Фактически санкционеры сделали то, чего российские власти не могли добиться предыдущие три десятилетия: ограничили отток капитала из страны. Это естественным образом конвертировалось в рост инвестиций. В основном отсюда и аномальное ускорение экономического роста.
5 комментариевПремьер отправил Грефа на экспорт
Греф пошел на экспорт
Премьер-министр недоволен структурой российского экспорта. Зависимость от сырьевых рынков ставит под угрозу российскую экономику. Но изменить ситуацию в ближайшие годы невозможно, уверены экономисты. Премьер-министр готов поставить под сомнение целесообразность ликвидации Министерства внешней торговли, если Минэкономразвития не сможет усилить внешнеэкономическое направление своей деятельности.
«Внешнеэкономическая деятельность министерства недостаточно акцентирована в силу разных причин», – раскритиковал работу МЭРТ Фрадков, добавив, что актуальность этой темы понимается в министерстве, и работа в этом направлении будет усилена.
Перед министерством Грефа премьер поставил задачу особое внимание уделить созданию системы поддержки промышленного экспорта
«Если с этой задачей вам не удастся справиться, то я сделаю вывод, что реорганизация, которая была проведена несколько лет назад, связанная с ликвидацией отдельного министерства, была неоправданной», – пригрозил премьер-министр на расширенной коллегии министерства в пятницу.
Перед министерством Грефа премьер поставил задачу «особое внимание уделить созданию системы поддержки промышленного экспорта». Ранее об этом говорил президент России Владимир Путин в ходе визита в Китай.
По другим аспектам работы министерства глава правительства, впрочем, констатировал позитивные сдвиги. Одним из достижений Германа Грефа Фрадков назвал работу над среднесрочной перспективой социально-экономического развития России, которую МЭРТ пришлось дорабатывать несколько раз.
Выступая на расширенной коллегии министерства, Герман Греф не уставал повторять о необходимости «формирования благоприятного инвестиционного климата и создания условий для ускоренного развития отдельных отраслей экономики».
Развитие обрабатывающей промышленности в других секторах, кроме нефтегазового, необходимо, так как в случае снижения цен на нефть до 20 долларов за баррель «объем ежегодно выпадающих расходов из бюджета составит 900 млрд. рублей. Средства Стабфонда позволят восполнять этот дефицит только 2-2,5 года», – предупредил Греф.
При этом министр отметил, что считает темпы роста российской экономики достаточно высокими. «В России ВВП в 2005 году вырос на 6,4%, в Японии – на 2,5%, а в США – на 3,5%», – сравнил Герман Греф.
Тем не менее отечественная экономика могла бы развиваться еще быстрее, если бы не снижение темпов роста добычи нефти и газа. Михаил Фрадков уверен, что компенсировать сокращение добычи сырья можно за счет технологичного экспорта.
«Речь идет о развитии внешнеторговой стратегии с постепенным снижением количества сырьевых ресурсов среди товаров, идущих на экспорт, наряду с повышением конкурентоспособности отечественной продукции», – пояснил экономист компании «Уралсиб» Владимир Тихомиров.
В денежном выражении объемы российского экспорта существенно увеличиваются. Но нефтегазовая ориентация экономики ставит Россию в опасную зависимость от сырьевых рынков, более других подверженных резким колебаниям цен. «Основная доля принадлежит нефти и нефтепродуктам, – говорит главный экономист компании «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин. – Вместе с газом и металлами набирается 78%».
В последние годы рост экспорта в денежном выражении происходит в основном за счет повышения цен на нефть. «Если объемы поставок нефти за рубеж будут увеличиваться, то могут возникнуть перекосы в валютных курсах внутри страны», – опасается Владимир Пантюшин. Поэтому правительство бьется над задачей по изменению структуры экономики.
- Греф воюет с инфляцией
- Министров грозят уволить
- Россия не уступает США
- Наказание для миллиардера
- Минсельхоз поспорил с Грефом
- Госкомпаниям повысили план
Экономисты солидарны во мнении, что России будет сложно перестроиться на другую экспортную схему. «Требуются огромные вложения и серьезные усилия по увеличению производительности труда», – отметил Владимир Пантюшин.
Сейчас сложно представить, какая отрасль российской промышленности может стать глобальным лидером. «Если прекратить ориентироваться на сырье, то возможностей сохранить – не говоря уже о том, чтобы увеличить, – экспорт почти не останется», – считает специалист из «Ренессанс Капитала».
Владимир Пантюшин предлагает не забывать о том, что Россия всегда была лидером в экспорте сырьевых ресурсов, а все станки и оборудование ввозились из Чехии, Германии. «Ждать сиюминутного результата нереалистично, – уверен экономист. – Для того чтобы стали заметны изменения, нужно даже не пять лет. Гораздо больше».