В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Антона Копасова о том, как чемпионат мира – 2018, который должен пройти в России, пытаются сорвать.
Как они собираются надавить на ФИФА? Вариантов несколько
В великом американском походе на Россию белодомные стратеги используют снаряды различного калибра. От дымовых шашек – «Пусси» и Стивена Фрая – до вакуумных бомб: Майдан украинский. Все это уже взорвалось, дым рассеялся, жертвы подсчитываются.
Но есть еще одна пока неразорвавшаяся бомба, которая может грохнуть прямо посреди России и нанести существенный материальный ущерб. Эту мину подложили себе мы сами, а пульт управления оставили в руках «наших западных партнеров» – или, по-народному, неприятеля.
Я говорю, конечно же, о чемпионате мира по футболу 2018 года. Не знаю, нужно ли пояснять, почему вдруг праздник всероссийских любителей мяча превратился в мину замедленного действия.
Все знают о разнице в цене на нефть в день голосования в ФИФА и нынешний, да и о санкциях население осведомлено не хуже. Более того, уже успели почувствовать оба эти рычага «Перезагрузки» на собственных кошельках.
В этих новых условиях не лишне припомнить опыт соседней футбольной державы. Одним из подарков, оставленных дуэтом Ющенко – Тимошенко их преемнику, было право проведения чемпионата Европы по футболу в 2012 году. В условиях тотальной коррупции и разворовывания бюджета страны режимами Кучмы – Пинчука и газовой Юлии это право для Януковича превратилось в непосильную обязанность.
Тем не менее выхода у Януковича не было. Долларовая оппозиция и пресса следили за каждым его шагом, и отказ от проведения ЧЕ-2012 поставил бы крест на его политической карьере на два года раньше, чем в итоге получилось. Праздник удался. На похмелье осталась пустая казна и долги. В 2014-м все это всплыло пеной на Майдане.
Россия, к счастью, несмотря на трудности, находится в более стабильном положении. Однако учитывая, что все последние Олимпиады и ЧМ приносили организаторам серьезные убытки, дополнительный удар по экономике вряд ли будет к месту.
Зная экономическую составляющую проведения подобных мероприятий, многие государства, тем не менее, идут на жертвы. Делается это в имиджевых целях. Поднять престиж страны, подхлестнуть туризм, получить доброжелательную рекламу – все это стоит денег.
Однако после Олимпиады в Сочи я очень сомневаюсь, что в России остались оптимисты, надеющиеся на то, что Запад не пустится во все тяжкие, дабы испортить праздник. Послушная Госдепу пресса нароет столько грязи и раздует из нее столько пузырей, сколько нужно для того, чтобы рекламу превратить в компромат и очернительство.
Но и это еще не самый худший вариант. Наблюдая за публикациями в англоязычной прессе, легко разглядеть следы продуманной, пошаговой кампании, конечная цель которой – лишение России права проведения ЧМ-2018.
Самый авторитетный английский футбольный журнал «Уорлд Соккер», например, из номера в номер выделяет по развороту на разоблачение коррупции при выборе хозяев мирового первенства и требование признать недействительными итоги голосования.
Причем многочисленные факты подкупа британские СМИ вскрыли у Катара, а отобрать чемпионат призывают у России. Для людей, мало-мальски знакомых с политической кухней большинства западных стран, это не выглядит парадоксом.
Катар вместе с саудитами уже давно снабжает черным налом как правящие партии, так и оппозицию по обе стороны Атлантического океана. А Россия в последние лет десять исполняет роль мальчика для битья за чужие грехи.
Что интересно, если еще год назад западные СМИ алкали немедленной экзекуции над страной – организатором следующего чемпионата, то затем они сбавили скорость. Видимо, кто-то знакомый с военным делом объяснил, что мина наносит существенный ущерб только тогда, когда объект подойдет поближе. Терпение, только терпение, как говорится.
Сейчас грохочет коррупционный скандал, но у наших друзей есть козыри в рукаве. Дело с коррупцией может и не привести к ожидаемому результату. Ничего, работа ведется.И действительно, если отобрать чемпионат сегодня, то потери для организаторов будут не такими уж большими. Другое дело, если это произойдет за год до начала первенства, когда стадионы уже почти построены, отели возведены и прочие логистические и маркетинговые затраты сделаны.
Как они собираются надавить на ФИФА? Вариантов несколько. Самый простой – бойкот. Но его, скорее всего, оставят на крайний случай. К бойкоту легко присоединится вся Европа и США, однако совсем не очевидна поддержка данного мероприятия федерациями Южной Америки и Африки. А они имеют вес.
Гораздо эффективнее добиться от Блаттера и компании удаления России с футбольного поля. Провинность должна быть такой, чтобы кровь застыла в жилах у всей рукопожатной общественности. То есть даже хуже, чем штраф за гей-пропаганду в школах.
В последнее время крайне активизировалась базирующаяся в Англии организация FARE, которая борется с расизмом на стадионах. Ее лидер, некто Пиара Пауэр (Piara Powar), уже объявляет ультиматумы Платини и решает, кого казнить и миловать в английской премьер-лиге. В октябре он уже призывал бойкотировать ЧМ-2018, после наказания клуба ЦСКА. Неделю назад его организация при содействии ФИФА перешла к более решительным действиям.
FARE дала России два года на исправление ситуации с расизмом. В течение этого времени все международные матчи, проводимые на российских стадионах, будут посещаться специальными инспекторами по расизму. В случае отрицательного вердикта инспектора на стадионы будут накладываться дисквалификации.
Если отрицательных протоколов наберется несколько, движение – напомню, совместно с ФИФА – просто отлучит Российскую Федерацию футбола от участия в международных соревнованиях, на время (на какое, можете догадаться сами).
Причем у самого Пиары отношение к расизму довольно своеобразное. В ответ на дисквалификацию Анелька за модифицированный наци-салют, популярный среди французских арабов как антисемитский жест, он сказал, что «не одобряет подобного празднования гола, но проступок Анелька далеко не так плох, как преступление Суареса, назвавшего защитника МЮ негром».
Англичане постоянно заявляют о том, что ЧМ-2018 у них отобрали и что они в случае дисквалификации России готовы выручить ФИФА. В такой ситуации трудно предположить, что у них возникнут проблемы с людьми, готовыми прийти на помощь цивилизованному Западу и пронести на российские стадионы столько расистских баннеров, сколько потребуется.
Но вернемся к 2018-му. «Ну и пусть не приезжают, а нам новые стадионы достанутся!» – скажет истинный поклонник футбола. Я тоже болельщик со стажем, но к строительству новых стадионов отношусь крайне пессимистично.
Если даже в Бразилии четыре свеженьких арены из тех, что были построены к ЧМ-2014, уже используются не по назначению – автобусные стоянки, склады и т. д., то что говорить о стране, где на матчах команд премьер-лиги заполнить треть 20-тысячных трибун считается большой удачей.
По моему мнению, руководство РФС должно еще раз тщательно проанализировать ситуацию, и если отказ невозможен, то хотя бы минимизировать потери. Сократить до минимума число городов-участников, отказаться от различных экстразатрат на те объекты, которые не могут быть использованы в гражданской – не футбольной – жизни.
России нужен был зимний лыжный курорт в Краснодарском крае. А вот нужны ли нам в нынешней ситуации миллиардные затраты на профессиональный футбол, это большой вопрос.