Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияСМИ: Роснефть хочет купить «Черноморнефтегаз» Лисина
Нефтяная компания Роснефть решила приобрести ЗАО «Черноморнефтегаз», которым владеет богатейший предприниматель России Владимир Лисин, сообщили источники, знакомые с ходом переговоров.
Госкомпания, которая уже является миноритарным акционером «Черноморнефтегаза» (0,11%), собирается приобрести у кипрской GRT Investments Ltd еще 99,89% акций. По словам собеседников, переговоры планируется завершить в начале осени, передает Коммерсант.
Точная сумма сделки пока неизвестна. Один из собеседников оценивает ее в «несколько сотен миллионов долларов», а другой уточняет, что сейчас речь идет о 300-400 млн долларов. Источник, близкий к Роснефти, добавляет, что окончательная сумма оценки будет зависеть от понимания того, предоставит ли правительство льготы для разработки шельфовых месторождений. В «Черноморнефтегазе» от комментариев отказались. Представитель Роснефти подтвердил, что «компания получила коммерческое предложение о покупке акций «Черноморнефтегаза», которое сейчас рассматривается».
ЗАО «Черноморнефтегаз» было создано в 1998 году. В 2002 году компания получила разведочные лицензии на два участка в Черном море - Юго-Восточный и Северо-Западный, а также на два в Азовском - Палеозойский и Високосный. Срок их действия истекает в 2012 году. На участках были проведены сейсмические работы. Ресурсы компании на Черном море оцениваются в 150-300 млн тонн условного топлива, на Азовском - в 50-100 млн тонн.
Изначально 51% «Черноморнефтегаза» принадлежало ООО «Научный центр морских нефтегазовых технологий», а оставшееся - ОАО «Краснодарнефтегаз». Но в 2002 году была проведена допэмиссия акций, и доля «Краснодарнефтегаза» сократилась до 0,11%. В 2003 году «Роснефть», получив контроль над «Краснодарнефтегазом», попыталась оспорить в суде результат допэмиссии, но ей это не удалось. Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, с 2003 года Роснефти неоднократно предлагалось партнерство в проекте, но она отказывалась. Собеседник пояснил, что Роснефть мотивировала отсутствие интереса к активу «большими политическими, геологическими рисками и занятостью процессом ассимиляции активов ЮКОСа».
Но в 2010 году Роснефть вернулась к идее покупки «Черноморнефтегаза». Госкомпания хочет закрепить свои позиции на шельфе Черного моря, поясняет один из собеседников. Право разрабатывать шельф имеют только госкомпании, поэтому и Владимир Лисин активизировал поиск покупателя. Также структурам бизнесмена принадлежит и ОАО «Северная нефтегазовая компания», владеющее лицензиями на разведку на трех Кольских участках шельфа Баренцева моря, но о переговорах по продаже этой компании источники ничего не знают.
Роснефть пока добычи на Черном море не ведет, хотя ей принадлежат права на три лицензионных участка в его акватории. Первым Роснефть собиралась разрабатывать Вал Шатского, в июле 2010 года к этому проекту была привлечена американская Chevron. Однако результаты сейсмики не удовлетворили Chevron, она поставила под сомнение наличие на участке коммерческих запасов и вышла из проекта. Сейчас Роснефть, по словам ее президента Эдуарда Худайнатова, ведет поиск нового партнера. Среди возможных претендентов - американская Exxon Mobil, с которой Роснефть в январе подписала меморандум о совместном освоении Туапсинского прогиба в Черном море. У Exxon Mobil в проекте будет 33%, компания готова вложить в него порядка 1 млрд долларов. Также Роснефти принадлежит лицензия на Южно-Черноморский участок, компания подала заявку в Минприроды на блок в Азовском море.
По словам аналитика Банка Москвы Дениса Борисова, Роснефть расценивает инвестиции в шельф как стратегические, а черноморский регион является привлекательным еще и с логистической точки зрения. Стоимость сделки по «Черноморнефтегазу» эксперт оценивает в 200 млн долларов, при этом новому владельцу придется потратиться еще и на бурение разведочных скважин, каждая из которых обойдется примерно в 30-50 млн долларов. Андрей Полищук из БКС полагает, что сумма сделки может составить до 400 млн долларов, если на балансе компании есть, например, дорогое буровое оборудование. Он добавляет, что добыча на Черном море «считается технологически очень сложной из-за больших глубин», поэтому Роснефть может привлечь иностранного партнера и в этот проект.