Клуб читателей

Николай Андрющенко
моряк, переводчик

В порту я увидел жизнь иностранных моряков изнутри

4 июня 2015, 17:30

Фото: из личного архива

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Николая Андрющенко о том, как ему удалось познакомиться поближе с условиями жизни и работы моряков-иностранцев.

Я беспрепятственно ходил к морякам-иностранцам, но с единственным условием

В откликах на статью про гибель БАТМ «Дальний Восток» меня поправили: «Вы слишком многого требуете от второго помощника. Балластные операции, вопросы остойчивости, организация любых палубных работ – прерогатива старпома».

Чтобы не было лишних вопросов у моряков и у неморяков, объясняю от самой печки. Даже от трех.

Во-первых, так у меня получилось в морской карьере, что первые годы моим районом плавания были южный Каспий и северная Атлантика – ловил рыбу рыбнасосом и тралом. Потом на транспортном рефрижераторе возил рыбу всюду, куда прикажет хозяин.

Когда стал вторым помощником, то облазил половину стран на берегу Атлантики, а чаще всего – Кубу и Африку. В Африке был за проходной порта только в Дакаре и Абиджане – в городе опасно и скучно. Потому все моряки во время стоянки в африканских портах – и советские тоже – ходили друг к другу в гости.

И первое, и главное, что меня интересовало на иностранных судах, – их условия жизни, работы, оплаты. При этом отметил такую закономерность: все славяне, моряки с берегов Средиземного моря и из Латинской Америки открыты для общения – и приглашение принимают, и в гости приглашают.

Моряки из Северной Европы и Северной Америки – 50/50, то есть могут и пригласить, а могут и нет. При этом припоминается такой случай: в Дакаре стоял рядом английский круизный теплоход с туристами. Кто-то из наших пытался туда пройти – получил от ворот поворот.

А потом выяснилось, что у них полетел электродвигатель рулевой машины. Англичане в рейсе ремонтом не занимаются, а это значит: надо ждать ЗИПы самолетом. А ожидание влечет за собой сбой графика, потерю времени, репутации и прибыли. Англичане обратились к нашим механикам, и те за один рабочий день двигатель перемотали.

А что потом случилось – представить трудно: две машинные команды, наша и английская, учинили такой кутеж, что «бардаки» надо вешать. Оба капитана схватились за головы, а напрямую запретить нельзя – ведь важную работу обмывают. Вот тебе и «чопорные англичане»...

С финнами, корейцами и особенно японцами туго было дело: дальше кают-компании или салона не пущают. И все-таки однажды подсмотрел условия жизни японцев: какой-то ужас, как сельди в бочке, у нас даже на сейнере водоизмещением 150 тонн такого не видел.

С японцами связан такой эпизод: они стояли у нас вторым корпусом, отходили, я командовал швартовой командой на баке. Я приказал боцману конец не сбрасывать в воду, а передать на легости. Сделал так потому, что между двумя бортами образовалась шайза, или дрек, на морском жаргоне так называется вся плавающая дрянь на воде – мусор, грязь, мазут и прочее. Японские боцман и офицер переломились в пояснице пополам, и впервые мы увидели их улыбки.

Второе можно сегодня рассказать: я подписки не давал. В советское время была такая поповская должность – первый помощник капитана, то же, что попка, помполит, замполит, etc. Потому с тех пор всех попов презираю, и неважно, как он называется: кюре или ребе. Главное – рот закрыл – рабочее место убрал. Один из таких увидел в моей каюте учебники и книги на иностранных языках и донес в КГБ.

Те пришли, посмотрели, посмеялись и... предложили работу – быть стукачом на судне. Я отказался, должность не позволяет и времени нет. Тогда они предложили другую работу, если без подробностей и коротко – быть экономическим шпионом. То есть и в иностранных портах, и на иностранных судах собирать всю экономическую и персональную информацию. Я согласился.

Разумеется, капитаны об этом знали, и я беспрепятственно ходил всюду с единственным условием – не привлекать внимания экипажа. Только один капитан ревновал или завидовал, правда, он был старовером с партбилетом в кармане, а все относились с юмором: «Ну, что ты сегодня накопал?» То есть у меня была возможность посмотреть на жизнь и работу иностранных моряков изнутри.

Третье: у меня в Москве были два друга (увы, оба погибли в автокатастрофе). Когда они узнали, что меня интересует история мореплавания, то посоветовали обратиться в библиотеку иностранных языков, которой руководила дочь Косыгина, хотя Гвашиани. Кстати, лучшей библиотеки я не видел.

Эти три источника плюс собственный опыт позволили собрать информацию воедино. Магеллан впервые ввел систему вахт, обязанностей и заведования для офицеров. Он же ввел впервые вахты четыре часа через восемь. Дрейк эту систему усовершенствовал.

По системе Дрейка, старший помощник – администратор, второй – грузовой и начальник продовольствия, третий – штурманский и кассир. На крупных судах, например на плавбазе, где экипаж 200 человек и более, у старпома есть четвертый помощник, и даже пятый – пожарный.

По системе Магеллана, старпом администратор и грузовой, второй – штурманский, третий – начпрод и кассир. Во всем мире на гражданских судах действует та или другая система вахт и обязанностей: система Магеллана – на берегах Средиземного моря, в Латинской Америке и в арабских странах, во всех остальных, включая Россию – система Дрейка. Магеллан своих помощников назвал по-португальски – inmediato, отсюда англ. mate, отсюда русская калька – помощник.

Конечно, могут быть какие-то незначительные отклонения, но во всем мире действуют только эти две системы. Отклонения зависят от страны, ведомства, тоннажа и назначения судна. В военном флоте иначе. Смотрите устав службы, этой темы не касаюсь.

Взгляд филолога хочу проиллюстрировать таким примером. Единственная газета, которую читаю и выписываю последние лет семь, а может, и десять, – это «Аргументы недели». Читаю только из-за двух авторов: Вяткин и Гурдин.

Но как только газета что-то публикует на морскую и/или рыболовную тему – уши заворачиваются в одну сторону, а потом в другую из-за невежества. Пишут почти в каждом номере, пишут так, словно авторы – это монгольские араты из пустыни Гоби. Самое безобидное – «капитан корабля плавает по морю».

Во-первых, должность «капитан корабля» существовала лет 20 в 18-м веке. Это сапоги всмятку. Во-вторых, у поморов есть поговорка: бревно, г..но и щепка плавают по морю, моряк в море ходит, рыбак море пашет, ездок – ездит. Тут ни прибавить, ни убавить. А если пишут про рыбу, то получается еще смешнее. Например: в Черном море обнаружился шпрот. Или рыболовецкий корабль.

Покажите мне пальцем – что это такое. А почему не авианосец? Рыболовецкий и рыболовный путают почти все и постоянно, а ведь они образованы от разных основ. Лень подумать? Можно продолжать до бесконечности. И это только в одной газете, любимой. А про другие и говорить не стоит. Я трижды писал в «Аргументы недели»: и стыдил, и смеялся, и поправлял, и свой словарь выслал – бесполезно, никакой реакции, никакого ответа, сапоги всмятку варятся почти в каждом номере.

Как сказал в одной лекции Андрей Зализняк, что касается языка, то люди очень ленивы и нелюбознательны. Абы что-то сказать, произнести слово, а что стоит за словом – не задумываются. Лень протянуть руку и посмотреть в словаре.

Может быть, это мое субъективное мнение, как мне кажется, но журналист – это отчасти следователь, «опер», он должен многократно перепроверить информацию и терминологию, прежде чем ее опубликовать. В этом отношении мой идеал – Игорь Петрович Рудников, основатель, хозяин и редактор газеты «Новые колеса» из Калининграда.

Вам может быть интересно

Медведев удивился мирным заявлениям Писториуса и Стубба
Темы дня

Почему Гренландия становится приоритетной целью для США

Специальный посланник Дональда Трампа отныне будет заниматься реализацией мечты хозяина Белого дома присоединить Гренландию к Соединенным Штатам Америки. Что это за человек и почему Трамп, несмотря на категорическое сопротивление всей Европы, так стремится обладать этим северным островом?

«Золотые линкоры» Трампа разорят ВМС США

«Умение проектировать новые корабли утрачено американцами, и это видно на всех ныне реализуемых в ВМС США проектах» – так эксперты комментируют планы Дональда Трампа по созданию «золотого флота». Его основой станут линкоры нового класса, нескромно названные в честь американского лидера. Какими они будут и зачем американская администрация начинает заведомо нереализуемую программу?

В Госдуме отреагировали на жалобы WhatsApp

Эксперт объяснил увеличение количества волков в России

Политолог объяснила желание Зеленского поменять даты праздников на Украине

Новости

Цена российской нефти Urals упала до 34 долларов за баррель

Стоимость российской экспортной нефти марки Urals резко снизилась до около 34 долларов за баррель, что стало прямым сигналом влияния американских санкций на энергорынок России, пишет Bloomberg.

Названы лидеры по гонорарам среди артистов на новогодних корпоративах

Самыми высокооплачиваемыми артистами на новогодних корпоративах в этом году стали группа «Ленинград» и Филипп Киркоров, чьи гонорары начинаются от 20 млн и 12 млн рублей соответственно.

Поддерживаемая США группировка атаковала армию Сирии в Алеппо

Столкновения между армией Сирии и поддерживаемой США курдской группировкой привели к жертвам в Алеппо и помешали реализации интеграционного соглашения, сообщает Bloomberg.

Госдума увеличила штрафы за навязывание дополнительных услуг

Депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтениях законопроект об увеличении штрафов за навязывание потребителям дополнительных товаров и услуг.

ВС России нанесли массированный удар возмездия по Украине

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России утром во вторник ВС России нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного и воздушного базирования, в том числе аэробаллистическими гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» и беспилотниками по предприятиям военно-промышленного комплекса (ВПК) Украины и обеспечивающим их работу объектам энергетики.

Эксперты представили политические итоги 2025 года

Социальная архитектура стала символом 2025 года и ключевым инструментом развития государства. Самыми заметными событиями года можно назвать переговорный процесс России и США, а также празднование 80-летия Победы. К таким выводам пришли участники круглого стола Экспертного института социальных исследований и ВЦИОМ на тему: «Политические итоги 2025 года».

Освобождены днепропетровская Андреевка и харьковская Прилипка

Подразделения группировки «Восток» продолжили продвижение вглубь обороны противника и освободили Андреевку Днепропетровской области. А группировка «Север» взяла под контроль Прилипку в Харьковской области.

Российских юных фехтовальщиков допустили к турнирам с государственной символикой

Российские юниоры получили разрешение выступать на международных турнирах по фехтованию с государственным флагом и гимном после пересмотра правил участия.

В Кремле сообщили о возвращении 167 тыс. ветеранов из зоны СВО

Из зоны проведения специальной военной операции вернулись порядка 167 тыс. ветеранов боевых действий, заявил начальник управления президента России по общественным проектам Сергей Новиков.

Миндич отказался возвращаться на Украину и покидать Израиль

Бизнесмен Тимур Миндич, связанный с Владимиром Зеленским, не планирует возвращаться на Украину, предпочитая оставаться в Израиле из-за удобств гражданства, пишет издание «Украинская правда», чей журналист пообщался с Миндичем.

Украина запросила у Польши экстрадицию задержанного археолога Бутягина

Варшавская окружная прокуратура получила официальный запрос от Украины об экстрадиции российского археолога Александра Бутягина, задержанного в Польше.

Росприроднадзор ответил на обвинения финнов в миграции волков из России

Рост численности волков отмечен не только в европейской части России, но и в других странах Европы, а обвинения в миграции хищников названы Росприроднадзором необоснованными. Об этом заявил советник руководителя ведомства Амирхан Амирханов.
Мнения

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.

Игорь Мальцев: В России нет «потерянных» поколений

В критических условиях в молодежи проявляются лучшие черты русского характера. Какое «потерянное поколение»? Какое по счету? Пустые это разговоры.

Ирина Алкснис: «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов