шоу-бизнеса страны. Мало того что артисты расколоты по принципу «Константин Эрнст или Игорь Крутой». Ссора Пугачевой и Кобзона повлекла за собой деление артистов еще и по симпатиям к одному или другому титану. В результате – существенный передел новогоднего музыкального эфира, перетасовки участников больших поп-фестивалей и маленьких уютных презентаций. Что будет дальше и кто станет очередной жертвой – предугадать почти невозможно.
На музыкальном телерынке важных изменений не произошло, если не считать окончательного закрытия всех передач с живым звуком. Как ни странно, единственное шоу с настоящим живым звуком – «Две звезды», и при всей своей опереточности оно собрало все сливки с рынка. А вот радиовещание отметилось важным возвращением героя из прошлого. Возобновилось вещание «М-Радио», и лучшего подарка для обиженных примодненностью и попсовостью нынешнего радио Maximum трудно найти.
Суммируя итоги многострадального 2006 года, мы видим множество мелких событий. Не случилось главного – не появилось яркой суперзвезды, и нет ее уже не первый год. Климат не такой, что ли. Или с развитием капитализма и углублением неравенства в доходах публика стала настолько разной, что ни один артист больше не может стать голосом всего народа. Как было когда-то с Пугачевой и относительно недавно – с Земфирой.
А мы всё ждем.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом