Авторские колонки

3 августа 2005, 11:50

Павел Руднев: Обнищание списка имен

Обычно подводить итоги прошедшего театрального сезона необыкновенно приятно. Отсутствие событий взывает к летнему облегчению, радушным воспоминаниям о минувших сенсациях, пиках и обрушениях сценической жизни.

Но все не так этим летом - отбарабанивший сезон был вялым и бессобытийным, разочаровывающим и взывающим что-то менять в сценической жизни столицы.

Во-первых, скажем коротко, подкачали все фестивали – необычайно слабыми были и Чеховский фестиваль, и «Золотая Маска», и NET. Конечно, свершения среди премьер случались. Наберется их, наверное, с десяток, не больше - для мегаполиса все-таки маловато. Справедливости ради надо назвать «Шинель» Валерия Фокина, открывшую экспериментальную Другую сцену «Современника» и очень правильную ветвь нового театра в слегка закостеневшем логове Галины Волчек.

Марина Неелова сыграла Башмачкина в интерьерах не гоголевского Петербурга, но Петербурга Андрея Белого и Федора Сологуба - в мистических египетских песках, завываниях черной невской бездны, в ощущениях античного рока и космического рокота.

Парадоксальная, не вполне удавшаяся инсценировка романа Кононова «Голая пионерка» в том же «Современнике» - единственное не банальное, не затертое высказывание о войне в канун юбилея Победы, поворот режиссера Кирилла Серебренникова к духовной проблематике, а актрисы Чулпан Хаматовой - к амплуа подлинной героини.

Благодаря пародии на Путина и Пугачеву спектакль становится бестселлером и кормит Художественный театр не хуже коммерческой комедии

Могучий монументальный «Лес» того же Серебренникова в МХТ - горькое отчаянное воспоминание о брежневском застое, попытка сравнить 1970-е и 2000-е: закоснение общества, тотальная власть авторитетов, неизбывная тоска по престижу и порядку. И еще более страшная тенденция: выбирать в герои эпохи не хулиганов и бунтарей, а чистеньких ухоженных льстецов. Благодаря принципиально не эстрадной пародии на Путина и Пугачеву спектакль становится бестселлером и кормит Художественный театр не хуже коммерческой комедии «№ 13».

Что следует вспомнить во вторую очередь?

Пародийный Иосиф Сталин у Сергея Юрского, похожий на народных тиранов - и на царя Дадона, и на царя Максимилиана, - в спектакле «Вечерний звон» театра «Школа современной пьесы».

Протохристианская символика и опыт современного освоения античной пьесы в «Филоктете» Николая Рощина (Центр им. Вс. Мейерхольда).

Блистательный дуэт Константина Райкина и Романа Козака в интеллектуальном детективе с мистическим дном и мученическим саморазоблачением зрителя «Косметика врага» в «Сатириконе».

«Самоубийство Валерия Беляковича» в спектакле «Куклы» Театра на Юго-Западе - мудрая огорчительная исповедь художника, владельца студии, «кукловода» о том, что путь театра неуклонно меняется от идеального к посредственному.

И, наконец, странный феномен массовых постановок пьесы Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» (и лучшая из них Оскараса Коршуноваса в театре «Et cetera»), который нельзя иначе объяснить, как возрождением интереса к жанру социального политического памфлета. Это на самом деле прелюбопытный факт нашего времени.

В области современной драматургии наблюдается точно такой же неподдельный интерес к жанру. Политический, сатирический театр длительное время в России считался рудиментом советской культуры, областью занятий журнала «Крокодил», так сказать. Теперь же вдруг, без соцзаказа, сразу несколько пьес «написались» в этом жанре (к этому же тренду еще следует прибавить две едкие сатиры на Сталина - в «Школе современной пьесы» и «Современнике», где вождя народов сыграли соответственно Сергей Юрский и Игорь Кваша).

Возрождение сатирической литературы – а она не давала о себе знать со времен перестройки – свидетельствует не только об общественном недовольстве масс, но и о более сложных вещах - об устойчивости исторического момента, о стабилизации и стагнации политических форм, над которыми уже начали смеяться или ухмыляться, уже готовые с ними распрощаться.

Спектакль "№ 13", МХТ им. Чехова. Актеры Сергей Беляев и Авангард Леонтьев
Более того, в сентябре этого года эта тенденция увенчается изданием довольно скандального сборника «Путин.doc. Девять революционных пьес» в издательстве «Колонна», где будут представлены тексты Андрея Мальгина, Сергея Решетникова, Ольги Погодиной, Владимир Забалуева, Алексея Зензинова и других. Книга новой альтернативной сатиры закрепит этот любопытный поворот в российском театре.

Как можно объяснить это временное затишье на поле столичного театра, о котором мы писали выше?

Как ни странно, причина весьма проста - это обнищание списка имен, сужение круга ньюсмейкеров, тех, кто способен производить театральные события. Мы знаем элиту - Фоменко, Гинкаса, Захарова, Любимова, Табакова, Райкина, Козака; мы знаем дюжину театров, попадающих обычно в первые строчки культурных новостей.

Как только вышеозначенные лица и институты начинают пробуксовывать, брать тайм-аут, демонстрировать усталость или самоповторы, их становится, буквально, нечем заменить.

Русский театр потерял «чувство равнины» - для нас есть только пики коммунизма и территории ниже уровня моря, затопленные сиваши. Куда-то провалилась «срединная» земля, питательная среда, из которой нарастают будущие герои.

Называется это просто - режиссерский кризис.

Кризис идеологии и власти в театре.

За молодую режиссуру, которая должна естественным образом прийти на смену патриархам, пытались попервоначалу отвечать многие, целое поколение скандальных и борзых.

Все выветрилось, разменялось на коммерческие эффекты и светские поступки, и от поколения остались два организма, впрочем, весьма мощные, монументальные, - Кирилл Серебренников и Миндаугас Карбаускис.

Вот они и тянут лямку за все поколение, наши неутомимые титаны, идущие пока без потерь.

Здесь, в этой точке, нам следует перейти к центральной тенденции минувшего театрального сезона. Маниакальный интерес к студенческому театру, альтернативные пути поиска театральной свежести.

Три дипломных курса завладели вниманием общественности на вполне законных основаниях, потому что их выпустили педагоги, впервые взявшиеся за труд самостоятельного обучения, - Сергей Женовач, Кама Гинкас и Константин Райкин.

Курс Женовача в ГИТИСе унаследовал от педагога милоту, приветливость и христианскую добродетельность: специфически мужской курс, он очаровывает зрителя рубленностью, «нетеатральностью» лиц, суровым, без кокетства и каботинства поведением, внушенной педагогом нацеленностью на позитивные ценности. В строгом соответствии с принципами ансамбля (тут хочется сказать: соборности) они играют «Мальчиков» с глубинной «достоевщиной», но о милосердии и воспитании духа; «Мариенбад» - эпистолярный роман Шолом-Алейхема, лихую еврейскую комедию, исходящую ядом и любовью в отношении смешных людей из провинции. И глубокая версия пьесы Островского «Поздняя любовь», без излишних страстей и купеческой удали, и игровой, фонтанирующий Шекспир в «Как вам это понравится», и суровая российская мистика в «Ехай».

Сергей Женовач
Все, что выпускает курс Женовача, становится на порядок выше иных театральных новостей; все чаяния направлены на то, чтобы необыкновенно удачный курс стал театром - хотя бы во имя справедливости, которая совсем не всегда сопровождала судьбу режиссера Женовача, не раз терявшего свои театры.

Курс Константина Райкина в Школе-студии МХАТ оказался так же необыкновенно урожайным. Лучшие из них приняты в труппу «Сатирикона», и теперь за ними имеет смысл хорошо следить. Несмотря на все наветы, Райкин обладает-таки способностью выводить звезд - это видно хотя бы по среднему поколению «Сатирикона»: Сиятвинде, Аверину, Стекловой, Суханову, Трибунцеву.

С необыкновенной нежностью «райкинцы» сыграли мюзикл по «Снегурочке» «Страна любви» - их поколенческий взлет, усиленный образом любовной жертвы, фантастического «горения» ради искусства.

В стенах Школы-студии можно видеть их «Сцены из семейной жизни» - драматичнейший опыт освоения сценария Ингмара Бергмана, где, меняясь парами, актеры воссоздают картину мерного уничтожения одной счастливой семьи. Крепкий, красивый, изящный курс, который не сможет пропасть в театральном мире.

Наконец, режиссерский курс Камы Гинкаса в той же самой Школе-студии МХАТ. С ними произошла почти невероятная вещь: Кама Гинкас, отрицающий современную пьесу 2000-х годов, несмотря на то, что начинал карьеру в Москве именно с постановок Володина, Галина, Радзинского, решил заставить своих учеников самостоятельно погрузиться в мир новой драмы, новой речи, новых ритмов и конфликтов. Поступив мудро и толерантно, даже наступив на горло собственной песне, Гинкас вывел первое режиссерское поколение, воспитанное на драматургии, адекватной им самим.

Шестеро учеников Гинкаса дебютировали в профессии с текстами своих современников: Ирина Керученко («Фантомные боли» Василия Сигарева), Антон Коваленко («Пять двадцать пять» Данилы Привалова, «Дембельский поезд» Александра Архипова), Илзе Рудзите («Свадебное путешествие» Владимира Сорокина), Алена Анохина («Вилы» Сергея Калужанова), Максим Кальсин («Полковник Птица» Христо Бойчева), Роберт Олингер («Настоящий Запад» Сэма Шепарда).

Эта ситуация подмены профессионального театра студенческим (случай редкий, но не уникальный) показывает, что Москва сегодня тоскует по новым именам, ждет их.

В сущности, вся инфраструктура сегодня настроена не обслуживать авторитеты, а разыскивать тех, которые могли бы ими стать, и выводить потихонечку «в люди».

Кому-то покажется, что путь со студенческой скамьи к «Золотой Маске» нынче слишком короток, быстро выхолащивает художника хотя бы той скоростью, с которой ему приходится выдавать шедевры, соответствующие статусу вундеркинда.

Не стоит укрываться, и это сегодня присутствует, многие уже сошли с дистанции.

Время укорачивается, скорости увеличиваются, и уже театру нужно плясать под современный темпоритм, который, как известно, совпадает со скоростью электронного письма, отправленного в России, а полученного в Австралии.

Вам может быть интересно

Роскомнадзор допустил полную блокировку WhatsApp в России
Темы дня

Удар возмездия за убийство генерала Сарварова потребует хладнокровия

«Удар возмездия за убийство генерала Сарварова должен коснуться украинских разведывательных структур и служб, которые занимаются подготовкой диверсантов, действующих на территории нашей страны». Такими словами эксперты описывают возможную реакцию ВС РФ на новый теракт против российского генералитета, следы которого явно ведут к украинским спецслужбам.

Массовые увольнения дипломатов говорят о смене американской внешней политики

США приступают к масштабным сокращениям и своих дипломатических учреждений, и самих дипломатов, в том числе послов. Каких именно государств происходящее коснется в первую очередь – и как это связано и с личными взглядами руководителей в Вашингтоне, и в целом со сменой американской внешней политики?

Лукашенко назвал максимальное число «Орешников» в Белоруссии

Политолог объяснил, почему Макрон предал Мерца

В НАТО заподозрили Россию в разработке оружия против спутников Starlink

Новости

В РАН сообщили о включении «схемы Долиной» в словарь неологизмов

Словарь неологизмов 2025 года пополнится пятью новыми выражениями, которые связанны с делом о продаже квартиры певицы Ларисы Долиной, рассказал доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИЛИ РАН, руководитель группы «Словарей новых слов» Валерий Ефремов.

Кремль отреагировал на отказ Алиева приехать в Петербург на саммит СНГ

Кремль с пониманием относится к решению президента Азербайджана Ильхама Алиева не посещать неформальный саммит СНГ в Петербурге, заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

Командующий ВМФ Британии заявил об угрозе подводных атак России

Британский командующий ВМФ Гвин Дженкинс заявил, что Россия якобы готовит субмарины для возможных диверсий против подводных кабелей и трубопроводов, представляющих стратегическую важность для Британии.

В результате взрыва бомбы в Москве погиб генерал Генштаба Сарваров

Начальник управления оперативной подготовки Генштаба Вооруженных сил России генерал-лейтенант Фанил Сарваров скончался при взрыве бомбы на автомобиле в столице, сообщил Следственный комитет.

Макрон объявил о строительстве нового авианосца

Президент Эммануэль Макрон анонсировал строительство современного авианосца для замены устаревающего корабля «Шарль де Голль» (Charles de Gaulle) с вводом в строй в 2038 году, сообщает Reuters.

Euroclear похвалил решение ЕС отказаться от изъятия активов России

Бельгийский депозитарий Euroclear поддержал решение ЕС не использовать замороженные российские активы для предоставления кредита Украине, сообщили в депозитарии.

Мишустин объявил о планах повышения пенсий по старости

Пенсионные выплаты для граждан старшего возраста в России будут увеличиваться, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на оперативном совещании со своими заместителями.

В Тбилиси оскорбились игнорированием ЕС коррупции на Украине и в Молдавии

Правящая «Грузинская мечта» возмутилась отсутствием упоминаний катастрофической ситуации с коррупцией и правами человека на Украине и в Молдавии в декабрьском ежегодном докладе Евросоюзе по расширению, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Российские войска освободили Вильчу в Харьковской области

Подразделения группировки «Север» взяли под контроль населенный пункт Вильча в Харьковской области.

Евросоюз перевез на Украину ТЭС из Литвы

Еврокомиссия завершила крупнейшую европейскую логистическую операцию по транспортировке тепловой электростанции из Литвы на Украину.

СВР заявила о подготовке к бегству за границу чиновников Украины

Многие влиятельные украинские чиновники и бизнесмены уже вывезли семьи за рубеж, а финансовые активы перевели на счета в западных странах, функционеры киевского режима готовятся покинуть Украину после его неминуемого падения, сообщило пресс-бюро Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР).

Рябков сообщил о готовности России зафиксировать отказ нападать на НАТО

Россия не планирует нападать на страны Евросоюза и НАТО и готова закрепить это юридически, заявил заместитель главы МИД Сергей Рябков на площадке международного дискуссионного клуба «Валдай».
Мнения

Ирина Алкснис: «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.

Тимофей Бордачёв: Почему потомки Уленшпигеля не дали украсть российские деньги

Бельгия – один из столпов европейской цивилизации со всеми ее выдающимися и отвратительными особенностями. И она же стала порогом, о который споткнулась самая серьезная попытка Запада совершить открытый грабеж российских средств.

Владимир Касютин: Собаки и кошки – мягкая сила России

Выяснилось, что среди наших соседей – бывших республик СССР и даже стран Восточной Европы – велик запрос на простые человеческие истории о любви и преданности. Что забота о животных и признательность к ним – универсальна.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов