В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Константина Карасева о том, чем отличается коммунизм от фашизма и можно ли ставить между ними знак равенства.
На смену глобализму идет новый исторический формат: цивилизационные проекты
В свое время Аристотель говорил ученикам перед началом очередного философского диспута: условимся о терминах. Дабы ученики не спорили попусту, когда один говорит нечто, а другой понимает совсем иное.
Именно так и обстоит дело с развернувшейся в последнее время полемикой в отечественных и западных СМИ: можно ли приравнивать коммунизм (социализм) к нацизму (фашизму), а Сталина – к Гитлеру? Идеологические службы США и ЕС активно внушают всем: ставьте знак равенства между этими понятиями.
Даже киевский режим – и тот включился в эту гонку. Не отстает от этого и наша отечественная «оппозиция».
Казалось бы, после Нюрнбергского процесса расставлены все точки над i и все ясно по теме нацизма. И вдруг такое – вали коммунистов и фашистов в одну кучу, нет между ними разницы. Чтобы лучше понять, так ли это, хорошо бы задуматься, с чего бы это рождались такие «откровения» и откуда ветер дует.
Погода в этом случае определяется социально-политическими мировыми процессами. Постепенно набирает силу тенденция отмирания глобализма. Эти обстоятельства были заметны и раньше, но явный старт построению нового миропорядка был дан в самом начале 2014 года, проявившись как «коричневая революция» на Украине.
На смену глобализму идет новый исторический формат: цивилизационные проекты (ЦП). В рамках этого развития глобалистские объединения раскалываются не по государствообразующему признаку, а по принципам цивилизационной общности, где экономика несколько отходит на второй план.
В этих условиях активистам таких процессов (США) необходимо иметь подходящую данному случаю идеологическую базу. Она проста: коммунизм так же плох, как и нацизм, они равны: все нормальные страны, давайте к США и ЕС. Такое злостное искажение исторических процессов нужно четко осознать и опровергнуть, как наглые бредни, каковыми оно и является на самом деле.
Национал-социализм – или, сокращенно, нацизм – это форма общественного устройства и идеология. Ассоциируется чаще всего с гитлеровской Германией, ницшеанством и некоторыми другими основами. Фашизм, от fascio (фасция), переводится как «соединение» или «пучок» (фашина), символизирует единство.
Рождение этого политического движения чаще всего связывают с Италией. Нацизм и фашизм – понятия чрезвычайно родственные, и дальше я буду употреблять более привычный российскому уху термин «фашизм».
Идеологически фашизм базируется на антикоммунизме, ксенофобии (страх-ненависть к чужим) и доктрине о нравственности геноцида по отношению к «неполноценным расам». Добавлю, что современная украинская бандеровщина есть частный случай фашизма с некоторыми специфическими особенностями.
Социализм, первая фаза коммунизма – это форма общественного устройства и идеология. Впервые термин «социализм» появился в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» в 1834 году. Идеологически социализм (коммунизм) базируется на отрицании капитализма, на равноправии народов, на понятиях классового общества и на недопустимости эксплуататорских социальных слоев в обществе.
Отсюда, собственно, и вытекают цели и задачи как нацизма (фашизма), так и коммунизма (социализма). Как решаются задачи построения рассматриваемых общественных устройств, определяется методом и политико-экономической практикой.
Коренной вопрос любой государственной власти – это вопрос о формах собственности на средства производства. Фашизм никак принципиально не менял основы экономической модели капитализма, полностью сохраняя один из ключевых принципов – наличие и широкое применение частной собственности на средства производства (ЧССП). Переходным звеном к практике государственного функционирования в гитлеровской Германии являлась нацистская партия НСДАП – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия.
Социальный упор делался на рабочих, средний класс и бюргерство. Форматом практического функционирования была жесткая диктатура с элементами ярко выраженного вождизма и милитаризацией экономики. Логичным финалом развития такого общества была военная экспансия в соседние страны. Для нашей страны это был вариант Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Коммунистическое строительство на практике нашей страны коренным образом отличалось в вопросах экономики от капиталистического уклада. Конституирующим признаком социализма является широкое применение государственной собственности на средства производства (ГССП). В практике государственного функционирования также лежит жесткая диктатура с элементами вождизма и идеологическая экспансия, направленная на создание стран социалистического лагеря.
Связующим звеном между социалистическим принципом экономики (ГССП) и практикой хозяйствования в СССР являлась Коммунистическая партия. Обязательной спецификой социализма является однопартийность, а также конституционно закрепленное право партии на контроль и управление силовыми структурами и государственным аппаратом.
С отходом от этих принципов социализм стал структурно разрушаться. Попытки построения социализма «с человеческим лицом» закономерно закончились крахом системы. К этому были и чисто экономические предпосылки, но здесь их рассматривать нет смысла ввиду краткости формата статьи.
Итоги и выводы очевидны. Фашизм, опираясь на классические модели капиталистического развития экономики, проводил в жизнь бесчеловечные принципы геноцида «низших» народов ради господства других, объявленных арийскими расами. Фашисты добивались благополучия избранных наций, уничтожая и порабощая «низшие». Они загоняли общество в тупиковую модель развития, где звериная идеологическая надстройка пожирала нормальный экономический базис.
У коммунистического строительства возникли иные системные проблемы. Внедряя в общество гуманные принципы развития, оно опиралось на бесперспективную экономическую модель государственного хозяйствования. Победив военным путем фашистскую модель развития общества, коммунизм оказался колоссом на глиняных ногах.
Хронически проигрывая капитализму в производительности труда, социализм получил фатальное разложение идеологических принципов в обществе. Коммунисты стремились к благополучию всех наций, но на принципах классового общества. В наше время левые партии смягчили эту позицию, оставив понятия «трудящихся» и «эксплуататоров».Коммунизм и фашизм – понятия, корректно не сравнимые. Опираясь на диктаторские методы достижения целей, они имели совершенно разные конечные задачи на построение общества. Фашисты стремились любыми путями к господству арийских рас, которые они определяли по своему усмотрению, над «низшими» расами и народами.
Коммунисты стремились к равенству и благополучию всех народов, опираясь на классовую теорию развития общества, где предусматривалось неравенство разных классов и социальной прослойки. Одних пришлось подавить, как маньяков-убийц, другие выдохлись сами, как взявшие на себя непосильную ношу.
А тот, кто мешает в общую кучу такие несопоставимые понятия, либо недопонимает (что не может служить оправданием), либо сознательно обманывает, имея самые низменные цели. Люди, будьте бдительны, говорил человек, написавший «Репортаж с петлей на шее». Это было актуально тогда и не менее значимо сегодня.